Бизнесмен Руслан Байсаров, через суд добивающийся того, чтобы его сын Дени жил с ним, а не с матерью — певицей Кристиной Орбакайте, написал статью о правах отцов в России, которые, по его мнению, закон должным образом не защищает.
«Я настаиваю на том, что у всех отцов есть естественные и неотъемлемые права, ни в коем случае не отрицающие естественных прав матери, и эти права должны быть не только формально продекларированы в законе, но и подтверждены судебной практикой», — говорится в статье, опубликованной в четверг «Комсомольской правдой». «Пора заканчивать с принципом „презумпции виновности“ отцов», — призывает бизнесмен.
Список Байсарова
1. Наравне с матерью претендовать на воспитание ребенка и совместное проживание с ним.
2. Проводить с ребенком не меньше времени, чем проводит с ним его мать.
3. Наравне с матерью участвовать в принятии важных для судьбы ребенка решений.
4. Обладать правом «вето» на важные решения матери относительно судьбы ребенка.
5. Рассчитывать на беспристрастное и справедливое судебное производство в случае рассмотрения дела о воспитании и месте проживания ребенка. Преимущества любой стороны, приобретаемые по половому признаку, не должны иметь места.
6. Пресекать в судебном порядке любые попытки очернения образа отца в глазах ребенка.
7. Требовать полного исключения попыток оказания давления на отца, судей, органы опеки при помощи кампаний в СМИ и других методов обработки общественного мнения.
8. Требовать исключения из круга общения ребенка лиц, оказывающих, по мнению отца, вредное влияние на формирование детской психики, привычек и интересов.
9. Требовать от матери полного отчета о тратах на содержание ребенка, чтобы иметь доказательства справедливого расходования перечисленных алиментов на воспитание, развитие и образование ребенка.
10. Требовать свободного доступа к ребенку дедушек и бабушек со стороны отца.
11. Определяющим в разрешении спора по месту жительства ребенка должно быть желание самого ребенка, как и записано в нашем законодательстве.
Мы попросили прокомментировать этот список президента российской правозащитной ассоциации «Отцы и дети», адвоката Георгия Тюрина. Год назад он в аналогичном деле представлял в суде интересы бизнесмена Виктора Батурина, когда тот после развода с Яной Рудковской, отстаивал свои права на их общих детей.
— Практически все, о чем говорит в своей статье господин Байсаров, в нашем законе есть. В Семейном кодексе записано, что оба родителя имеют равные права. На практике же ничего этого нет. Поэтому и получается, что отцы у нас бесправные, и детей отдают на воспитание плохим матерям.
«СП»: — Почему же у нас этого нет на практике?
— К сожалению, в нашей стране 90% дел по судебным спорам рассматривают судьи-женщины, чего никогда не было в дореволюционной России. Большинство из этих судей сами прошли через развод. Поэтому любой мужчина, которого они видят в зале судебного заседания, вызывает у них нервную дрожь и желание напакостить ему как можно больше. Именно поэтому судебная практика у нас такова, что большинство судебных решений выносятся в пользу бывших жен.
«СП»: — Байсаров, действительно, затрагивает самые главные проблемы отцов, желающих воспитывать детей?
— Да, по каждому из этих пунктов отцов ущемляют… Мне очень нравится 9 пункт в списке — требовать от матери полного отчета о тратах на содержание ребенка. Мы давным-давно добиваемся ее включения в семейный кодекс. Говорят, что отцы такие-сякие, не хотят содержать своих детей. А на самом деле многие из них не перечисляют деньги не потому что не хотят, а потому что практически все деньги, которые они передают бывшей жене на ребенка, она тратит на себя. У нас был случай, когда ребенок, проживавший с матерью, которая получала алименты от его отца, пришел в детский сад и говорит: «Давайте скорее завтракать, я голодный». Его спрашивают: «А что же тебя мама утром не покормила?» А дите отвечает: «Нет, она меня и вчера не кормила».
В Госдуме уже давно лежат наши поправки в Семейный кодекс о необходимости отчетности матерей в том, на что уходят алименты.
Еще хочется сказать по поводу 11 пункта, в котором Байсаров говорит, что определяющим в разрешении спора по месту жительства ребенка должно быть желание самого ребенка. Это действительно прописано в нашем законодательстве. Но звучит это довольно расплывчато: «суд обязан учитывать мнение ребенка». То есть суд спрашивает мнение ребенка, с кем он хочет жить, а потом все равно выносит свои решения. Я знаю множество случаев, когда ребенок заявлял, что хочет жить с отцом, потому что ему так лучше. А суд, тем не менее, передавал ребенка матери. Дети шли на занятия в школу, а после уроков сбегали в семью отца. В общем, это издевательство над правами детей и творят его наши судьи-женщины.
«СП»: — Расскажите, как похожий конфликт закончился у Рудковской и Батурина? С кем сейчас живут их общие сыновья?
— Да, действительно, ситуация Орбакайте-Байсарова похожа на дело Рудковской и Батурина. В обоих случаях одинаковые матери. Они обе представительницы шоу-бизнеса. Что из этого следует? Как раз то, что записал судья, выносивший решение по делу Байсарова: «Судом было проверено и установлено, что мать из-за недостатка времени не способна воспитывать ребенка и уделять ему достаточно внимания». Точно так же было и с Рудковской, у которой нет времени заниматься детьми. Сейчас их дети уже больше года живут с отцом Виктором Батуриным. Мальчики довольные и счастливые, ходят в школу, когда у них спрашивают, с кем они хотят жить, отвечают, что с отцом, а с мамой мы хотим только видеться.
«СП»: — Как дела с правами отцов обстоят в других странах?
— Принцип презумпции виновности отцов, о котором говорит Байсаров, существует во всем мире. Это стало возможным после победы феминизма сто лет назад. У нас, конечно, ситуация с правами отцов хуже, чем в развитых странах. От этого страдают дети, потому что им нужны оба родителя. Более того, мы пришли к выводу, что отец важнее.
«СП»: — Почему важнее?
— Потому что по результатам социологического исследования, проведенного по заказу нашей организации в России, выяснилось, что 90% проституток были воспитаны матерями-одиночками, 95% наркоманов воспитаны матерями-одиночками, 99% гомосексуалистов так же воспитаны матерями-одиночками, 75% преступников воспитаны матерями-одиночками. Это связано с тем, что женщины не могут воспитать ребенка, поскольку это не заложено в их генотип. Так уж решил создатель, что этим должны заниматься отцы.
Николай Белоусов, директор организации «Мапулечки Москвы», помогающей одиноким отцам отстаивать их права, так же говорит о бесправном положении отцов в нашей стране.
— По закону мы все имеем равные права. Бесправными отцы оказываются на практике. Для судей это очень непростая задача — определить, кому передать ребенка. Поэтому чаще всего они передают матери — на всякий случай. Иногда такое решение оказывается очень ошибочным. Мамы тоже, бывает, и пьют и гуляют.
«СП»: — Вы знакомы с множеством одиноких отцов. Им действительно удается воспитывать нормальных детей?
— Мужчина может один вырасить ребенка, но все-таки, каким бы хорошим он ни был отцом, он не воспитает такого полноценного ребенка, каким он мог бы вырасти в полной семье, наблюдая любовь и заботу родителей друг о друге.
«СП»: — Руслан Байсаров сейчас отстаивает свои права на сына и надеется этим помочь и всем другим отцам в нашей стране. Как вы думаете, у него это получится?
— Я думаю, что его действия могут даже навредить имиджу одиноких отцов. Отобрать ребенка и не позволять с ним видеться — это не правильно! Мы всегда советуем: договоритесь, не надо драться. Всю эту ситуацию я расцениваю, как отвратительную. Здесь страдает ребенок. Не смотря ни на какие дрязги, он любит и отца и мать. Это естественно. А здесь его поставили в труднейшее положение, вынудив выбирать между папой и мамой. Тем самым, внешне он предает одного из родителей. Не нужно этого. Потом еще вынесение на суд общественности, чтобы вся страна решала, с кем останется ребенок, тоже не правильно. Лучше всего, когда родители встретятся и договорятся.