Обращение писателей в связи с уничтожением и застройкой уникального имения в Гаспре
Пожалуй, вот главная цифра сезона-2015. Ее сообщила председатель комиссии Общественной палаты РФ Елена Сутормина. Соцопрос проводили в восьми основных курортных центрах республики.
Еще будут спорить о количестве приехавших, выяснять дополнительные сотни тысяч к уже состоявшимся трем миллионам. Это уже детали, существенные по деньгам, но не важные в принципе.
Те, кто сел на симферопольский самолет или погнал машину к керченскому парому — в абсолютном большинстве своем не разочаровались. Наоборот, к гражданскому чувству КРЫМНАШ прибавился ничем неоценимый восторг от вдруг увиденных микрокосмов Тавриды.
Два последних десятилетия подряд несколько поколений россиян отлучались и отучались от Крыма. Волошинскую Киммерию, ласково-детский песок Евпатории, студенческие базы Большой Алушты — заменили all inclusive Анталии и Шарм-эль-Шейха. И вдруг оказалось, что отдых может быть другим.
Вдруг оказалось, как ничтожно мал Google Maps. Экран смартфона не вмешает полет Большого Каньона! Нужна хорошая, крупная топографическая карта, которую с глянцевым хрустом разворачиваешь на серо-красном горном валуне. Только так виден реально умопомрачительный масштаб. От Кара-Дага до Демерджи-яйлы и Мангупа - теперь твое пространство, свобода и ошеломительная красота.
Под занавес июля жена Кобзона Нелли выразила вполне справедливое «фу» Ялте.
— Она очень огорчилась ежедневными визитами по набережной Ялты: грязная, запущенная набережная, полно нетрезвых людей и так далее, небрежное отношение, контингент не очень хороший, — рассказывал сам Иосиф Давыдович.
Остается выяснить, зачем народ толпой повалил в Ялту. И посмотреть номера машин, припаркованных на здешних переулках. Буквально через одного — днепропетровские, киевские, донецкие, запорожские…
Обращение писателей в связи с уничтожением и застройкой уникального имения в Гаспре
Россияне забыли настоящий цимес Крыма — маленькие поселки Южнобережья. Да, переполненная Ялта на слуху. Но 1.500 рублей стоил августовский номер «три звезды» чудного Кацивели. Плантации устриц в прозрачной воде, вид на море и гору Кошка из окна, рядом аквапарк, стебовый Симеиз и классическая Алупка…
Весь ЮБК был полон такими ценовыми предложениями. Зато в краснодарском Геленджике подобный номер стоил 3.000 руб, турецкий вариант обойдется в четыре тысячи.
Еще один вывод сезона — надо узнавать. Здесь все очень разное. Кто не сидел на месте, кто ездил и выбирал, обязательно нашел место по сердцу. Например, Коктебель, вполне серьезно намеренный вернуть себе прежнюю славу российского «серебряного века».
Неделю за неделей, из жаркого лета прямо в бархатный сезон тут играли джаз. Начали с 28 по 30 августа фестивалем Koktebel Jazz Party.
Председатель оргкомитета фестиваля Дмитрий Киселев почему-то выбрал девиз «Джаз пяти континентов». Генеральный директор МИА «Россия сегодня» и заместитель гендиректора ВГТРК, он очень комплексовал по поводу каких-то немцев и поляков, отказавшихся приехать. Беспрестанно оправдывался, мол, Америка и страны Евросоюза оказывали давление на музыкантов и угрожали штрафами за участие.
Ну и что? В Коктебеле создана одна из лучших концертных площадок РФ. 150 тонн металлоконструкций, 30 тонн звукового и 15 тонн светового оборудования. Бесконечные летающие камеры, супер-экраны, прямой телемост с Тель-Авивом. Основная «Нью-джаз сцена» у кургана семьи Юнге с местами по 500 рублей, вторая джазовая площадка в саду Дома-музея Максимилиана Волошина. VIP-гости в восторге.
А уже 4 сентября яркую музыкальную импровизацию подхватил следующий джазовый фестиваль «Live in Blue Bay» — инициатива крымских бизнесменов-патриотов Зелинских.
Точно рассчитали: такое шоу даст много туристов и продлит сезон. Константину Зелинскому принадлежит крупный коктебельский пансионат «Голубой залив». Джаз тут «делают» седьмую осень. В отличие от киселевского — бесплатно и очень демократично.
В нынешнем году «Live in Blue Bay» устроил настоящее джазовое импортозамещение. Причем совершенно сознательно, целенаправленно. Наш ответ Чемберлену — по санкциям грянули российским диксилендом.
Утесовские «Веселые ребята» стали путеводной звездой. Оказалось, мы вполне способны собрать собственные вполне достойные dixie-бэнды. Хотя стиль непростой, коллективы требуются большие и найти качественных исполнителей поначалу казалось задачей неподъемной.
Хедлайнер первого дня — один из лучших ансамблей традиционного джаза «Уральский диксиленд» из Челябинска. Второй вечер зажигали «Dixie Friends» из Ростова-на-Дону.
Классно исполнили золотые хиты раннего джаза — Луи Армстронга, Бэсси Смита — и классику свинговой музыки — Глена Миллера, Фрэнка Синатры, Эллы Фицджеральд, Луи Прима. Коллектив-хедлайнер третьего дня — еще одни молодые и энергичные ростовчане «Dixie Brothers Band». Они выступали на главной сцене «Дельфин».
Тут же играли джазовые коллективы из Хабаровска и Ставрополя, Новороссийска и Великого Новгорода, Севастополя и Симферополя. По сути, собралась вся большая dixie-Россия.
Импровизировали легенда отечественного джаза Сергей Манукян и алуштинский гитарист-виртуоз Виталий Макукин. На малой площадке набережной «Блюз и Бриз» людей заводили блюзмены. Звезды феста — группа «Слоны» из Санкт-Петербурга. крымчане «The 23» и мощная Юлия Харитонова со своим «A.R.Ttio» из Донецка.
…А если из личного — трудно сказать, где было интересней. Несомненно поразила новая публика на набережной Коктебеля. Еще два-три года назад сюда толпой приезжала «гыдота». Упивались вином, открыто курили траву, вымогали деньги.
Сегодняшний поселок у Кара-Дага словно перенесся на другую планету. Удовольствие просто гулять по коктебельской набережной, слушать хороший музон и смотреть в достойные лица спокойных и умных людей. Что-то неуловимо-хорошее произошло с Крымом. Удержать бы это счастье.
Ощущение безопасности стало еще одной фишкой побережья. На пляжах больше нет мутных типов с набитыми трезубцами и нацистскими рунами. В прошлом майданные палатки, пикетировавшие флотский маяк мыса Сарыч. Если крупные города республики еще страдают от украинских урок-«гастролеров», крымская провинция буквально залита расслабленным курортным кайфом.
Конечно, при желании найдется проблема. Знакомый старшего сына, ученый-микробиолог из Москвы, прилетел с женой и двумя дочками-малютками. Тяжелый ночной перелет, дети плачут, вещей куча. Взяли такси до Евпатории. Заплатили четыре тысячи рублей.
Почему не перезвонил и не узнал, что поездка по маршруту «Аэропорт-Евпатория» с заказанным авто в самом крутом тарифе обойдется, ну никак не больше тысячи?..
Крым всегда любил деньги. Августовские помидоры в Белгороде стоили пятнадцать рублей. На алуштинском базаре просят шестьдесят. Однако стоит пройтись подальше и поговорить получше — цены падают.
…Ах, как здорово прогудел на Бакальской косе Каркинитского залива Всероссийский молодежный форум «Таврида»! Одна смена сменяла другую — молодые ребята из МЧС и журналисты, архитекторы и урбанисты, литераторы и музыканты. Четыре тысячи юношей и девушек со всей страны.
Каждое утро в предрассветный час бежал к морю 20-летний поэт из Кемеровской области. Русый парень-атлет никогда прежде не бывал на Черном море.
Очень скоро вместе с ним рассветы встречала черноглазая студентка Ямальского нефтегазового института. Вечерами пели песни у прибрежных костров. Домой летели вместе.
Сейчас много разговоров о национализации крымского имущества днепропетровского олигарха Игоря Коломойского. Большие люди облизываются вокруг знаменитого санатория «Форос». Хотят взять, но побаиваются западных санкций и мести курчавого Бени.
Хотя вовсе не «Форос» нужен России. Лучшие московские и питерские ВУЗы имели в Крыму свои студенческие лагеря. Например, в ялтинской Ай-Даниле работал лагерь МГУ. Целая сеть студенческих баз была вокруг Алушты.
Сегодня абсолютное большинство разобрано по украинским «хозяевам». Национализация и восстановление студенческих лагерей РФ — вот принципиально важная задача для нравственного удержания полуострова.
На что может пойти Киев под предлогом компенсаций
Одним форумом «Таврида» не справиться. Будущая элита страны должна полюбить Крым, причем в буквальном смысле слова. На всю жизнь связать с ним свою счастливую молодость.
Это значит, бродить по его горам и целоваться на ночных пляжах. Разливать густой портвейн и нырять за мидиями. Рубиться в волейбол и обсуждать глобальные проблемы под неумолчный треск цикад. А потом привозить сюда своих детей и ностальгировать на месте собственной любви.
Это было счастье взрослых людей, сегодня сделавших «Крымскую весну». Без молодой любви КРЫМНАШ останется абстракцией для тех, кто уже завтра сформирует российскую политическую перспективу.
Крым