Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Электрический стул: последний аргумент художника

Жуткий эксперимент Олега Мавроматти

2536

Художники живут не в башне из слоновой кости. Реагируют они и на всяческие социальные явления, и на политические процессы. Но не рефлексия на эти раздражители является основой творчества большинства из них. Поскольку художник, настоящий художник, говорит, прежде всего, о вечности, используя сиюминутный жизненный материал.

Что же касается современных художников, которые заняты исключительно акционизмом и перформансами, то создается обманчивое ощущение, что все их художества замешаны исключительно на протестной политике. Это заблуждение вполне понятно: СМИ освещают только такую их деятельность. Поскольку это и «прикольно»: нарисовали фаллос на разводящемся мосту, обращенный к питерской ФСБ, прибили мошонку гвоздем к брусчатке Красной площади, поскакали на лобном месте в трусах и боксерских перчатках, вызывая Ельцина на честный поединок, засунули курицу в вагину…

И это не только «прикольно», но и провокативно. То, что группа Pussy Riot сотворила на амвоне храма Христа Спасителя, спровоцировало в обществе остервенелую дискуссию, которая выплеснулась за пределы России и пошла гулять по телеканалам мира. При этом, конечно, устроившие ее не могли не понимать, что рискуют свободой. Однако полтора года заключения при выходе на волю обернулись фантастическими преференциями.

А между тем есть акционисты и перформеры, которые ставят на кон не свободу, а собственную жизнь. Реально ставят. Но мы о них мало знаем, поскольку они занимаются именно вечным, а не сиюминутным. Это направление риска условно можно назвать метафизическим концептуализмом.

Жертва спора хозяйствующих субъектов

Прежде чем сесть на электрический стул, художник Олег Мавроматти подпал под действие статьи УК РФ. Правда, не расстрельной. В 2000 году на территории Института культурологии Минкульта РФ он провел акцию «Не верь глазам своим». Ее суть состояла в том, что ассистенты привязали художника к кресту, а затем прибили 100-миллимитровыми гвоздями руки. В таком положении Мавроматти находился более двух часов, пока мог терпеть боль.

Акция была камерной. Никаких репортеров из бульварной прессы художник не пригласил. Все происходило в узком кругу «своих», действо снимали на камеру, чтобы впоследствии использовать в фильме. Такие фильмы Мавроматти демонстрирует на международных фестивалях современного искусства, где они нередко завоевывают гран-при. Разумеется, не в России, где премия Василия Кандинского дается исключительно за «политпропаганду», направленную на разоблачение «кровавого режима». Так что никаких параллелей со скандальной акцией в храме Христа Спасителя не было и в помине.

На беду Мавроматти институт соседствовал с храмом Николая Чудотворца. И не просто соседствовал, храм претендовал на территорию и здание института, который настоятель пытался всеми правдами и неправдами закрыть. Акция «Не верь глазам своим» оказалась очень кстати. В результате Мавроматти стал жертвой спора хозяйствующих субъектов.

В итоге было возбуждение уголовного дела по знаменитой 282-й статье — разжигание. Однако прокуратура не нашла в действиях художника состава преступления. В конце концов, ведь не сажают же весь театр Ленком во главе с уважаемым Марком Анатольевичем Захаровым за то, что в спектакле «Иисус Христос — суперзвезда» актера, исполняющего главную роль, распинают на кресте. «Распятие» во дворе Института культурологии было не менее условным. Более того, на обнаженной спине у Мавроматти бритвой вырезали: «Я не сын Бога».

Однако последовала новая жалоба. И дело все-таки возбудили.

Радикальный социологический эксперимент

Мавроматти стало понятно, что совсем скоро клетка захлопнется, и он отправится шить рукавицы, а то и валить лес. И перебрался от греха подальше в Болгарию, где влился в местный художественный контекст и женился на радикальной болгарской художнице Боряне Россе, которая также может стоически переносить любую физическую боль ради искусства.

В 2010 году у него закончилось действие российского паспорта. И, следовательно, он должен был стать нелегальным эмигрантом со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями. В консульстве Мавроматти заявили, что он находится в федеральном розыске и, следовательно, паспорт ему не продлят. И посоветовали вернуться в Россию, где дело будет доведено до конца.

У кого попавший в столь неприятное положение человек может искать сочувствия, полезных советов и практической поддержки? Разумеется, у близких по судьбе и по духу. То есть у художественного сообщества, у коллег, с которыми когда-то участвовал в совместных проектах.

Подавляющее большинство московских «соратников» отнеслось к проблеме в лучшем случае с безразличием. Поскольку делом заняты: готовят выставки, зарабатывают деньги, борются за гранты. Влиятельная арт-критик разразилась статьей, в которой прокомментировала ситуацию с иронией. Ведь не за «политику» страдает, все актуальные художники политикой должны заниматься, а не маргинальщиной. И лишь молодой художник Денис Мустафин провел акцию поддержки Олега Мавроматти у стен болгарского посольства.

В блог Мавроматти, который честно описал ситуацию, посыпались оскорбительные комментарии. И тогда он решил провести акцию «Свой/Чужой», которая должна была стать этаким социальным экспериментом по измерения соотношения в мире добра и зла. Он предложил всем желающим принять участие в интернет-голосовании на тему «убить или не убивать». И не какого-то абстрактного современного художника, а именно его — Олега Юрьевича Мавроматти. Инженер сделал электрический стул, разряд которого смертелен для человека. Программист открыл сайт для голосования, настроил счетчики так, что через 7 дней после начала акции адская машина должна будет сработать в случае перевеса голосов за смертную казнь. Чтобы не происходило накруток счетчиков, право голоса предоставлялось лишь тем, кто заплатил по банковской карте символическую сумму в пол-евро. Потом деньги перевели в благотворительный фонд.

Все было на полном серьезе. Художник, попавший в критическую ситуацию, был готов умереть, если количество планетарного зла превышает количество добра.

7 ноября 2010 года были включены счетчики. Художник стал дожидаться своей участи.

14 ноября он сел на стул и прикрепил к голове электроды. Показаний двух счетчиков — «за» и «против» — он не видел. И в назначенный час нажал на кнопку. Адская машина не сработала.

Затем показания счетчиков высветились. За жизнь проголосовали семь тысяч, за смерть две.

Вопящих «Распни его!» оказалось меньше, чем людей вменяемых и добросердечных.

Следовательно, Христос не напрасно взошел на Голгофу.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня