В Донецкой народной республике полным ходом идет государственное строительство, пишет «Московский комсомолец».
Пошли вторые сутки, как в ДНР вспомнили о пограничной службе и таможне, отмечает издание. Отныне данные каждого въезжающего и выезжающего на территорию Украины вносятся в электронную базу, где также регистрируются техпаспорта каждого транспортного средства, пересекающего границу. С нового года в республике появился закон об обязательной регистрации всех автомобилей в ГАИ ДНР и получении в восьмидневный срок всем «иностранным» транспортным средствам временных номеров.
«Нет, они и раньше были, но вот регистрации паспортов каждого въезжающего и выезжающего в Донецк в последнее время не существовало. Теперь же все как у людей: вагончик, пара компьютеров (на въезд и выезд) и бесконечная очередь из машин в обе стороны. Паспорт каждого „путешественника“ и техпаспорт каждой машины терпеливо вносят в электронную базу данных. Говорят, она нужна еще и для того, чтобы отслеживать выезды госслужащих ДНР на украинскую территорию», — отмечается в публикации.
«Вот-вот начнется выдача паспортов ДНР. Поговаривают о появлении еще новой официальной газеты кабинета министров ДНР, где будут публиковаться все законы для вступления их в силу.
Одним словом, государственное строительство в самопровозглашенных республиках идет полным ходом.
Трудно понять, какого еще атрибута государственности здесь не хватает. Даже департамент речного и морского транспорта в Министерстве транспорта есть при пока отсутствии судоходных рек и морских портов.
Именно поэтому к возможности процесса возвращения в Украину здесь относятся с большим скепсисом. Особенно в кругах, приближенным к властям ДНР", — пишет «МК».
Отметим, что паспортизация населения — больной вопрос для самопровозглашенных республик. Лишившиеся украинских или обладатели просроченных документов, а также дети, родившиеся в ДНР и ЛНР со свидетельствами о рождении выданными непризнанными государствами, фактически оказываются запертыми в республиках, не имея возможности выехать в Россию.
Разговоры о перспективе раздачи российских паспортов по подобию Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии так и остались разговорами. Отметим, что в указанных странах вопрос с российскими паспортами решился «в рабочем порядке» еще в то время, когда вопрос о признании независимости Южной Осетии и Абхазии даже не стоял.
В ЛНР паспорта начали выдавать еще в мае, и к концу года их вручили более 5 тысяч. А глава ДНР Александр Захарченко говорил в августе, что паспорта ДНР появятся, когда «хотя бы в дружественных нашей республике странах» их будут готовы признать. 13 января этого года он заявил: «В ближайшее время будет постановление Совмина, которое потом утвердит Народный Совет, о выдаче паспортов образца ДНР».
В то же время остается вопрос о признании Россией этих документов.
Стоит также напомнить, что согласно Минским соглашениям, Донбасс остается частью Украины. Суть переговоров лишь в том, кто и какие требования должен выполнить. И еще в том, в какой срок и в какой последовательности.
На этом фоне строительство государственных институтов в народных республиках, паспортизация и обретение прочей суверенной атрибутики может показаться бессмысленной тратой времени и средств. Но так ли это на самом деле? Об этом мы спросили наших экспертов.
— Дело в том, что государство имеет перед населением определенные обязательства, — говорит обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко.
— Если оно их не выполняет, то выполнять начинает кто-то другой, а принадлежность данной территории соответствующему государству становится формальной. Например, Тайвань — это Китай. Но КНР не может, в силу объективных причин выполнять функции государства на этой территории, поэтому там функционирует правительство Гоминьдана, которое большая часть мира не признает, что ничего, по сути, не меняет. С точки зрения международного права, Приднестровье — Молдова. И Россия это признает, что не мешает жителям Приднестровья иметь паспорта ПМР и ездить по ним в Россию.
Поскольку Украина не выдает в Донбассе свои документы, а людям как-то надо жить, было два варианта: начать выдавать лицам, достигающим 16 лет российские паспорта, а также загранпаспорта России тем, кто выезжает за пределы Украины. Как вы помните, первоначально (в прошлом году) активно обсуждался именно вариант российской паспортизации. Затем от него отказались (или отложили). Причин много, они упоминались в СМИ. Я думаю, что главным камнем преткновения стало то, что Россия выступает в минском процессе в качестве посредника между Киевом и Донбассом. В такой ситуации выдача российских паспортов местному населению дала бы Украине аргумент, позволяющий подтвердить тезис Киева о российском вмешательстве — армию РФ в Донбассе не нашли, а паспорта — вот они.
Но проблемы местного населения никуда не делись. Украина не выдает не только паспорта, но и свидетельства о браке, рождении и смерти, а также аттестаты зрелости, дипломы ВУЗов и кучу других документов, о которых мы не задумываемся ежедневно, но которые периодически оказываются нам жизненно необходимы. Вот и было принято решение обеспечить население документами ЛДНР. Они это делают потому, что Киев не выполнил свое обязательство о снятии блокады. Так что формально за рамки минского процесса никто не выходит. А если Украине что-то не нравится — есть контактная группа, в рамках которой все можно обсудить.
«СП»: — А может ли Россия признать паспорта республик, не признавая самих республик?
— Де-факто они будут признаваться Россией. Так же, как де-факто Россия признает руководство республик. Иначе не только выдача паспортов была бы бессмысленна, но и само существование ЛДНР являлось бы невозможным.
«СП»: — Каким, по-вашему, будет итог голосования 2 февраля? Удастся ли продвинуться в реализации минских договоренностей?
— Дело в том, что в январе истекает срок сессии (которая и так была продлена), в ходе которой необходимо было собрать 300 голосов для окончательного утверждения «поправок Порошенко». Если это не будет сделано, процесс надо запускать сначала. Порошенко сделал «финт ушами» и его депутаты подали в Конституционный суд запрос — означает ли конституционная формулировка «на следующей сессии», следующую сессию по номеру или любую следующую. Сделана попытка выиграть время для давления на парламент. Если КС ответит (а он может пойти навстречу Порошенко), что «на любой следующей», то можно будет голосовать и в феврале. Однако здесь будет явное насилие над Конституцией. Не факт, что международные посредники признают такое голосование. Кроме того, Украина имеет богатый опыт отмены подобных решений. Даже саму Конституцию последние два раза туда-сюда меняли, просто принимая или отменяя решение КС, что являлось нарушением Конституции. Но кого это волновало? Такая легкость обращения с Основным законом — дополнительный стимул не признавать незаконное голосование.
Наконец, порошенковские поправки не только не соответствуют Минску-2, но не соответствуют даже ясно выраженной Байденом воле США федерализировать Украину. Эти поправки только усиливают власть президента. Они не согласованы с Донецком и Луганском. В общем, там очень много подводных камней. Поэтому даже если Рада за документ проголосует, международные посредники (включая РФ) согласятся, что голосование было «правильным», а в ДНР и ЛНР не станут возражать против сути документа, сам по себе он будет юридически ничтожен и любая украинская власть (как действующая, так и любая следующая) сможет легко от него отказаться. Именно поэтому, принять-то его, может, и примут, а вот действовать он никогда не начнет.
«СП»: — Что на самом деле выгодно Москве: возврат ЛДНР Украине или заморозка конфликта по типу приднестровского? В каком случае возможен второй сценарий? Могут ли в принципе ДНР и ЛНР длительное время существовать в приднестровском статусе, учитывая, что в отличие от ПМР, имеют границу с Россией?
— Теоретически Москве выгодно включение Украины (или ее большей части) в состав России. Однако сегодня эта проблема нерешаема технически. Не только геополитическая ситуация не благоприятствует такому радикальному решению проблемы, но и финансово-экономические возможности РФ не позволяют в обозримом будущем оплатить интеграцию. В то же время, Украина распадается, и ее окончательный распад неизбежен. То есть, рано или поздно эту проблему придется решать. И Россия, и ЕС, и даже США пытаются выиграть время до окончательного распада Украины, решая при этом свои стратегические задачи. Конечная ситуация, или правильнее будет сказать — «промежуточный финиш», будет зависеть от комплексного взаимодействия этих векторов воздействия на ситуацию, а также от абсолютно непрогнозируемых внутриукраинских процессов. Поэтому Минск-2 не может корректно сравниваться с приднестровским вариантом. Речь идет не о длительной заморозке, а о временной, до очередного обострения кризиса.
В дальнейшем возможны разные варианты действий России (в зависимости от реального расклада сил и от собственных возможностей), но практически ни один из них не предполагает длительную заморозку конфликта по образцу ПМР. Времена другие, процессы идут быстрее, а в ближайшем будущем они и вовсе должны принять взрывной характер.
«СП»: — Почему в последнее время в мире плодятся непризнанные государства? Многие ли их них имеют перспективу стать полноценными государствами?
— Они не в последнее время плодятся — так было всегда. Часть добивается признания. Часть остается непризнанными надолго, какие-то исчезают. Кому как повезет. Например, Тайвань — состоявшееся государство, а Украина и Сомали — набор расползающихся территорий. Но Тайвань почти никто не признает, а Украина и Сомали признаны всеми…
— Есть реальность документальная, а есть — объективная, — убежден политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Народные республики Донбасса не существуют в вакууме. Они видят, как украинское руководство относится к населению Крыма, которое оно тоже, по документам, продолжает считать своим. Тем не менее — отключение электроснабжения, торговая блокада, риторика ненависти в СМИ
Российское руководство неоднократно заявляло, что не допустит продолжения кровопролития на своих границах, имея в виду продолжение т.н. «АТО» в Донбассе. Поскольку отношения России и Украины имеют тенденцию к ухудшению, вплоть до введения визового режима, России для эффективной защиты жителей Донецкого и Луганского региона необходимо как-то отделять их от остальных граждан Украины. Отсюда и отсутствие возражений по паспортизации со стороны Москвы.
«СП»: — Насколько эффективна государственность ДНР и ЛНР? Имеет ли она перспективу (хотя бы как приднестровская) или Донбасс может быть только частью Украины или России?
— Сложный вопрос. Объективно говоря, новые малые независимые государства, не имеющие длительной истории самостоятельного существования, могут быть успешны только в случае серьёзной поддержки со стороны великих держав. Именно поэтому, например, самодостаточные Шотландия или Каталония вполне возможны в качестве независимых государств без внешней поддержки, а для ПМР, ДНР и ЛНР такая поддержка требуется.
Важнейшее значение имеет также мотивация отделения. Если центробежные тенденции в Шотландии и Каталонии не предполагают присоединения отделившихся регионов к другим государствам, то народные республики Донбасса, как и Приднестровье, вполне однозначно стремились и стремятся к соединению с Россией. Политика, которую по отношению к ним ведут Украина и Молдавия соответственно, а также реальная помощь, политическая и экономическая со стороны России, только усиливают эту мотивацию.
«СП»: — Каковы перспективы принятия поправок в украинскую Конституцию 2 февраля? Изменят ли они что-то в ходе процесса урегулирования?
— Помня, например, историю подписания тогдашним президентом Виктором Януковичем договора с оппозицией 21 февраля 2014 г., можно поставить под сомнение реализацию этих поправок, даже если они и будут приняты. Кроме того, Минские соглашения предполагают комплексный подход, поэтому одно лишь принятие или непринятие конституционных поправок погоды не сделает.
С другой стороны, если говорить об Украине в целом, то я убеждён, что для сохранения единства страны, если в таковом есть ценность, децентрализация необходима. Не только и не столько для отдельных районов отдельных областей, а в целом по стране. Это обеспечит сохранение целостности в такой разной стране, как Украина, но с другой стороны, ослабит полномочия центральной власти. А власть, скажу банальность, этими полномочиями делиться не хочет.
«СП»: — Насколько замороженный статус конфликта выгоден основным игрокам: Европе, США и России?
— Когда начиналась «революция достоинства», интересы США и ЕС совпадали в том, чтобы вырвать Украину из сферы влияния России. Когда же начался и стал разгораться вооружённый конфликт в Донбассе, интересы Вашингтона и Брюсселя в отношении Украины стали расходиться. Вашингтону по-прежнему была комфортна такая Украина, которая, с одной стороны, оторвана от России и доставляет ей очевидные сложности политического и экономического характера, а с другой — препятствует сближению России и ЕС. Континентальный евразийский блок — это то, чего США успешно стремятся не допустить вот уже сто лет.
В этой связи весьма любопытно включение США в лице Виктории Нуланд в переговорный процесс по Украине, из которого они изначально были исключены. Здесь действует та же столетняя стратегия — не дать континентальным гигантам, России и ЕС, договориться между собой без посторонних.
«СП»: — В чем феномен многолетнего существования непризнанных государств? Есть ли какое универсальное решение этой проблемы?
— Любое сецессионистское движение, если речь идёт о мало-мальски стратегически или экономически важном регионе, всегда вызывает живой интерес региональных или мировых игроков. В глобальном мире появление таких вот временно «ничейных» территорий, «слепых пятен» на политической карте — идеальное место как для испытания новых социальных технологий, так и, прямо скажем, для нелегального траффика оружия или наркотиков.
С момента появления и артикуляции принципов самоопределения народов и целостности государств, в период Первой мировой войны, и до сих пор не было найдено единого алгоритма решения этого противоречия. Но это не значит, что не нужно пытаться развязать донбасский узел. В конце концов, у Киева, не говоря уже о Брюсселе, нет ни желания, ни финансов на восстановление Донбасса. А значит, безотносительно правового статуса народных республик, восстановление там мирной жизни будет идти с помощью России.