Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
9 августа 2009 12:44

15 российских моряков растворились в Атлантике

Загадочные обстоятельства исчезновения сухогруза Arctic Sea наводят на мысль, что на борту были не только лесоматериалы

30

Сегодня, 9 августа, стало известно о том, что судно, на борту которого находятся россияне, пропало в водах Атлантического океана в районе побережья Португалии. Экипаж из 15 российских моряков следовал под флагом Мальты в Африку, на борту сухогруза, предположительно, находился лес. Уже 4 августа судно должно было попасть в порт назначения — Алжир, Беджайя, но 28 июля связь с командой оборвалась и с тех пор нет никаких данных о местонахождении судна. Примечательно, что за 4 дня до исчезновения, 24 июля появилась информация о том, что сухогруз Arctic Sea был остановлен в Балтийском море неизвестными, которые обыскали его и спустя 12 часов отпустили, ничего не взяв. После этого судно должно было продолжить путь по намеченному маршруту.

Подробности происшедшего «Свободной прессе» рассказал Михаил Войтенко, редактор издания «Морской бюллетень — Совфрахт».

«СП»: — Почему об исчезновении стало известно только сейчас, спустя 10 дней?

— Это, действительно, очень странная ситуация и на этот вопрос тоже предстоит ответить в ходе рассследования. Только вчера началось волнение по поводу пропажи — до этого времени была полная тишина. История совершенно беспрецендентная и остается только гадать, что же там могло случиться. Европейские воды — очень спокойные и безопасные, там нет пиратов, которые могли бы захватить судно. Ранее случалось, что суда переставали выходить на связь, но об этом становилось известно через сутки-двое, а никак не через 10 дней. Ведь сейчас все отслеживается самыми современными системами слежения буквально поминутно и исчезнувших удавалось найти оперативно. Бесследно пропасть — просто не возможно.

«СП»: — Как же случилось, что судно пропало? Есть вероятность того, что оно затонуло?

— Судно крепкое, постройки 1991 года. Оно не может взять и затонуть, не подав сигнал бедствия, это просто исключено. Тем не менее, испанские портовые власти утверждают, что сухогруз еще не пересекал Гибралтар — по крайней мере, капитан Arctic Sea сигналов не подавал. Я думаю, что с экипажем все в порядке, моряки живы-здоровы. Можно только догадываться, что исчезновение каким-то образом связано с перевозимым грузом и вряд ли это был лес. Но что случилось, совершенно не понятно. Очень странная история. Судно все ищут, в том числе родственники сходят с ума от беспокойства.

«СП»: — Откуда родом члены экипажа?

— По нашим данным, все или большинство пропавших моряков из Архангельска. В команде всего 15 человек. Родственники в панике, не знают, что думать и куда обращаться, чтобы выяснить, что произошло с их близкими.

«СП»: — Что это был за странный захват? Уже известно, кто задерживал судно?

 — Это еще одна загадка. Нам известно лишь, что преступники, подплывшие к кораблю на надувной лодке, поднялись на борт и связали команду,

после чего обыскивали судно в течение 12 часов. Шведская полиция говорит, что нападавших было около десяти человек, они изъяснялись на ломаном английском и приблизились к судну на быстроходной лодке. Все это происходило неподалеку от шведского острова Эланд. Предположительно, инцидент мог быть связан с контрабандой наркотиков, и не исключено, что нападавшие в темноте перепутали суда, обыскав не то, которое собирались. После того, как неизвестные покинули борт корабля, он продолжил движение по своему маршруту. Сейчас расследованием происшедшего занимаются Шведские власти. Самый главный вопрос — почему о нападении стало известно лишь через неделю? Ведь некоторые моряки серьезно, как выяснилось, пострадали. Что это было, что искали на судне и кто — остается загадкой. Повторюсь, ранее случаев пиратства в этих спокойнейших водах отмечено не было.

«СП»: — Поиски сухогруза уже ведутся?

— Да, сейчас различные структуры его ищут и ФСБ и ВМФ. Уже перерыли все AIS (системы автоматического опознования судов), судовладелец тоже, мягко говоря, в замешательстве. Вероятно сегодня будет решаться вопрос о полномасштабных поисках


Из досье «СП»:

За последнее время участились чрезвычайные происшествия с российскими моряками. Предыдущее случилось 25 июля, когда у норвежских берегов затонул сухогруз «Лангеланд» с российско-украинским экипажем. Никого из экипажа спасти не удалось. Судно постройки 1971 года было гружено строительным камнем. Первый сигнал бедствия с тонущего судна был зарегистрирован владельцем сухогруза. Экипаж сообщил ему, что корабль дал крен и направляется к берегу. Причиной бедствия сухогруза стал шторм в 9 баллов. Капитан успел подать сигнал SOS. После этого связь с экипажем была потеряна.

На борту норвежского «Лангеланд» находились 6 человек — это четверо россиян и двое граждан Украины. По данным судовладельца, российскими членами экипажа значились: Виктор Лаурушас (капитан, город Калининград), Алексей Щербаков (старший штурман, город Петрозаводск), Александр Фурманчук

(главный механик, город Архангельск), Эрнест Лебедев (матрос, город Архангельск).Поиск экипажа был прекращен после того, как спасатели на двух вертолетах, самолете, пяти кораблях тщательно обследовали поверхность моря, острова и скалы. Шведская береговая охрана спустя несколько дней обнаружила затонувшее судно, но моряков найти так и не удалось.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня