
Представители крупнейших российских издательств заявили о том, что к 1 сентября цены на школьные учебники могут вырасти в полтора-два раза. Одним из первых об этом заговорил Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение». По его данным, росту цен на школьные учебники способствуют несколько факторов. Во-первых, это существующая в России монополия на производство офсетной бумаги, на которой по закону должны печататься учебники. Как подчеркнул Александр Кондаков, ценовая политика монополиста — Сыктывкарского целлюлозно-бумажного комбината такова, что стоимость офсетной бумаги на российском рынке на 30% выше стоимости той же бумаги за рубежом. Разница настолько велика, что издательства вынуждены идти на реэкспорт сыктывкарской бумаги, чтобы снизить затраты на ее приобретение.
Кроме того, большую роль играют и различные «накрутки». По словам Кондакова, в крупных городах, где продавцы учебников конкурируют между собой, нет такого ценового беспредела, как в провинции, где цена на комплект учебников доходит до 800−900 руб. И эти цены, по его прогнозам, будут расти и впредь.
Также в последнее время издатели отмечают появление большого количества поддельных школьных учебников, которые продаются по более дешевой цене и этим привлекательны для небогатых родителей. Александр Кондаков говорит, что это также одна из причин, подорожания учебников. Торговцы будут вынуждены компенсировать текущие потери от продаж.
«Мы пытаемся отслеживать случаи контрафактной продукции — рассказала „Свободной прессе“ Ольга Шавырина, сотрудник издательства „Дрофа“. — Такие учебники печатаются в дешевой типографии, на дешевой бумаге, не соответствующей никаким гигиеническим правилам и санитарным нормам. Продаются они дешево, но детям их в руки лучше не давать».
О том, как родители переживут повышение цен на учебники, «Свободной прессе» рассказал председатель общественной организации «Родительское собрание», отец троих школьников Константин Долинин.
«СП»: — Вы еще не собирали своих детей в школу?
— Пока нет, но скоро будем закупаться. Каждый год перед первым сентября начинает болеть голова от того, как не дешево стоит собрать детей в школу. Вчера был в книжном магазине и заметил, что там идет переоценка. Учебники дорожают. Вместе с тем, качество их остается на прежнем низком уровне. Берешь учебник — обложка хорошая, блестит. А открываешь, бумага — ужас. А в содержании порой, полная ахинея и масса ляпов.
«СП»: — Как вы считаете, что нужно делать, чтобы цены на учебники не повышались?
— Властям стоит подумать о госрегулировании цен на школьные учебники. Кроме того, в любой цивилизованной стране учебники для младших классов являются бесплатными. В России же, мы никак не можем решить вопрос о бесплатных учебниках хотя бы для первых классов. Я боюсь, что сейчас поднимется шум о том, что учебники дорожают и это сыграет на руку как раз тем монополиям, которые зарабатывают на этом деньги в министерстве образования. Они попросят дополнительных денег из бюджета. Я думаю, вполне возможно, что они сами спровоцировали весь этот шум вокруг подорожания.
«СП»: — Что говорят родители школьников? Наверняка, не всем по карману покупка полного комплекта учебников…
— Да просто до слез доходит. Особенно, если в семье не один школьник, а двое или трое. Сейчас полстраны под угрозой сокращения, все напряжены. И, конечно, у многих нет денег для того, чтобы купить все необходимое детям к школе. Кроме того, расходами на учебники траты родителей не ограничиваются. В каждой школе просят делать какие-то взносы на благоустройство. В этом нет ничего страшного, если родители ребенка, могут себе это позволить. Я, например, не против участвовать в финансировании каких-то школьных проектов. Но только при том условии, что у меня будет возможность участвовать и в принятии каких-то решений школы. К сожалению, школа сегодня, как и 10 лет назад отгорожена от родителей .
«СП»: — В решении каких вопросов школа должна учитывать мнение родителей?
— Взаимодействие должно быть во всем. Начиная с выбора учебников, по которым изучается школьная программа и заканчивая решением о введении новых предметов. Я давно наблюдаю за дискуссией по поводу введения в школьную программу культурно-религиозных предметов, предмета про коррупцию, сексологию. Профессура с духовенством спорят между собой — нужны они или не нужны, а с родителями никто не хочет об этом разговаривать. А я как родитель против — зачем моему ребенку засорять всем этим мозги.