Все уже отстрелялись по оренбургским «пчелкам», но все-таки добавлю свои пять копеек. Выскажусь на тему воспитания.
Каким образом государство может участвовать в воспитании детей и подростков? Ответ очевиден: пропагандируя и рекламируя определенные образцы, эталоны поведения. Помните, как при Иосифе Грозном? Лучший летчик — Чкалов, лучший поэт — Маяковский, лучший шахтер — Стаханов, лучший чекист — Дзержинский, лучший полярник — Папанин, лучший шахматист — Ботвинник… Думаешь, юноша, делать жизнь с кого? Вот тебе на выбор лучшие люди, герои нашего времени. Выбирай, кто тебе ближе.
Понятно, что на роль эталона назначали не всегда самого лучшего в своем деле, учитывались также лояльность, партийность, классовое происхождение, внешность и проч. Но я сейчас не о конкретных персонах, а о самом принципе воспитания. Подражай лучшим, подражай лидерам, учись у них, добейся большего, чем добились они, — примерно так этот принцип можно сформулировать.
Сегодня российское государство никаких высоких образцов для подражания будущим гражданам не предлагает. Оно предлагает им облегченную версию патриотизма, патриотизм-лайт. Да, надо любить Россию, уважать дедов, которые воевали и победили, аплодировать Путину, потому что он — классный, ну и достаточно, не надо грузить ребенка. Но ведь это все пассивные качества, не требующие от человека усилий, преодолений, борьбы.
Образцы, если и предлагаются, то из прошлого, а это совсем не то, что герой-современник.
В духе характерного русского самоедства мне возразят: а где их взять, современных героев-то, которым подражать, нету их, поисчерпались… ну и дальше все эти тоскливые лженаучные басни про иссякнувший в войнах и революциях генофонд
Если кто-то думает, что ветераны ВОВ были титанами духа, а нынешние добровольцы им в подметки не годятся, то он ошибается. В 90-х, когда в Латвии стали преследовать и сажать ветеранов войны, а мы, нацболы, их защищали, мне довелось со многими из них познакомиться. Такие же люди, с обычными человеческими достоинствами и недостатками.
Директора школ могли бы приглашать героев Новороссии выступить перед школьниками. Мой отец рассказывал, как к ним в школу приезжали, это было в 1930-х, участники боев в Испании. Дети очень восприимчивы к таким вещам. Пусть участники боевых действий в Донбассе расскажут им про чудо-беспилотники (подстегнет будущих изобретателей) или про то, как живут в подвалах их ровесники, потому что дома разрушены врагом. Конечно, обо всем этом современный школьник может узнать и из интернета. Но интернет лишь информирует человека, а школа — воспитывает.
По итогам встречи директор может организовать сбор помощи детям Донбасса. Соревнование среди классов, кто больше собрал. Пусть попробуют себя в хорошем деле.
Никакие запреты на верчение задницей в розовых трусах сами по себе ничего не дадут. Нельзя запретить энергию, ее можно только перенаправить. Даже неловко писать такие банальности. Но приходится, потому что реакция уж больно неадекватная, уныло-пуританская. Нравственность, мораль, вся эта болтовня… а энергию, которая бьет в молодом организме ключом, куда девать? Если государству нечего предложить молодежи, кроме старушечьего «надо хорошо себя вести», то на что оно, государство, вообще рассчитывает? Или красное (условно) знамя, или розовые трусы, третьего не дано.
Фото: Павел Смертин/ ТАСС