Шумная история с исчезновением четырех истребителей-перехватчиков дальнего действия МиГ-31, хранившихся на оборонном предприятии ОАО «НАЗ «Сокол» (бывший Горьковский авиационный завод), получила не менее громкое продолжение. Оказывается, эта техника была предназначена для поставок по контракту в Сирию, и ее исчезновение вызвало международный скандал.
Еще три недели назад на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ было вывешено сообщение о пропаже четырех истребителей-перехватчиков дальнего действия МиГ-31 из состава Росгосрезерва. Корреспонденты «СП» сразу же связались с прокуратурой Нижегородской области и попросили прояснить ситуацию. Вот что рассказал дежурный отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции:
— Прокуратура Нижегородской области совместно с сотрудниками Управления ФСБ России по Нижегородской области провели проверку соблюдения законодательства при продаже материальных ценностей, хранившихся на оборонном предприятии ОАО «НАЗ «Сокол». Вскрылся такой факт. В период с 26 октября 2006 года по 12 июля 2007 года представители Приволжского территориального управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу незаконно включили в список реализуемых из государственного резерва материальных ценностей 4 истребителя Миг-31 (без двигателей и вооружения). Эти боевые машины не подлежали продаже, но были куплены фирмой ООО «Металснаб», которая, во-первых, была, по нашим данным, подставной, во-вторых, не имела права на торговлю оружием и военной техникой. А, в-третьих, самолеты были выставлены на торги с начальной ценой 153 рубля за каждый! При этом в ходе аукциона цена так и не была поднята ни на копейку. Между тем, по оценке экспертов, реальная стоимость каждого самолета без двигателя и вооружения составляет 116 миллионов рублей. Таким образом, государству причинен ущерб около 465 миллионов рублей.
В информации Генеральной прокуратуры подчеркивалось, что местонахождение проданных самолетов неизвестно. После сделки они исчезли.
Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Нижегородской области возбуждено уголовного дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).
Слухи о том, что исчезнувшие истребители были предназначены для продажи в Сирию, российские официальные лица с самого начала категорически опровергали. «Рособоронэкспорт» и РСК МиГ даже распространили совместное заявление, где было сказано, что Россия не подписывала контракт на поставку МиГ-31. Но неожиданно в ситуацию вмешалось сирийское правительство, которое в своем официальном сообщении фактически опровергло информацию российской стороны, заявив, что сообщения о неготовности Москвы поставить перехватчики Дамаску — «очередная попытка разрушить дружественные отношения между Сирией и Россией».
Российская сторона вынуждена была признать, что контракт о поставке в Сирию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31Э и фронтовых истребителей МиГ-29М все-таки существует. По данным главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексея Федорова, которые привела газета «Коммерсант», контракт по МиГ-29 уже реализуется, а по МиГ-31 до сих пор не вступил в силу. В Сирию планировалось поставить восемь самолетов, стоимость контракта оценивалась в $400−500 млн. Летом 2007 года НАЗ «Сокол» приступил к реализации подготовительных работ. Поскольку производство МиГ-31 было свернуто в 1994 году, Сирии планировалось продавать самолеты из резерва, модернизацией которых по требованию заказчика и занимался НАЗ «Сокол». Но теперь половина контракта под вопросом.
Поднятый вокруг истребителей шум способствовал их моментальному обнаружению. Правда, пока только на словах. По утверждению того же Алексея Федорова, МиГи были выкуплены самим НАЗ «Сокол». По версии гендиректора «Сокола» Александра Карезина, они были выкуплены предприятием как раз для реализации сирийского контракта. Не ясно только, где они сейчас, и почему неприлично дешево реализовывались на специально организованном аукционе. Тут есть над чем поработать прокурорам.
Характерно, что этот случай — лишь звено в длинной цепи фактов хищения авиационного имущества. Не так давно арестован бывший начальник службы хранения авиационных приборов воинской части 11-й армии ВВС и ПВО Дальневосточного военного округа майор Богдан по обвинению в хищении секретных блоков бортовой аппаратуры истребителей Су-27. Еще раньше в авиационной части Хабаровского края пропали несколько электронных блоков управления Су-27 и МиГ-31. Тогда сотрудникам контрразведки совместно с правоохранительными органами удалось довольно быстро найти виновников и не допустить продажи секретных блоков китайским спецслужбам. В авиационной части Архангельской области начальник штаба, старший инженер и прапорщик вывезли с территории и продали за 100 тысяч рублей военный дизель-генератор. Чтобы скрыть следы преступления на место проданного генератора установили похожий, найденный на свалке, и стали готовить документы о его списании. Военная контрразведка пресекла преступление.
А вот самое свежее сообщение. 3 сентября венная прокуратура Северо-Кавказского военного округа распространила сообщение о проверке, проведенной военными прокурорами в одной из воинских частей ПВО в Ростове-на-Дону. Установлено, что в течение нескольких лет начальник авиационно-технической службы части майор Сергей Васин в сговоре с подчиненным ему начальником склада авиационно-технического имущества прапорщиком Алексеем Захаровым, путем подлога служебных документов совершили хищения имущества на сумму, превышающую 23 млн. руб.
Кроме того, по данным военной прокуратуры, они «также создали предпосылки к хищению искусственно созданных на складе излишков имущества еще на 5 млн. рублей».
Из досье «СП»:
Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей, действующих в диапазоне от предельно малых до больших высот, днём и ночью в условиях применения противником радиолокационных (активных, пассивных) и тепловых помех.
В автономном режиме он способен длительно патрулировать зону ответственности и поражать малоразмерные крылатые ракеты, вертолеты, высотные сверхзвуковые самолеты и другие типы целей в задней и передней полусферах. Группа из 4 самолётов МиГ-31 обеспечивает контроль воздушного пространства на фронте 800−900 км.
Максимальная дальность полета без дозаправки в полете — 3000 км. Максимальная скорость — 3000 км в час. Практический потолок — 20600 м.
Фото [*]