Архиерейский Синод Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) направил протоиерею Московского патриархата Георгию Митрофанову открытое письмо, в котором выразил ему «глубокую признательность» за книгу «Запретные темы истории ХХ века». В своей книге Митрофанов утверждает, что генерал Андрей Власов, командовавший 2-й Ударной армией и сдавшийся в плен немцам в 1942 году, а после — создавший Русскую освободительную армию из числа пленных соотечественников, не предатель, а идейный борец с безбожным большевизмом.
«Имя православного христианина Андрея Власова вызывает ненависть при неведении исторической реальности в силу тоталитарно-богоборческой пропаганды», — указывается в письме РПЦЗ, которое подписали первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион, архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сан-Францискский и Западно-Американский Кирилл, епископ Монреальский и Канадский Гавриил, епископ Манхэттенский Иероним, епископ Мэйфильдский Георгий, епископ Кливлендский Петр.
Московский патриархат от оценки книги воздерживается, и считает ее «частным мнением» отца Георгия. Об этом сообщил «Свободной прессе» пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов.
Разговор о генерале Власове совпал с другим событием. 8 сентября немецкий бундестаг принял решение реабилитировать около 20 тысяч немецких солдат-дезертиров, которые были казнены или отправлены в концлагеря за то, что отказались сотрудничать с нацистским режимом в какой бы то ни было форме. До последнего времени они считались предателями. В Кельне объявлен конкурс на памятник дезертирам, который называется «Чести отказавшихся убивать».
О Второй мировой и судьбах немецких и российских предателей рассуждает политолог, эксперт немецкого фонда Bertelsmann Stiftung Корнелиус Охман.
«СП»: — Корнелиус, генерал Власов все же предатель или патриот?
— Сложно оценивать деятельность генерала Власова. Сложно оценивать сейчас то, что случилось 65 лет назад. Это судьба человека, и нужно это оставить истории.
Проблема, как к этому подходит бюрократия. В Германии только вчера, через 65 лет после войны, бундестаг принял решение, что дезертирство немецких солдат в те годы не является преступлением.
65 лет понадобилось, чтобы общество изменилось. Но, в конце концов, и юристы, и чиновники поняли, как это сложно для семей людей, отказавшихся воевать на стороне нацистов и погибших — чувствовать себя потомками «предателей».
Ведь в Кельне собираются открыть памятник именно погибшим солдатам. Только сейчас их потомки получат хотя бы какое-то моральное удовлетворение, что их отцы и деды, с юридической точки зрения, не были преступниками.
«СП»: — А общественное мнение, на уровне обывателей, считало этих солдат предателями?
— Да, да — до 1970-х годов. Но потом внутренняя революция общества — как в Германии, так и во всей Западной Европе — очень многое изменила. У молодых на эти события была совсем другая точка зрения. Но юридически все оставалось по-прежнему еще 30 лет. Думаю, сегодня, если сделать социологический опрос, большинство немцев оценили бы этих солдат не как предателей.
Они не герои. Они просто люди, которые хотели сделать что-то против системы. За это во время войны, по законам того времени, их казнили.
«СП»: — Потомки этих немцев были как-то ущемлены в правах?
— Нет-нет, такого не было.
«СП»: — Но на них показывали пальцем?
— После войны — да, потом — нет. Время многое поменяло. Еще 15 лет назад многие гордились тем, что из деды воевали в Вермахте во Вторую мировую. Сейчас на это смотрят по другому, считают, что отдельные части Вермахта тоже участвовали в массовых убийствах мирных граждан, прежде всего, в бывшем СССР.
«СП»: — Вы говорите, дезертиры не герои, это обычные люди, которые хотели что-то сделать против системы. То же самое, наверное, можно сказать о каждом солдате армии Власова?
— Можно, конечно. Все хотели выжить, все хотели в то время как-то выйти из трудной ситуации. Очень сложно сейчас судить об этих поступках.
«СП»: — Государственная точка зрения в России — Власов предатель. Без разночтений. На ваш немецкий взгляд, такая однозначность — это правильно?
— Думаю, во время войны нет черно-белых ситуаций, мы не можем сказать однозначно, что этот человек — герой, а другой — нет. Нужно говорить о конкретной судьбе каждого человека на войне. Нам это трудно сделать, прошло слишком много времени.
Государство, я думаю, на это не должно влиять. Это — вопрос дискуссий внутри общества.
«СП»: — Скажите, кстати, немецкого генерала, который сдался в плен русским — генерала Паулюса — в Германии считают предателем, как Власова?
— Сначала считали. Но сейчас, думаю, большинство так не считает.
«СП»: — Как вы думаете, эти две фигуры — Паулюс и Власов — их можно сравнивать, или они разные?
— Думаю, ситуации можно сравнивать. Оба они были генералами, которые приняли похожее решение. Их судьбы как людей вполне сравнимы. Другое дело, как их обсуждает история. В истории нет единой точки зрения.
«СП»: — Какие выводы мы должны сделать, глядя на этих двух генералов?
— Думаю, наша задача в том, чтобы вести дискуссию. Чтобы люди могли представлять разные точки зрения на эти проблемы. Думаю, невозможно, чтобы все разделяли единую — государственную — точку зрения.
Кто такой генерал Власов
Советский генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов считается главным предателем в истории Великой Отечественной войны.
В апреле 1942 года, будучи командующим 2-й ударной армии и по совместительству заместителем командующего Волховского фронта, он попал в плен и пошел на сотрудничество с немцами, позднее став руководителем военной организации коллаборационистов из советских военнопленных — Русской освободительной армии (РОА).
Переход Власова на службу к немцам был одним из самых неприятных для Советского Союза эпизодов войны. Были и другие офицеры Красной армии, ставшие предателями, но Власов стал самым высокопоставленным и наиболее известным.
Для советских граждан «власовщина» стала символом измены, а он сам — главным иудой своего времени. Дело доходило до того, что однофамильцы писали в анкетах: «Родственником генерала-предателя не являюсь».
В 2001 году с ходатайством о пересмотре приговора Власову и его соратникам в Главную военную прокуратуру обратился представитель общественного движения «За веру и Отечество». Однако военная прокуратура пришла к выводу, что оснований для применения закона о реабилитации жертв политических репрессий нет.
1 ноября 2001 года Военная коллегия Верховного суда РФ отказала в реабилитации Власова А. А. и других, отменив приговор в части осуждения по ч. 2 ст. 58−10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) и прекратив в этой части дело за отсутствием состава преступления. В остальной части приговор оставлен без изменения.
По данным Википедии, Андрей Власов (1901 года рождения) служил в Красной Армии с 1920 года. После окончания командирских курсов участвовал в боях с белогвардейцами на Южном фронте. С 1922 года занимал командные и штабные должности, а также занимался преподаванием. В 1929 окончил Высшие армейские командные курсы.
В 1930 году вступил в ВКП (б). С августа 1937 года командир 133-го стрелкового полка 72-й стрелковой дивизии, а с апреля 1938 года помощник командира этой дивизии. Осенью 1938 года направлен в Китай для работы в составе группы военных советников. С мая по ноябрь 1939 года исполнял обязанности главного военного советника. Награжден орденом Золотого Дракона.
В январе 1940 года генерал-майор Власов был назначен командиром 99-й стрелковой дивизии, которая в октябре того же года была признана лучшей дивизией в округе. За это генерал был награжден орденом Красного Знамени. В январе 1941 года он был назначен командиром 4-го механизированного корпуса Киевского особого военного округа, а через месяц награжден орденом Ленина.
В начале войны Андрей Власов проявил себя талантливым полководцем. Первый ощутимый отпор немецкие войска получили именно от механизированного корпуса, возглавляемого генералом. Апофеозом военной карьеры Андрея Власова на стороне Советского Союза стала оборона Москвы: имея всего 15 танков, он остановил в Солнечногорске армию Вальтера Моделя.
Весной 1942 года Власов был переброшен на оборону Ленинграда, получив должность командующего 2-й Ударной армией, которая в тот момент находилась в окружении и несла огромные потери. Увы, чуда не произошло, и в начале июня армия была полностью разгромлена, а Власов с группой офицеров попал в плен. Потом был концлагерь для высших офицеров, где и началось сотрудничество генерала с немецким командованием. Его итогом стало создание Русской освободительной армии (РОА), начавшей сражаться против советских войск. Правда, когда в мае 1945 года Праге началось антигитлеровское восстание, он активно поддержал восставших, вступив в борьбу с войсками вермахта. А потом генерал попросит политического убежища в Швейцарии и заодно начнет хлопотать о переводе бойцов своей армии в англо-американскую зону для сдачи в плен. Однако союзники отказали, и вскоре Власов вместе с ближайшими соратниками был арестован. 1 августа 1946 года он и 11 офицеров РОА были приговорены к смерти через повешение.