Общество

За штурвал невезучей «Нерпы» сели индусы

Уже до конца года печально знаменитая атомная субмарина уплывет в Индию

  
9

Повторный этап заводских испытаний атомной подводной лодки «Нерпа» начался сегодня. От причала завода в Большом Камне АПЛ отчалила после обеда в 14.00 местного времени (07.00 мск).

Вот что сообщил корреспонденту «Свободной прессы» источник, близкий к проведению испытаний.

— В Японское море на борту атомохода выйдут шесть индусов. Четверо из них — это командный состав. Перед ними поставлена задача как можно быстрее освоить управление российской АПЛ. Индусы решили ускорить приемку «Нерпы», так как их командование форсируют передачу подлодки в распоряжение своего военного флота. Два других индуса, прибывших во Владивосток и участвующих в испытаниях — механики, их задача — освоить управление и обслуживание ядерного реактора. Это второй испытательный выход. В июле этого года АПЛ выходила от причалов завода в Большом Камне в Японское море на испытания и успешно провела их. Предполагается, что до конца этого года «Нерпу» на условиях длительной аренды передадут индийским ВМС.


Из досье «СП»:

Атомная подводная лодка «Нерпа» (К-152, проект 971, класс «Щука-Б») относится к подлодкам третьего поколения, она была заложена на заводе в 1991 году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость — 30 узлов, максимальная глубина погружения — 600 метров, автономность — 100 суток, экипаж — 73 человека, вооружение — четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра, четыре торпедных аппарата калибра 650 миллиметров.


Ноябрьский инцидент

Напомним, 8 ноября прошлого года во время судовых испытаний в Японском море на АПЛ «Нерпа» произошла страшная авария, унесшая жизни 20 человек. «Свободная пресса» об этом сообщала. В основном это были гражданские специалисты и создатели АПЛ — сотрудники Амурского судостроительного завода (АСЗ), судоремонтного завода «Восток» — владивостокского филиала АСЗ, где строилась «Нерпа», а также инженеры оборонных предприятий-разработчиков Москвы и Санкт-Петербурга.

Обвинение предъявлено матросу по фамилии Гробовой, который, как считают следователи, несанкционированно привел в действие систему пожаротушения, так как решил посмотреть, как действует пункт управления.

— Задача любого расследования аварии — не столько в выявлении «стрелочника», сколько в выяснении ее причин и предотвращении будущих аварий, — сказал после аварии корреспонденту «Свободной прессы» старый морской волк, экс-командир АПЛ, а ныне председатель Питерского Клуба подводников Игорь Курдин. — Насколько мне известно, результаты расследования по «Нерпе» еще не оглашены и что-то говорить конкретное — преждевременно. Но та информация, которая мне известна, указывает все же на пресловутый человеческий фактор. На подлодке много чего есть для «защиты от дурака», но абсолютной защиты быть не может в принципе. В данной аварии у каждого своя вина — от главкома, конструктора и до тех, кто находился в лодке во время аварии. Но на острие пирамиды всегда один человек. В данном случае — это матрос, который допустил грубую и непростительную ошибку. Но ведь на борту находились люди, которые обязаны были контролировать матроса. Они не проконтролировали. В итоге — эти дурацкие кнопки нажимал матрос.

Геннадий Багин, директор предприятия «Восток», вскоре после аварии заявил журналистам, что «виноват» в гибели людей ядовитый фреон, который для «Нерпы» закупили у неизвестного производителя через посредников. Брагин пообещал усовершенствовать общекорабельную систему управления «Молибден», а особенно пульты включения ЛОХ, которые, по его словам, в каждом отсеке подлодки должны иметь надежные средства блокировки, проще говоря, «защиту от дураков»…

Дорогой ремонт

Как ранее писала «Свободная пресса», в начале апреля губернатор Амурской области Виктор Ишаев неожиданно заговорил об атомной субмарине «Нерпа». Возвратившись из московской командировки глава области собрал пресс-конференцию и заявил, что Амурскому заводу для полного восстановления «Нерпы» понадобится больше миллиарда рублей:

— Эта сумма предварительная, и нужна для того, чтобы вернуть АПЛ в рабочее исходное состояние, — пояснил губернатор и добавил: — Минобороны РФ не собирается удерживать (с завода. — авт.) эти деньги, оно идет навстречу, но требуется совместная работа, чтобы каждую копеечку подтвердить.

15 апреля 2009 года губернатор Ишаев расскзал журналистам, что уже направил письмо руководству страны с просьбой обратить внимание на проблемы Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. По его словам, долгое отсутствие финансирования государственных заказов этого оборонного предприятия ставит под угрозу его дальнейшую работу.

— Нас беспокоит то, в каком состоянии находится завод. Мы понимаем, что в этом состоянии он не сможет дальше выполнять мощные государственные заказы, — сказал Ишаев. — Только на восстановление атомной подводной лодки «Нерпа», которая сошла со стапелей завода в 2008 году и на которой во время ходовых испытаний в Японском море произошла авария, необходимо 1,9 миллиарда рублей.

Владивосток

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня