18+
четверг, 30 марта
Общество

За штурвал невезучей «Нерпы» сели индусы

Уже до конца года печально знаменитая атомная субмарина уплывет в Индию

  
5

Повторный этап заводских испытаний атомной подводной лодки «Нерпа» начался сегодня. От причала завода в Большом Камне АПЛ отчалила после обеда в 14.00 местного времени (07.00 мск).

Вот что сообщил корреспонденту «Свободной прессы» источник, близкий к проведению испытаний.

— В Японское море на борту атомохода выйдут шесть индусов. Четверо из них — это командный состав. Перед ними поставлена задача как можно быстрее освоить управление российской АПЛ. Индусы решили ускорить приемку «Нерпы», так как их командование форсируют передачу подлодки в распоряжение своего военного флота. Два других индуса, прибывших во Владивосток и участвующих в испытаниях — механики, их задача — освоить управление и обслуживание ядерного реактора. Это второй испытательный выход. В июле этого года АПЛ выходила от причалов завода в Большом Камне в Японское море на испытания и успешно провела их. Предполагается, что до конца этого года «Нерпу» на условиях длительной аренды передадут индийским ВМС.


Из досье «СП»:

Атомная подводная лодка «Нерпа» (К-152, проект 971, класс «Щука-Б») относится к подлодкам третьего поколения, она была заложена на заводе в 1991 году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость — 30 узлов, максимальная глубина погружения — 600 метров, автономность — 100 суток, экипаж — 73 человека, вооружение — четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра, четыре торпедных аппарата калибра 650 миллиметров.


Ноябрьский инцидент

Напомним, 8 ноября прошлого года во время судовых испытаний в Японском море на АПЛ «Нерпа» произошла страшная авария, унесшая жизни 20 человек. «Свободная пресса» об этом сообщала. В основном это были гражданские специалисты и создатели АПЛ — сотрудники Амурского судостроительного завода (АСЗ), судоремонтного завода «Восток» — владивостокского филиала АСЗ, где строилась «Нерпа», а также инженеры оборонных предприятий-разработчиков Москвы и Санкт-Петербурга.

Обвинение предъявлено матросу по фамилии Гробовой, который, как считают следователи, несанкционированно привел в действие систему пожаротушения, так как решил посмотреть, как действует пункт управления.

— Задача любого расследования аварии — не столько в выявлении «стрелочника», сколько в выяснении ее причин и предотвращении будущих аварий, — сказал после аварии корреспонденту «Свободной прессы» старый морской волк, экс-командир АПЛ, а ныне председатель Питерского Клуба подводников Игорь Курдин. — Насколько мне известно, результаты расследования по «Нерпе» еще не оглашены и что-то говорить конкретное — преждевременно. Но та информация, которая мне известна, указывает все же на пресловутый человеческий фактор. На подлодке много чего есть для «защиты от дурака», но абсолютной защиты быть не может в принципе. В данной аварии у каждого своя вина — от главкома, конструктора и до тех, кто находился в лодке во время аварии. Но на острие пирамиды всегда один человек. В данном случае — это матрос, который допустил грубую и непростительную ошибку. Но ведь на борту находились люди, которые обязаны были контролировать матроса. Они не проконтролировали. В итоге — эти дурацкие кнопки нажимал матрос.

Геннадий Багин, директор предприятия «Восток», вскоре после аварии заявил журналистам, что «виноват» в гибели людей ядовитый фреон, который для «Нерпы» закупили у неизвестного производителя через посредников. Брагин пообещал усовершенствовать общекорабельную систему управления «Молибден», а особенно пульты включения ЛОХ, которые, по его словам, в каждом отсеке подлодки должны иметь надежные средства блокировки, проще говоря, «защиту от дураков»…

Дорогой ремонт

Как ранее писала «Свободная пресса», в начале апреля губернатор Амурской области Виктор Ишаев неожиданно заговорил об атомной субмарине «Нерпа». Возвратившись из московской командировки глава области собрал пресс-конференцию и заявил, что Амурскому заводу для полного восстановления «Нерпы» понадобится больше миллиарда рублей:

— Эта сумма предварительная, и нужна для того, чтобы вернуть АПЛ в рабочее исходное состояние, — пояснил губернатор и добавил: — Минобороны РФ не собирается удерживать (с завода. — авт.) эти деньги, оно идет навстречу, но требуется совместная работа, чтобы каждую копеечку подтвердить.

15 апреля 2009 года губернатор Ишаев расскзал журналистам, что уже направил письмо руководству страны с просьбой обратить внимание на проблемы Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. По его словам, долгое отсутствие финансирования государственных заказов этого оборонного предприятия ставит под угрозу его дальнейшую работу.

— Нас беспокоит то, в каком состоянии находится завод. Мы понимаем, что в этом состоянии он не сможет дальше выполнять мощные государственные заказы, — сказал Ишаев. — Только на восстановление атомной подводной лодки «Нерпа», которая сошла со стапелей завода в 2008 году и на которой во время ходовых испытаний в Японском море произошла авария, необходимо 1,9 миллиарда рублей.

Владивосток

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня