Общество / Социальные проекты

Волонтерство вместо тимбилдинга

Могут ли крупные корпорации работать на благо общества?

  
2226
Волонтерство вместо тимбилдинга
Фото: предоставлено автором

Большой бизнес в общественном сознании прочно ассоциируется с жестоким миром, обитатели которого ради прибыли готовы на все. Тем не менее, несколько лет назад в российский бизнес пришло сравнительно новое понятие — КСО, то есть корпоративная социальная ответственность. Согласно этой концепции, организации в своей деятельности должны учитывать не только собственные интересы, но и интересы общества. Поэтому они возлагают на себя дополнительные социальные обязательства, которые по закону нести не обязаны. В КСО могут входить самые разные направления — от мероприятий по улучшению качества жизни сотрудников отдельно взятой компании до масштабной деятельности, направленной на то, чтобы сделать окружающий мир лучше.

Фото: Предоставлено автором

Если на Западе КСО развивается лет 20−25, то у нас эта концепция новая и потому модная. Каждая уважающая себя крупная корпорация имеет какую-то программу общественно полезной деятельности. Проблема в том, что зачастую это делается для галочки, просто потому, что нельзя отставать от конкурентов. В результате вся социальная ответственность сводится только к заявлениям или, в лучшем случае, выделению определенных сумм на благотворительность. Однако КСО — это не просто финансирование каких-то социальных проектов время от времени, но и своего рода морально-этическая философия компании.

На Западе есть немало компаний, чья репутация складывалась десятилетиями, и для их клиентов принципы, которые они исповедуют, не менее важны, чем качество товаров и услуг. В России крупные компании, которые серьезно исповедуют корпоративную социальную ответственность, можно пересчитать по пальцам. В нефтегазовой сфере это такие гиганты, как «Газпром» и «Роснефть», в финансовой — «Сбербанк» и группа «ВТБ», в металлургии — «Норникель», а на рынке телекоммуникаций — ведущий оператор МТС.

Компания МТС традиционно занимается большим количеством благотворительных проектов, но сегодня этим сложно кого-то удивить. Примечательно то, что в этой деятельности участвуют не только профессионалы, но и сотрудники компании всех уровней от низшего звена до СЕО. Речь идет о широкомасштабном волонтерском движении, которое стало важной частью корпоративной этики компании. В современном мире дедлайнов и мультитаскинга сложно поверить, что работники будут добровольно и безвозмездно тратить свое время на то, чтобы, например, съездить в детский дом и показать его воспитанникам новогоднее представление. Но в МТС утверждают, что таких людей больше, чем кажется.

Фото: Предоставлено автором

О том, зачем нужно волонтерское движение, какие задачи оно выполняет и вообще о том, существует ли большой бизнес «с человеческим лицом», мы пообщались с Членом правления — Вице-президентом по управлению персоналом ПАО «МТС» Михаилом Архиповым.

«СП»: — Михаил, расскажите, что представляет собой волонтерское движение МТС?

— МТС официально утвердило Корпоративное волонтерское движение еще в 2011 году, как часть HR-стратегии компании. На сегодняшний день из 65 тысяч сотрудников компании более пяти тысяч принимают участие в волонтерской деятельности. Они участвуют в самых разных проектах от организации концертов для ветеранов до детских спектаклей.

«СП»: — А почему руководство компании так серьезно решило развивать волонтерство?

— В компании МТС всегда были распространены частные волонтерские инициативы, например, поездки в детские дома или благотворительная помощь нуждающимся. Просто к 2011 году этих инициатив стало так много, что в компании поняли — необходима координация и целенаправленная работа в этом направлении. Именно поэтому Корпоративное волонтерское движение «Просто дари добро» было официально определено, как важная часть КСО политики компании и закреплено в нормативных документах.

Тогда же были выделены основные стратегические направления волонтерства: помощь детям, поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и отрасли связи, помощь пожилым людям, помощь в социализации инвалидов, поддержка пострадавших в ЧС. Обычно волонтерская деятельность планируется на год вперед. Безусловно, в данный план, могут вноситься корретировки в зависимости от социальной потребности общества.

«СП»: — Можете привести примеры актуальных проектов, в которых принимают участие волонтеры МТС?

— Акций много, надеюсь, волонтеры, которых я не успею упомянуть, не обидятся. В рамках программы «Зеленый экспресс» наши работники совершают туры в подшефные детские учреждения, где проводят обучающие мастер-классы и другие мероприятия. Только в этом сентябре волонтеры посетили воспитанников Ногинского социально-реабилитационного центра и Тучковскую школу-интернат, где устроили спортивный праздник со сдачей норм ГТО, военно-спортивными играми и другими развлечениями. Ближе к Новому году стартует программа «Елки — детям», наверное, и без разъяснений понятно, в чем она заключается.

Не могу не упомянуть про наш «Мобильный театр сказок» — волонтерский кукольный театр, который участвует в поездках по детским учреждениям. Мне кажется, это уникальный проект — сотрудники компании раскрыли в нем такой творческий потенциал, о котором, наверное, даже не подозревали. На их счету уже около десятка постановок и даже участие в театральном фестивале в Ереване и Белгороде. Сейчас мы готовим сайт театра.

Еще одна волонтерская программа — это «Танго Победы», организация праздников для ветеранов в городских парках. В этом году это был танцевальный ретро-вечер в Екатерининском парке. Работники МТС также подготовили к празднику Победы «Книгу памяти МТС», в которую вошли истории о войне, рассказанные родными и близкими сотрудников компании.

Как я и сказал, инициатив очень много. Мы запускаем информационный портал, который объединит всю волонтерскую активность МТС и позволит привлекать к совместным проектам другие фонды и НКО.

«СП»: — Наверное, в этой деятельности участвуют в основном молодые сотрудники, которые еще не так загружены работой?

— Вовсе нет, в волонтерской деятельности сотрудники заняты с разным стажем и опытом. В нашей осенней детской акции в Обухово, в основном, принимали участие ведущие специалисты и руководители проектов.

«СП»: — Звучит здорово, и все же, зачем компании нужно именно волонтерство? Ведь если рассуждать практически, такая деятельность отвлекает сотрудников от непосредственной работы. Почему бы не ограничиться благотворительными проектами с участием профессионалов?

— На самом деле совместное участие в волонтерской деятельности очень способствует и деятельности трудовой. Такой позитивный опыт, как поездка к детям или ветеранам, помогает создать сплоченный коллектив. Это своего рода уникальный тимбилдинг. Гораздо легче решать рабочие моменты, когда сотрудники хорошо знают друг друга. Да и конфликты между работниками возникают гораздо реже, если на прошлой неделе они принимали совместное участие в мастер-классе с воспитанниками детских домов.

Есть и еще один аспект. Успех любой компании — это не только материальные ценности, но и её человеческий капитал. Потенциальный сотрудник должен хотеть прийти надолго, а это возможно только в случае, когда компания предоставляет такие условия, которых не найти у других работодателей. Волонтерская деятельность повышает лояльность у определенной категории работников и дает им возможность реализовать свой творческий потенциал, решая при этом важные социальные задачи.

У нас юридически закреплено предоставление выходных дней для сотрудников, которые в рабочие дни участвуют в социальных проектах компании, но не более трех таких выходных в год. По итогам года работников награждают и записывают в трудовые книжки благодарности. Мне приходилось слышать от сотрудников, что они работают в МТС, в том числе, и потому, что компания так серьезно относится к благотворительности и волонтерству.

«СП»: — То есть волонтерство уже стало частью корпоративной культуры МТС, если можно так выразиться?

— Так и есть, недавно АФК «Система», наш основной акционер, проводила опрос, в результате которого выяснилось, что около 65% сотрудников готовы тратить на волонтерскую деятельность от нескольких часов в месяц до нескольких дней в неделю. Причем большинство опрошенных в качестве главной причины заниматься волонтерством назвало желание изменить мир к лучшему.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня