Общество

Сочинских экологов наказали рублем и бензопилой

Они протестовали против вырубки леса в уникальном месте

  
14

Строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна — не только самый дорогой олимпийский проект (его стоимость 240 млрд руб.), но и самый опасный для уникальной сочинской природы. В июне лесорубы, расчищая площадку для строительства, вырубили несколько гектаров леса, где, как оказалось, основной породой была лапина крылоплодная — вид дерева с очень небольшим ареалом распространения, внесенный в Красную книгу РФ.

Не взирая на протесты экологов, строительство дороги и вырубка редких растений продолжаются. В минувшие выходные активисты движения «Экологическая вахта Северного Кавказа» Андрей Рудомаха и Сурен Газарян попытались остановить уничтожение леса, за что и были отправлены в отделение милиции. Состоявшийся затем суд приговорил защитников природы к штрафам в 500 рублей.

«Использование силовых структур против общественных экологических организаций, борющихся с нарушением законов и разрушением природы, является вопиющим несоблюдением принципов Олимпийского движения, заложенных в Олимпийской Хартии, и может сильно повредить имиджу как Олимпиады в Сочи, так и всего Олимпийского движения. Эти действия сведут на нет все положительные экологические сдвиги в подготовке к Олимпиаде в Сочи, которые произошли после решения Председателя Правительства России В.В.Путина о переносе санно-бобслейной трассы и горной олимпийской деревни от границ Кавказского природного заповедника», — говорится в совместном заявлении Гринпис и WWF.

«Свободная пресса» связалась с директором Департамента природоохраняемых программ WWF России Викторией Элиас и попросила рассказать, чем грозит уникальной сочинской природе строительство дороги Адлер — Красная Поляна.

«СП»: — Какие требования выдвигают экологи?

 — Мы требуем прекратить все работы по строительству совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна до проведения государственной экологической экспертизы. Без заключений этой экспертизы, любые работы, связанные со строительством, незаконны. Сейчас уничтожаются деревьев, занесенные в Красную книгу. Согласно действующему российскому законодательству, это недопустимо и не может быть оправдано.

«СП»: — Почему активисты движения «Экологическая вахта» были задержаны милицией?

 — Их задержали с формулировкой «неповиновение законным требованиям милиции». Хотя незаконными были действия другой стороны — строителей, вырубавших уникальный лес. Причем один из представителей «Экологической вахты» в результате конфликта с лесорубами получил удар бензопилой и был направлен в больницу. Другого доставили в отделение милиции. Как ни странно, суд тоже согласился с тем, что экологи виновны и присудил им штраф — каждому по 500 рублей. Ребята не намерены с этим мириться и собираются обжаловать решение суда, поскольку в том, что они стремились защитить природу, нет преступления. Их действия соответствовали конституционному праву и долгу по защите природы. А вот уничтожение, тем более массовое, видов растений, внесенных в Красную книгу, — это уже уголовное преступление, тем более, что строительными компаниями не было предоставлено ни одного документа, разрешающего рубку леса на участке, где произошёл конфликт.

«СП»: — Какими будут дальнейшие действия экологов по спасению сочинских лесов?

 — Вырубку деревьев, занесенных в Красную книгу, необходимо прекратить. Сейчас на это направлены все наши усилия. Продолжение ведущихся работ неизбежно приведет к катастрофам. Поэтому мы настаиваем на проведение экологической экспертизы. Наилучшим решением будет отказаться от строительства совмещенной дороги Адлер — Красная Поляна и заменить ее, например, реконструкцией старой дороги на Красную Поляну по правому берегу реки Мзымты.

«СП»: — К каким экологическим бедствиям может привести строительство дороги?

 — Сочинский национальный парк — самая богатая в России территория по растительному разнообразию, многие виды встречаются только здесь — и нигде больше на земле. Вырубка приведет к их исчезновению. Пострадают и животные, так как участок между северным порталом первого тоннеля и началом второго на протяжении многих лет является основным местом размножения оленя, косули, дикого кабана.

В скальном участке горы Дзыхра расположено не менее семи медвежьих берлог, в том числе три — в дуплах, что большая редкость для Кавказа. Трасса рассекает два основных миграционных потока медведей и копытных, проходящих из Абхазии на правобережье реки Мзымты и хребет Алек. В реке Мзымте и притоках, впадающих с левой стороны, ежегодно обитают кавказские выдры, тоже занесенные к Красную книгу РФ. Теперь им грозит реальная опасность. Как и немногочисленной лесной группировке кавказской серны. Под угрозу попадает также место обитания семейства рыси. Вот таких последствий строительства можно ожидать.

«СП»: — Кроме проекта совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна, есть другие, угрожающие сочинской природе?

 — На самом деле, угроз много, по каждому случаю необходимо проводить экспертизу. Большой победой было решение о переносе санно-бобслейного комплекса и олимпийской деревни с Грушевого хребта в Сочи. Грушевый хребет — природная территория, расположенная в междуречье рек Мзымта и Пслух (Пслушенок), которая ранее входила в Кавказский биосферный заповедник. Сейчас это зона Национального парка — так называемая буферная зона, примыкающая к заповеднику. Если бы, как первоначально планировалось, санно-бобслейный комплекс затронул заповедные зоны, возникла бы опасность распада сезонных мест обитания диких животных и разрыва миграционных сетей.

Из досье «СП»:

Сочинский Национальный парк — это особо охраняемая государством природная территория. Он расположен на территории Адлерского, Хостинского и Лазаревского районов города Сочи на площади более 190 тыс. га. Флора парка насчитывает около 3 тысяч видов растений, а фауна — свыше 250 видов животных, птиц и рыб. Сочинский Национальный парк также известен как рекреационная зона, которая включает более сорока туристических маршрутов для экскурсий и отдыха.

Сочинский Национальный парк был основан 5 мая 1983 года постановлением Совета Министров РСФСР. Основными направлениями работы парка являются: сохранение и изучение природных комплексов и историко-культурных объектов, расположенных на его территории, защита лесного фонда, контроль за воспроизводством животного и растительного мира, рекреация и экологическое просвещение.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Денис Денисов

Директор украинского филиала Института стран СНГ

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня