Одно из украинских сетевых изданий недавно выстрелило сообщением о том, что «руководство российских телеканалов ввело новую концепцию для новостей об Украине — теперь российская пропаганда будет рассказывать о притеснении РПЦ в Украине и социальной катастрофе». Тут уж, как говорится, на воре и шапка горит. Закрывшиеся в украинских городах заводы — это не пропаганда, это реальность. То же самое и с Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП), канонически входящей в состав на правах автономии Русской православной церкви. «Насколько нам известно, „Союз православных журналистов“ и телеканал „Первый казацкий“ готовят провокационные материалы относительно обострения межконфессиональной ситуации в Украине, — „разоблачают“ авторы публикации на Joinfo.ua, почему-то от „руководства российских телеканалов“ разом перейдя к местным православным журналистам и активистам, еще в прошлом году создавшим канал на YouTube, где выкладываются видеозаписи, снятые ими в местах нападений на храмы Московского патриархата. — Якобы УПЦ МП притесняют радикальные общественно-политические объединения и власть им в этом помогает. Сфабрикованные материалы якобы планируют передать иностранным делегатам ежегодной конференции „Бюро демократических институтов и прав человека“ в ОБСЕ».
Год назад мне уже приходилось писать о волне нападений националистов на храмы УПЦ МП. Но, как видно сейчас, это был не пик, а лишь начало цунами. На тот момент силовые захваты храмов можно было пересчитать по пальцам — сейчас они исчисляются уже десятками!
Вот, например, описание того, как 20 сентября 2014 года захватывали храм Нерукотворного Образа Спасителя в селе Ходосы Ровенской области (эта область, традиционно богатая националистами, стала наряду с Тернопольской одним из эпицентров агрессии против УПЦ МП). «Приехало несколько машин, из которых вышли крепкого телосложения ребята. Некоторые были одеты в черную камуфляжную форму с желтыми повязками на руках. Это, скорее всего, были представители „Правого сектора“ *, — рассказывает находившийся в храме священник Роман Игнатюк. — Когда эти люди стали идти к храму, мы закрылись в церкви изнутри. Далее помню неугомонный стук во все двери… Во время чтения кафизмы и последующего пения Полиелеи начался настоящий штурм храма. Пытались срезать „болгаркой“ замок на главных дверях. Потом пробовали снять то одни, то другие двери. В конечном итоге принесли лом и просто вырвали боковые двери правого клироса… Наши парафияне, мужественные ребята и мужчины, пытались помешать варварам… Они стали живым щитом, не пуская через выломленные двери беззаконников. В дело были пущены (нападавшими — авт.) баллончики с жидкостью, от которой очень жгло в гортани и носу. В храме все кашляли, было трудно дышать. Я взял чашу со святой водой и кропило и стал окроплять нечестивцев святыней… Отец Виталий, секретарь епархии, пытался остановить бойню. Его у вырванных дверей схватили за ризы и выбросили на улицу… И меня схватили, и тоже хотели выбросить из храма. Но это им не удалось… Потом в храм ворвались молодчики, которые образовали что-то наподобие цепи и стали по одному выбрасывать из храма всех, кто молился и защищал святыню… Видел, как выбросили отца архимандрита Василия (Ващика), который просто свалился ниц. Я увидел группу, около 15 человек, так называемого духовенства Киевского патриархата, которые стояли около нашего храма и молча созерцали с ехидной улыбкой на это все своеволие». «Я слышал рассказы и видел видео, как захватывали православные храмы в начале 90-х, — добавляет священник. — Но и подумать не мог, что когда-нибудь сам буду переживать повторение этих событий».
Свято-Троицкий храм в селе Повча Ровенской области (националисты атакуют, прежде всего, слабо защищенные сельские храмы) пережил четыре попытки захвата! Первая состоялась 12 октября 2014 года.
Особенно свирепствует «Правый сектор Тернопольщины» во главе с Василием Лабайчуком. Демонстрируя свою приверженность к Украинской греко-католической церкви и ценностям «национальной революции», Лабайчук развернул в регионе настоящую кампанию против Московского патриархата. «Мы объездили уже все села Тернопольской области, где есть Московский патриархат, — заявил он 8 октября 2015 года Религиозно-информационной службе Украины. — Мы проводим разъяснительную работу — показываем людям, что они находятся под Москвой». На практике эта «разъяснительная работа» сводится к силовым захватам со стороны десятков крепких приезжих молодчиков в камуфляже, накачанных русофобской пропагандой.
Вот, например, как обстояло дело в селе Стенка Тернопольской области, находящийся в котором храм Рождества Пресвятой Богородицы, принадлежащий Московскому патриархату с 1946 года, захотели забрать греко-католикам.
«2 и 7 марта наши бойцы приезжали по приглашению части общества села, которое принадлежит к УПЦ МП, но хочет молиться за украинскую армию и за „Небесную сотню“, — говорит Лабайчук. — Мы приехали к ним в третий раз 22 марта». На фото, опубликованных местными интернет-изданиями, видно, что 22 марта в село прибыли около полусотни боевиков, принадлежавших, по словам Лабайчука, к организации «Тризуб имени Степана Бандеры» * и 6-му запасному батальону «Добровольческого украинского корпуса Правого сектора». Они окружили храм, в который попытались при их поддержке войти клирики УГКЦ. На защиту культового здания вышли жители села, для предотвращения столкновений прибыли сотрудники МВД. «Собралось около 300 сельчан и 50−60 представителей „Правого сектора“, — описывал ситуацию УНИАН начальник Тернопольского областного управления милиции Александр Богомол. — Для обеспечения общественного порядка в село прибыло 80 стражей порядка, которые перед тем выезжали в Почаев с целью недопущения дестабилизации в городе через сообщение о возможности вывоза из лавры чудотворной Почаевской иконы Божьей Матери. В Стенках удалось погасить конфликт, до применения силы между конфликтующими сторонами дело не дошло».
25 апреля 2015 года около 60 приехавших боевиков «Правого сектора» пытались захватить храм в честь апостола Иоанна Богослова в небольшом селе Колосово Тернопольской области, который жители окружили живой стеной. Повторная попытка захвата этого храма боевиками произойдет 28 сентября и тоже неудачно.
10 мая 2015 года бойцы запасного батальона «Добровольческого украинского корпуса Правого сектора» захватили храм Архистратига Михаила в селе Башуки, 28 июня — храм Покрова Божией Матери в селе Куликов. Другой целью «Правого сектора Тернопольщины», регулярно посещающего богослужения в греко-католических храмах, является захват одной из главных святынь православных на Украине — Почаевской лавры. В июне 2015 года пресс-секретарь «Правого сектора» Андрей Скоропадский в интервью газете «Вести» похвалил Лабайчука за то, что тот «активен, в частности, борется против Почаевской лавры, гнезда украинофобии».
Апофеозом кампании по захвату храмов стали события в селе Катериновка Тернопольской области. Приезжие «правосеки» пытались захватить местный храм великомученика Георгия Победоносца 21 и 28 июня 2015 года, а осенью нанесли решающий удар. «21 сентября после службы наши люди разошлись по домам, а в 14.30 прихожане заметили, что в церковном дворе появились представители «Правого сектора» в балаклавах, около 30 человек. Они, вместе с представителями Киевского патриархата, сломали двери, повредили окна, вошли в храм и завладели всем имуществом, которое принадлежало нам. Затем приехала милиция и батальон «Тернополь», — сообщил 23 сентября интернет-изданию «Сегодня» пресс-секретарь Тернопольской епархии УПЦ МП протоиерей Георгий Казимирук.
Когда же верующие попытались пройти к захваченной церкви, националисты стали применять перцовые баллончики, а в это время сзади на православных налетели бойцы патрульного батальона МВД «Тернополь-2» с резиновыми дубинками. В результате зверского избиения около двух десятков человек получили переломы рук и сотрясение мозга. «Тут случилось настоящее побоище», — заявил 25 сентября на пресс-конференции в Киеве протоиерей Казимирчук.
А вот еще свидетельства очевидцев. «Я услышала сигнализацию, и поняла, что церковь открыта… я к забору, а там начался ад… Началась бойня, били всех, били стариков, били женщин, били детей несчастных по 16−17 лет. Старый дед, я его помню, он к нам долго ходил ему лет восемьдесят, такой высокий седой… И его побили и кинули, потом вытащили за руки и ноги и перекинули через забор, а другие дальше продолжили его добивать», — рассказывает жительница Катериновки Зинаида Берекета.
«Я стояла совсем недалеко от храма и услышала крик „Бейте их!“. Это был начальник Кременецкой милиции. И после этих слов началось кровавое месиво. Меня с самого начала ударил боец батальона „Тернополь“ прямо ногой в живот… Потом одна прихожанка с этого же села, только Киевского Патриархата, схватила меня за волосы и начала тягать по земле. Дальше я пыталась спасти одного мужчину, которого и пинали, и били дубинками. Меня ударили по руке — и получился у меня перелом», — сообщила на пресс-конференции 25 сентября в Киеве прихожанка храма в Катериновке Людмила Дробот.
А на другой пресс-конференции, прошедшей в тот же день, директор Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш заявил, что «Правый сектор» законно занял культовое здание, а заместитель председателя Комитета по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Виктор Еленский обещал три уголовных дела против пострадавших православных. Представители УПЦ МП уже не раз обращались к ОБСЕ, привлекая внимание к террору националистов. Однако никакой реакции со стороны международных инстанций, озабоченных «российской агрессией в Донбассе», так и не последовало.
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.