Вслед за федеральным правительством, уже объявившим программу приватизации наиболее ликвидных объектов госсобственности, к погоне за «длинным рублем» подключились и региональные власти.
Как сообщил руководитель департамента городского имущества Владимир Ефимов, Москва выставит на продажу более 180 аптек, входящих в ГУП «Столичные аптеки». По мнению властей, это позволит пополнить городскую казну на пять миллиардов рублей. Учитывая, что дефицит московского бюджета в 2016 году, по оценкам правительства, составит почти 48 миллиардов рублей, указанная сумма «погоды не сделает». Зато будущие хозяева смогут распоряжаться помещениями по своему усмотрению.
Как отметил глава департамента, власти не станут накладывать обременение на будущих собственников освобождённых от социальной нагрузки столичных квадратов. «Но, поскольку это действующий прибыльный бизнес, думаю, там все равно останутся аптеки», — успокоил общественность глава департамента городского имущества. Логика этого утверждения отнюдь небезупречна: странно, почему столичное правительство так спешит расстаться с прибыльными активами.
Столичный бизнес, как и следовало ожидать, встретил инициативу властей на ура. Городской уполномоченный по правам предпринимателей Михаил Вышегородцев высказал мнение, что с большой долей вероятности новый владелец сети продолжит вести аптечный бизнес. «Здесь все зависит от двух факторов: конкурентоспособности каждой аптеки и специализации инвестора. Бывают случаи, когда на небольшом пятачке стоят 3−4 разные аптеки. В этом случае, конечно, есть смысл заняться другим видом бизнеса. Можно открыть салон сотовой связи, газетный киоск, точку по продаже суши и роллов или даже небольшой фитнес-зал, если позволяют площади», — вкратце обозначил г-н Вышегородцев заманчивые перспективы коммерческого использования высвобождаемых площадей.
Напомним, ГУП «Столичные аптеки» было создано в декабре 2005 г. В него вошли государственные аптечные предприятия, а также предприятия оптовой торговли лекарственными средствами. На сегодняшний день это единственная в Москве государственная аптечная сеть, работающая в круглосуточном режиме. В рамках которой реализуются более 13 000 различных лекарственных препаратов и медицинских изделий. ГУП «Столичные аптеки» также сотрудничает с фармацевтическими кафедрами крупных вузов столицы.
Стоит отметить, что во всей сети действуют скидки по социальной карте москвича на ряд лекарственных средств. Нередко проходят акции, по которым снижается цена товара, что очень важно для малоимущих слоёв населения. Немаловажный фактор, которого могут лишиться москвичи — это обширность ассортимента. То есть, ГУП не просто занималось бизнесом, а действительно выполняло важную социальную функцию.
Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов в разговоре с «СП» выражает недоумение, почему Москва спешит избавиться от социально ориентированных учреждений.
— В городских аптеках всегда была небольшая наценка, в них были предусмотрены льготы для пенсионеров и малоимущих. Если их не перепрофилировать, а оставить как аптечный бизнес, цены, естественно, резко возрастут. В России они регулируются только на жизненно необходимые важнейшие лекарственные препараты. Ценообразование остальных препаратов отдано на откуп «рыночной стихии». Значит, будут лекарства, рассчитанные на узкую категорию москвичей. И тогда аптеки, автоматически, выпадут из числа учреждений социальной направленности.
Это приведёт к тому, что они потеряют ряд налоговых льгот, которые полагаются только для того бизнеса, который выполняет социальную функцию, а не просто зарабатывает деньги.
«СП»: — Это не может не настораживать, учитывая, что с начала года цены на лекарства в среднем выросли на 25−30%.
— Главный фактор — девальвация рубля. Казалось бы, это должно было подстегнуть импортозамещение. Но сказывается зависимость нашей фармацевтической отрасли от зарубежного сырья или от приобретения готовых лекарственных форм (на территории РФ происходит лишь расфасовка). Оригинальных российских препаратов на рынке не больше 30%.
«СП»: — Бинты, спирт, зелёнка?
— Есть более технологически продвинутые средства, но они, повторюсь, изготавливаются из импортного сырья. Дело даже не в этом: в Москве и других городах сокращается коечный фонд. А только в больницах пациенты могут получить необходимое лекарство бесплатно. Зимой 60−70% контингента больных — это пенсионеры. Летом, когда госаптеки будут приватизированы, по их кошелькам будет нанесён мощный удар. Потому что они не смогут приобрести лекарство в розничной сети. А если недоступны лекарственные препараты, то недоступна и медпомощь: 90% назначений врачей — это лекарства.
Готовящиеся меры сильно ударят по социально незащищённым слоям, будут способствовать увеличению смертности. Потому что, если лекарственные препараты становятся менее доступны, то больные просто не обращаются в поликлинику. А какой смысл — количество койко-мест сокращается, а выписанное врачом лекарство приобрести не по карману. В результате, люди начинают заниматься самолечением. По разным оценкам, только в Москве от этого ежегодно умирают от 20 до 40 тысяч человек.
Сокращение стационарного звена, на мой взгляд, противоречит идее социальной направленности государства. У нас 50% медуслуг уже оказываются на платной основе. То есть, происходит вытеснение бесплатной медпомощи платной.
Теперь дошла очередь до аптек. Чиновники из правительства Москвы не могут честно сказать, что существенно понизился спрос — цены выросли на 24−30%, а пенсии проиндексированы только на 4%. Я уже не говорю о падении уровня реальных доходов населения. В такой ситуации принимается чисто «оптимизаторское» решение.
«СП»: — Любая приватизация в России на уровне общественного сознания устойчиво ассоциируется с лоббизмом, теневыми механизмами оприходования общенародной собственности.
— Вообще, по законам Москвы медицинские учреждения нельзя перепрофилировать. Придётся искать лазейки.
Председатель Лиги защиты пациентов Александр Саверский оценивает решение московских властей как очередную попытку государства избавиться от «непрофильных» социальных активов.
— Хотя президент год назад поставил чёткую задачу выстраивать систему государственных аптек. Я полагаю, что Владимир Путин имел в виду предоставление преференций гражданам. То есть, такой задачи как извлечение прибыли стоять изначально не могло.
«СП»: — Даже если Москва пытается пополнить бюджет в условиях экономического кризиса, то какой смысл начинать большую распродажу с «действующего прибыльного бизнеса»?
— Заявление г-на Ефимова, действительно, вызывает вопросы. Это странно — пустить на суп курицу, которая «несёт золотые яйца». С другой стороны, а почему региональные власти зарабатывают на нашем здоровье «золотые яйца»? Пусть аптечные госпредприятия в рамках системы медицинской помощи обеспечивают население лекарствами.
Но это, видимо, властям не интересно, в отличие от возможности заработать на продаже недвижимости. Им это гораздо понятнее, чем вложения в здоровье населения.
«СП»: — Что происходит на российском фармацевтическом рынке, в целом?
— Активно идёт сокращение ассортимента, вымывание на дешёвых ценовых нишах.
«СП»: — С чем это связано?
— Потому что в условиях падения платежеспособного спроса поставки лекарств падают, ввозится меньше, как следствие происходит удорожание. Даже, если на высокотехнологичном продукте написано «сделано в России», далеко не факт, что он произведён из нашего сырья. Это можно сравнить с отвёрточной сборкой автомобилей.
На мой взгляд, кощунственна сама по себе постановка вопроса о том, должно ли государство регулировать цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Это всё равно, что присвоить себе право регулировать цены на жизнь.
«СП»: — А какие варианты здесь могут быть?
— Во всех развитых странах (например, в Великобритании, Германии, Польше) пациент получает такие лекарства бесплатно. Точнее говоря, за препарат платит страховая компания. На другие лекарства наценка аптеки фиксирована. По российскому законодательству тоже должно быть так, просто государство нарушает закон. Даже стандарты первичной амбулаторной помощи у нас предусматривают лекарственное обеспечение.
«СП: — При этом на лентах СМИ нередко можно увидеть сообщения о том, что даже находящиеся в стационарах люди с тяжёлыми заболевания не могут в отдельных регионах получить, допустим, противотуберкулёзное средство…
— Эта проблема приобретает массовый характер. Не лучше живётся диабетикам. Дело в том, что лекарственное обеспечение стационаров относится к региональной сфере ответственности. Когда задаёшь госчиновникам вопрос о выделении средств на лекарства из ОМС, они смотрят так, как будто не понимают, о чём идёт речь.
Когда же им называешь конкретную норму закона, они отвечают: «надо подумать». Напомню, в базовую программу госгарантий бесплатной медицинской помощи включены определённые стандарты её оказания. Соответственно, медпомощь в рамках этих стандартов должна оказываться бесплатно. В неё входит и перечень лекарственных средств. Согласитесь, какая помощь может оказываться без лекарств?
Если государство не готово выполнять собственные законы, наша организация предлагает осуществить «бюджетный разворот». Что это такое, хорошо понятно на примере Кировской области, где в течение двух лет проводится пилотный проект. Власти вкладывают свои средства в производство сердечных лекарств. В результате, давление на скоропомощное госпитальное звено уменьшилось на 20−25%. Экономия составила 90 млн. рублей. Но воспользоваться этими деньгами кировские власти не могут, потому что госпитальное звено финансирует территориальный ФОМС.
Получается, область вкладывает инвестиции в производство своих лекарств, расширение их ассортимента и доступности, а экономической отдачи не получает. Нужно научиться просчитывать экономическую эффективность от вложенных в лекарственное обеспечение денег, чтобы перенаправлять их в фармацевтическую сферу.
«СП»: — В России действует масса посреднических, если не сказать паразитических структур, которые извлекают прибыль, не производя никакого «прибавочного продукта» в системе здравоохранения. Насколько это правильно?
— ФОМС — это государственная структура, можно сказать, «денежный мешок», куда перечисляются страховые взносы с работающего населения. Другое дело, страховые компании, к которым я отношусь отрицательно. По данным Счётной палаты в них «оседают» порядка 54 млрд. рублей.
«СП»: — Тем не менее, «око государево» бдит — органы прокуратуры проводят периодические проверки обоснованности роста цен на лекарства в аптеках. Это не выход из положения?
— По моему мнению, само словосочетание «проверка цен на лекарства» должно у всех вызывать аллергию. Какие цены на лекарства, если по закону значительная их часть должна предоставляться бесплатно?!