Похоже, что модную тенденцию мегаскандальных открытий из жизни великих, начавщуюся в литературе с книги Тамары Катаевой «Антиахматова», поддержали деятели величайшего из искусств."Татарская княжна" тому яркое подтверждение.
На вопросы «СП» ответила режиссер картины Ирина Квирикадзе, старшая дочь известного кинодраматурга Ираклия Квирикадзе.
«СП»: — Ирина, книжные полки пестреют обложками сенсационных откровений из личной жизни Маяковского, Бродского, Цветаевой. Вы сняли фильм из этой же области, об одновременном романе Анны Ахматовой с Гумилевым и Модильяни. Насколько достоверна ваша история? Чем она подтверждена?
— Это стопроцентное вранье! — сразу призналась Ирина Квирикадзе. — Мой приятель Павел Каплевич — его голову часто посещают вздорные идеи — предложил снять цикл о якобы любовных треугольниках великих и для начала выдумать что-нибудь про Маяковского. Но меня не тронула эта личность, как-то у них там все скучно было с этой Лилей Брик. И тогда я сама предложила кандидатуру Ахматовой парижского периода. Каплевич одобрил: «Хорошо! Пиши все, что взбредет в голову». Так и появилась эта история на тему, а что могло бы быть, если бы… Сюжет полностью вымышленный, и я одна несу всю ответственнность за то безобразие, которое происходит на экране.
«СП»: — Ахматова и Шигула. Какая связь? В стране дефицит с актерскими кадрами?
— Мне предлагали попробовать многих, и Крючкову тоже (Светлана Крючкова уже сыграла великую поэтессу в сериале «Луна в зените» режиссера Дмитрия Томашпольского- прим. ред.) Но я подумала, что актриса, выросшая в нашей стране, в любом случае будет испытывать ответственность и священный трепет перед этой личностью. Даже Ханна Шигула и та удивилась, когда я ей позвонила: «Почему я?! Смогу ли я играть великую русскую женщину?» Но согласилась без раздумий. От работы с Ханной остались самые приятные ощущения, в ней не было ни капли русского снобизма, хотя актриса такого мирового уровня могла бы и покапризничать. Ничего подобного. Скромная, исполнительная, не требовательная.
«СП»: — Сколько Ханна пробыла в России?
- Мы снимали ее 14 дней. Потом она приезжала на Московский кинофестиваль, где был первый показ «Татарской княжны».
«СП»: — Любопытное название. Откуда оно?
— Кажется, у Гумилева есть подобное упоминание в связи с Ахматовой. С этим был связан забавный случай, когда мы проводили кастинг и искали актеров. В первый же день на студию завалилась целая толпа пестро-одетых людей во главе с бойкой женщиной, которая стала кричать: «Кому тут татар? Вот — я привела!» Оказывается, какие-то строители узнали о пробах на фильм «Татарская княжна» и подумали, что будут снимать фильм на национальные темы. Решили подзаработать и прославиться.
«СП»: — Ваш фильм про Ахматову заявлен как начало киноцикла о знаменитостях. Кто из великих станет следующей «жертвой»?
— Боюсь, что больше уже никто. Во всяком случае, я ничего не слышала о других проектах.
Справка «СП»: Был или нет роман между великой русской поэтессой Анной Ахматовой и неистовым итальянским художником Амадео Модильяни — не знает в точности никто. Достоверно известно лишь то, что они встретились 1910 году в Париже, куда Ахматова и Гумилев приехали в свой медовой месяц. Потом были сумасшедшие письма художника в Россию, и новый приезд Ахматовой в Париж. От этих мимолетных отношений остались великолепные графические наброски обнаженной женщины, в которых легко угадывается поэтесса. Вот и все. А остальное — версии и выдумки исследователей и литературных критиков. Самые интересные из них: книга Бориса Носика «Ахматова и Модильяни» и упомянутый уже роман Тамары Катаевой «Антиахматова».