Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
16 июня 2015 12:30

Пушки вместо масла с вареньем

Лев Пирогов о двух видах «интеллигентного отношения» к армии и войне

5201

У одних наших знакомых сын окончил с отличием институт и пошёл служить. Хорошо служить — во флот. Сам пошёл, по своей воле. Так они все вместе на семейном совете решили. Папа, мама и сын.

Почему, зачем?

Нет, ему не нравится военное дело. И полученная специальность с армией никак не связана. Тогда почему? Просто, потому что мужчина. Потому что время тревожное. Если здесь отвернуть, то как дальше жить? Так и скакать от всех тягот и опасностей зайцем? Нет уж. У него свои дети будут… В общем, это инвестиция в честь семьи.

Интеллигентский подход.

Я, когда об этом узнал, испытал потрясение. Ого!.. Оказывается, так можно? Оказывается, это нормально — когда люди так поступают и так думают? Потрясение моё было приятным, радостным. Я почувствовал белую зависть — «тоже так хочу». Хороший пример, оказывается, заразителен.

А ведь, казалось бы, чего странного? Подумаешь, сенсация! Но за двадцать пять лет я как-то привык бояться армии, в которой сам прекрасным образом отслужил — и ничего, до сих пор жив. Ну, так объяснили же, убедили: там убивают, просто убивают наших детей! А мои знакомые не боятся. И смотри-ка ты, оказывается, не бояться — это так заразительно!

Недаром говорится — в строю труса нет.

Трус — он каждый сам по себе.

Недавно какие-то социологи провели масштабное исследование в разных странах: сколько людей готовы пойти воевать за свою страну, случись война? Мы там оказались во второй группе. Примерно половина готова. Мало. Но всего групп — четыре. Причём, американцы и большинство европейцев — в третьей и четвёртой. С нами и впереди нас — всё больше страны с невысоким уровнем жизни. Закономерность? Похоже, да.

Ещё новость: «Учения „Благородный прыжок“ в Польше выявили недостатки Североатлантического альянса. Как выяснилось, на развертывание в Восточной Европе группировки из 30 тысяч солдат у НАТО может уйти как минимум месяц. России же в ходе внезапных маневров за сутки удавалось перебрасывать до 100 тысяч военных с техникой».

И почему это меня радует? Прямо будто в футбол у австрийцев выиграли… (Хотя мне, честно говоря, плевать на современный футбол.)

Наверное, боеспособность армии от благосостояния страны и степени индивидуализации в обществе напрямую не зависит. И готовность людей в ней служить — тоже. А вот неготовность служить — пожалуй, зависит напрямую. Чем общество изнеженнее, тем оно… Ну, не трусливее даже, а просто нелепее, неуклюжее — куда там в армию с таким плоскостопием!

Недавно прочитал один презабавнейший монолог, — про армию в нём не говорится (и не должно: автор — женщина и речь ведёт о другом), хотя бубнёж о развязанной чудовищным Путиным войне дежурно присутствует. Однако этот текст, помимо желания автора, вскрывает «внутренний монолог» либерала, долдонящего о мире, справедливости и ненасилии. То есть вслух-то он говорит хорошие и правильные слова, а в это время внутри…

Ну, давайте по порядку, издалека разберёмся.

Замечательная украинская журналистика исторгла из своих заповедных недр этот нечеловечески прекрасный текст ещё зимой. Музыка народная, слова тоже неизвестно чьи. Вроде бы Лены Перовой, но в то же время — текст подписан мужским именем Евгений Спирин, и даже фотография есть — с бородой. А над всем этим ещё красуется дополнительно: «Источник Владимир Чистяков».

В общем, целый коллектив авторов и источников.

Я бы не переживал так подробно по поводу авторства, да текст уж больно постмодернистски талантливый. Там рассказывается о том, в каком страхе и какой нищете жили советские люди и среди прочего, утверждается, например, что путёвки в Болгарию КГБ выдавало лишь тем, кто мог правильно назвать имя руководителя Румынии Николае Чаушеску. Небанальная художественная деталь, согласитесь.

Или такая замечательная фраза: «За какие человеческие ценности московская интеллигенция боролась, двигая троллейбусы в центре Москвы 18,19,20,21 августа?».

Тут всё прекрасно. И рачительное перечисление дат, и то, что ценности — человеческие, и как интеллигенция троллейбусы двигала. Интеллигенция!

А такая фраза: «Люди десятилетиями стояли в очереди на покупку самого простого автомобиля». Ну ведь самого простого же, тьфу! Красиво…

Прежде чем перейти к более детальному разбору, напомню, кто такая Лена Перова. Не потому, что она недостаточно известна, а просто вдруг читатель недостаточно эрудирован. Помните, была в 1994 году такая песня: «Осень-осень, лес остыл и листья сбросил»? Пели её три девушки. Одну, с длинными волосами, звали Изольда. У другой была фамилия Макаревич. А третья маленькая, симпатичная, носик-пуговка.

Так вот это как раз она, Лена Перова.

Пожила, подумала и передаёт опыт:

«Разговаривать нужно было преимущественно шёпотом, чтоб не загреметь за измену Родине». (Речь, напоминаю, о жизни при проклятом совке, к которой мы, дураки, стремимся вернуться.)

Ну, это, понятно, гипербола, — можно было иногда и вслух разговаривать. Но хочу обратить ваше внимание на скрытую антитезу: «шёпотом — чтобы не загреметь». Какое внутреннее напряжение возникает, какая поэзия!

Идём дальше:

«Ради выживания, и хоть какого-то разнообразия в пище, необходимо было иметь знакомство в 6-м управлении КГБ, по снабжению».

Тут, как говорится, век живи — век учись. Иные довольствовались и знакомством с уборщицей в магазине. Но это — смотря какое вам разнообразие в пище нужно, чтобы выжить. Шестое управление во времена Лениного отрочества вообще-то занималось контрразведывательным обеспечением экономики (то есть, например, борьбой с промышленным шпионажем), но тут опять-таки: для одних мост — стратегический объект, для других — деталь пейзажа, а третьим с него в воду плевать удобно.

Ну, дальше там как раз про Чаушеску, троллейбусы и ожидание самого простого автомобиля.

А в конце приподымается завеса над главным: «Надолго ли хватит терпения у оставшихся здесь сознательных граждан? Или всем сознательным пора валить? Бессознательные очень даже рады, что вместо масла, покупают маргарин и слушают болтовню о псевдовеличии. Нет никакого величия больше, очнитесь! Есть безработица, нищета и страх».

Очёнь ёмкий абзац. Во-первых, он задаёт (точнее, выдаёт) принятые в тексте параметры картины мира: сознательные граждане разнообразно питаются, бессознательные — жрут маргарин. Что ж, всё правильно: бытие определяет сознание.

Во-вторых, эта картина детализируется в следующей антитезе «нет величия — есть безработица, нищета и страх». То есть величие — настоящее, а не «псевдо» — это предложения от продюсеров, богатство и спокойствие.

Где страшно (например, на войне), там величия не ищи. Величие — это настоящее масло. Когда говорит масло, пушки должны молчать.

Людям страшно жить в стране, которая близка к войне. Но они не могут себе в этом признаться. Вместо того чтобы сказать: «Мы маленькие и боязливые, нам страшно, пожалейте нас кто-нибудь», — они пытаются встать в позу: мы, дескать, хорошие, потому что против войны. Почему против? А потому что во время войны люди начинают хуже питаться!

И ничего не поделаешь, понятийный потолок такой. Ну, если уж КГБ существует для того, чтобы выдавать интеллигенции путёвки и продуктовые заказы…

Я ничего не имею против Лены Перовой. Я даже, повторяю, не уверен в её исключительном авторстве этого исполненного житейской опытности и глубокого знания советских реалий текста. Может, и не она писала. Может, это написал Виктор Шендерович, Михаил Жванецкий или какой-нибудь другой великий учитель жизни. Они бы смогли.

Так получилось в нашей стране: маленькие люди, измеряющие счастье благополучием, на целую четверть века оказались назначены исполняющими обязанности больших. Не какие-нибудь конструкторы, полководцы или «выдающиеся организаторы промышленности», как писали на советских мемориальных досках. Не ленинские «кухарки», а певцы популярных песенок и эстрадные комики на протяжении целых 25-ти лет учили нас, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо жить, что любить и к чему стремиться. Когда ещё такое в российской истории бывало? Не помню…

Это просто чудо, что мы при этом до сих пор живы.

А ещё говорят, что Бога нет и Он не за русских!

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня