18+
пятница, 22 сентября
Общество

Сочинских экологов наказали рублем и бензопилой

Они протестовали против вырубки леса в уникальном месте

  
12

Строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна — не только самый дорогой олимпийский проект (его стоимость 240 млрд руб.), но и самый опасный для уникальной сочинской природы. В июне лесорубы, расчищая площадку для строительства, вырубили несколько гектаров леса, где, как оказалось, основной породой была лапина крылоплодная — вид дерева с очень небольшим ареалом распространения, внесенный в Красную книгу РФ.

Не взирая на протесты экологов, строительство дороги и вырубка редких растений продолжаются. В минувшие выходные активисты движения «Экологическая вахта Северного Кавказа» Андрей Рудомаха и Сурен Газарян попытались остановить уничтожение леса, за что и были отправлены в отделение милиции. Состоявшийся затем суд приговорил защитников природы к штрафам в 500 рублей.

«Использование силовых структур против общественных экологических организаций, борющихся с нарушением законов и разрушением природы, является вопиющим несоблюдением принципов Олимпийского движения, заложенных в Олимпийской Хартии, и может сильно повредить имиджу как Олимпиады в Сочи, так и всего Олимпийского движения. Эти действия сведут на нет все положительные экологические сдвиги в подготовке к Олимпиаде в Сочи, которые произошли после решения Председателя Правительства России В.В.Путина о переносе санно-бобслейной трассы и горной олимпийской деревни от границ Кавказского природного заповедника», — говорится в совместном заявлении Гринпис и WWF.

«Свободная пресса» связалась с директором Департамента природоохраняемых программ WWF России Викторией Элиас и попросила рассказать, чем грозит уникальной сочинской природе строительство дороги Адлер — Красная Поляна.

«СП»: — Какие требования выдвигают экологи?

 — Мы требуем прекратить все работы по строительству совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна до проведения государственной экологической экспертизы. Без заключений этой экспертизы, любые работы, связанные со строительством, незаконны. Сейчас уничтожаются деревьев, занесенные в Красную книгу. Согласно действующему российскому законодательству, это недопустимо и не может быть оправдано.

«СП»: — Почему активисты движения «Экологическая вахта» были задержаны милицией?

 — Их задержали с формулировкой «неповиновение законным требованиям милиции». Хотя незаконными были действия другой стороны — строителей, вырубавших уникальный лес. Причем один из представителей «Экологической вахты» в результате конфликта с лесорубами получил удар бензопилой и был направлен в больницу. Другого доставили в отделение милиции. Как ни странно, суд тоже согласился с тем, что экологи виновны и присудил им штраф — каждому по 500 рублей. Ребята не намерены с этим мириться и собираются обжаловать решение суда, поскольку в том, что они стремились защитить природу, нет преступления. Их действия соответствовали конституционному праву и долгу по защите природы. А вот уничтожение, тем более массовое, видов растений, внесенных в Красную книгу, — это уже уголовное преступление, тем более, что строительными компаниями не было предоставлено ни одного документа, разрешающего рубку леса на участке, где произошёл конфликт.

«СП»: — Какими будут дальнейшие действия экологов по спасению сочинских лесов?

 — Вырубку деревьев, занесенных в Красную книгу, необходимо прекратить. Сейчас на это направлены все наши усилия. Продолжение ведущихся работ неизбежно приведет к катастрофам. Поэтому мы настаиваем на проведение экологической экспертизы. Наилучшим решением будет отказаться от строительства совмещенной дороги Адлер — Красная Поляна и заменить ее, например, реконструкцией старой дороги на Красную Поляну по правому берегу реки Мзымты.

«СП»: — К каким экологическим бедствиям может привести строительство дороги?

 — Сочинский национальный парк — самая богатая в России территория по растительному разнообразию, многие виды встречаются только здесь — и нигде больше на земле. Вырубка приведет к их исчезновению. Пострадают и животные, так как участок между северным порталом первого тоннеля и началом второго на протяжении многих лет является основным местом размножения оленя, косули, дикого кабана.

В скальном участке горы Дзыхра расположено не менее семи медвежьих берлог, в том числе три — в дуплах, что большая редкость для Кавказа. Трасса рассекает два основных миграционных потока медведей и копытных, проходящих из Абхазии на правобережье реки Мзымты и хребет Алек. В реке Мзымте и притоках, впадающих с левой стороны, ежегодно обитают кавказские выдры, тоже занесенные к Красную книгу РФ. Теперь им грозит реальная опасность. Как и немногочисленной лесной группировке кавказской серны. Под угрозу попадает также место обитания семейства рыси. Вот таких последствий строительства можно ожидать.

«СП»: — Кроме проекта совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна, есть другие, угрожающие сочинской природе?

 — На самом деле, угроз много, по каждому случаю необходимо проводить экспертизу. Большой победой было решение о переносе санно-бобслейного комплекса и олимпийской деревни с Грушевого хребта в Сочи. Грушевый хребет — природная территория, расположенная в междуречье рек Мзымта и Пслух (Пслушенок), которая ранее входила в Кавказский биосферный заповедник. Сейчас это зона Национального парка — так называемая буферная зона, примыкающая к заповеднику. Если бы, как первоначально планировалось, санно-бобслейный комплекс затронул заповедные зоны, возникла бы опасность распада сезонных мест обитания диких животных и разрыва миграционных сетей.

Из досье «СП»:

Сочинский Национальный парк — это особо охраняемая государством природная территория. Он расположен на территории Адлерского, Хостинского и Лазаревского районов города Сочи на площади более 190 тыс. га. Флора парка насчитывает около 3 тысяч видов растений, а фауна — свыше 250 видов животных, птиц и рыб. Сочинский Национальный парк также известен как рекреационная зона, которая включает более сорока туристических маршрутов для экскурсий и отдыха.

Сочинский Национальный парк был основан 5 мая 1983 года постановлением Совета Министров РСФСР. Основными направлениями работы парка являются: сохранение и изучение природных комплексов и историко-культурных объектов, расположенных на его территории, защита лесного фонда, контроль за воспроизводством животного и растительного мира, рекреация и экологическое просвещение.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня