Светлана Алексиевич, получая Нобелевскую премию, раскрыла всему цивилизованному миру глаза на безумие «красного человека», как она называет граждан России, унаследовавших пороки большевизма. С опаской перемещаясь по враждебной Москве, она обнаружила громадные толпы штатских и военных, молодых и старых, состоятельных и обнищавших, спешивших в храм, где проходил молебен о ядерном оружии.
Если бы Светлана Александровна была модернисткой, если бы сочиняла романы-фэнтези, если бы ее творчество было насквозь психоделическим, то это было бы понятно и естественно. Ну, привиделось, с кем из творческих экстремалов не бывает. Однако она строго придерживается в сочинительстве документальности, плетет сюжеты из высказываний простых людей, своих собеседников и собеседниц. Из этого следует, что нобелевский лауреат, скажем так, слукавила. То есть решила воспользоваться западным идеологическим трендом, согласно которому русский медведь сбросил нелепо напяленную в 90-е годы маску-рот-до-ушей и откопал припрятанную дубину войны.
Так что нынче с документалистами большая проблема. И она существенно возрастает, когда документалист берет в союзницы науку. Ход совершенно беспроигрышный, поскольку физика нынче не в чести. Ее из нашего сознания уже почти вытеснили всевозможные оккультные «науки». То есть, выражаясь по-простому, шаманизм.
Прекрасная иллюстрация документального шаманизма, замешанного на разоблачении «русской угрозы», — фильм «Русский дятел». Его снял американский драматург Чад Грасиа, дебютировавший в качестве режиссера. Фильм в этом году получил гран-при на национальном американском кинофестивале независимого кино «Сандэнс». В конце января 2016 года «Русский дятел» выйдет на Украине в прокат. Уже начинается массированная реклама фильма, который «продолжает тему голодомора».
Сразу сообщим, что в процессе «изысканий и исследований» авторы фильма, среди которых украинский художник Федор Александрович, приходят к неопровержимому выводу о том, что чернобыльская авария 1996 года стала результатом преступной деятельности КГБ.
А теперь к деталям. В непосредственной близости от Чернобыльской АЭС располагалась загоризонтная радиолокационная станция «Дуга-1», сразу же после аварии демонтированная. Остались лишь громадные антенные панели, высота которых достигает 150 метров, а длина полкилометра. Станция предназначалась для определения старта межконтинентальных баллистических ракет не только с европейской, но и с американской территории.
Принцип ее действия заключается в передаче радиоволны за горизонт за счет ее отражения от ионосферы (условно говоря, от «потолка»). Точно так же осуществляется и прием отраженной волны, она тоже попадала на приемную антенну, отразившись от ионосферы.
Авторы фильма, бродя вокруг впечатляющих своими масштабами антенн, «научно доказали», что эти самые радиоволны и разогрели ядерный реактор до критического уровня, и он рванул.
Да, действительно, «Дуга-1» размещалась поблизости от АЭС, поскольку она потребляла большую энергию, несколько мегаватт. Однако рядом с АЭС были приемные антенны, на которые поступал отраженный сигнал малой мощности. Передающая, т.е. излучающая, антенна была совсем в другом месте — на расстоянии 60 км в Черниговской области близ города Любеч. Никакая мощность приемной антенной не излучалась. Мегаватты на «Дуге-1» были необходимы для усиления слабого принимаемого сигнала.
Идем дальше. Авторы фильма проводят наглядную параллель между курицей в микроволновке и реактором, расположенным под боком у «адской антенны». И тут сложно определить, то ли это от дремучести в области физики, то ли сознательная ложь. Дело в том, что РЛС работала на частотах от 5 до 28 МГц, что соответствует десятиметровому диапазону длины волны. Такие волны телами практически не поглощаются, то есть не нагревают их. А в СВЧ-печах используются частоты в десятки ГГц, то есть их частота в тысячу раз выше, чем у «адской антенны».
И еще один существенный момент. И передающая, и принимающая антенны загоризонтных РЛС направлены в небо. Так что если бы даже «Дуга-1» работала в СВЧ-диапазоне, то ничего от нее на реакторы не попадало бы. А работать в СВЧ-диапазоне загоризонтные РЛС ни теоретически, ни практически не могут. В этом можно убедиться на практике. Длинные и короткие волны можно принимать на радиоприемник и с другой стороны земного шара, за счет отражения их от ионосферы. А УКВ (то есть FM-диапазон) принимается лишь в зоне прямой радиовидимости.
Вполне понятно, что «кинодокументалисты» используют в фильме ряд дешевых приемов балаганного типа. «Исследователь», то есть украинский художник, бродит вблизи антенн, завернутый в прозрачную пленку, которой в магазине оборачивают продукты. Тем самым он якобы защищается от «остатков радиоизлучения». Вполне возможно, что кто-то и примет такой метод «экранирования» за чистую монету. И в руках у него длинный штырь, на конце которого горит лампочка, тоже от «адского электромагнитного поля». Естественно, если есть батарейка, то почему бы лампочке не гореть?
Ну, и, понятное дело, авторы фильма навесили на РЛС множество обвинений, заявив, что это было секретное оружие, нацеленное на Запад. Что предполагалось при помощи радиоволн воздействовать на человеческую психику. То есть зомбировать. Это, конечно, никакая не новость. Этот феномен прекрасно известен психиатрам, их пациентами нередко становятся люди, которых при помощи антенны, установленной за стенкой или в соседнем здании, зомбировали в КГБ, а теперь в ФСБ.
При этом авторы фильма заявляют в многочисленных интервью о том, что на место «советской угрозе» пришла не менее страшная «русская угроза», поскольку после окончания съемок «русский дятел» опять заработал, опять запускает «волны смерти». Что с блеском доказывает горящая на штыре лампочка. Что и требовалось доказать: ФСБ продолжает в Чернобыле грязные игры, начатые КГБ
Разумеется, фильм пропагандистский. И его режиссер Чад Гарсиа скрывать этого не намерен. Получая фестивальную награду, он заявил, что, воспользовался этой историей, «чтобы предупредить зрителя о той опасности, которую представляет собой Россия, не растерявшая воинственный дух и через 20 с лишним лет после окончания «холодной войны».
И в заключении о названии. Построенная в 70-е годы РЛС «Дуга-1» создавала помехи в эфире. Это были «постукивания» с частотой 10 герц, похожие на стук дятла. В связи с чем на Западе прозвали эту РЛС «русским дятлом».