Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Оружейка» для Росгвардии

Новая силовая структура забирает часть функций МВД. Почему?

10589

В России указом президента создается Федеральная служба войск национальной гвардии или проще — Национальная гвардия, которая, вероятно, будет именоваться Росгвардией. Надо заметить, что перечень задач, возложенных на эту принципиально новую силовую структуру в России, достаточно велик и охватывает широкий спектр, ранее входящий в сферу компетенции других силовых ведомств: МВД, из которого вычленяется основная часть Нацгвардии, а также ФСБ и даже Минобороны. Анализ перечня этих задач свидетельствует, что Нацгвардия должна будет решать практически в полном объеме все основные задачи по нейтрализации внутренних угроз, где требуется достаточно масштабное применение военной силы. При этом ранее все эти задачи решались в структуре соответствующих ведомств, с организацией взаимодействия привлекаемых войск — внутренних, а также ОМОНа и СОБРа, с другими подсистемами, преимущественно, МВД.

Поэтому сразу возникает первый вопрос: а насколько эффективно будет осуществляться эта деятельность? Второй вопрос: достаточен ли боевой состав и численность Нацгвардии для решения возлагаемых на нее задач? Из ответа на эти вопросы будет вытекать оценка возможностей Нацгвардии в целом.

Поиск ответов на эти вопросы носит далеко не праздный интерес. Ведь из анализа спектра дисбалансов между потребным объемом задач и возможностями организации можно выявить, для чего она реально создается. Хорошо известно, что между декларациями и заявлениями политических лидеров, пусть и самых ответственных, и их действиями, лежит «дистанция огромного размера». Важно при этом и оценить изменения, которые претерпит наша военная организация (надо напомнить, что военная организация России это далеко не только Вооруженные силы, но и другие силовые структуры, включая теперь еще и Нацгвардию) с созданием новой ее составной части. Те возможности, которые уменьшатся, очевидно, не являются приоритетными для российских властей, а те, которые усилятся, особенно в наибольшей мере — рассматриваются властями как особо приоритетные.

Объем такого анализа весьма велик. Поэтому в рамках одной статьи провести такое исследование невозможно. В этой связи целесообразно такой анализ провести в серии статей. Настоящую статью я полагаю посвятить возможностям по контролю за оборотом оружия.

Для реализации задачи контроля за оборотом оружия в России (как и в любой другой стране) должна быть создана соответствующая функциональная система, основными компонентами которой станут: подсистема наблюдения за движением оружия и вскрытия незаконных действий в этой сфере; подсистема управления и организации взаимодействия различных органов; подсистема пресечения незаконных действий с оборотом и использованием оружия; подсистема материально-технического обеспечения.

Если рассматривать всю военную организацию в целом, то основу подсистемы наблюдения за движением оружия и вскрытия незаконных действий в этой сфере должны составлять: структуры учета движения оружия у населения, организации и предприятия, которым предоставлено право владения, хранения и использования оружия; территориальные органы полиции (участковые, отделения полиции и пр.), следственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Собственно, это главная компонента в функциональной системе контроля за оборотом оружия.

До создания Нацгвардии все ее компоненты находились в пределах компетенции одного ведомства — МВД. Теперь они разделены на две компоненты — структуры учета движения оружия у населения, организации и предприятия, которым предоставлено право владения, хранения и использования оружия, переданы в Нацгвардию, а две другие — остались в МВД. Это означает, что серьезно изменились условия функционирования этой системы в целом.

В любой такой системе центральным условием ее эффективности является организация четкого взаимодействия между ее структурными компонентами. А из основ теории и практики любого военного и невоенного управления известно, что взаимодействие между различными структурами организует вышестоящий начальник. Когда все эти составные части находились в подчинении МВД, то организацию функционирования всей этой системы, прежде всего взаимодействия между ее компонентами, осуществлял министр внутренних дел. Теперь же, когда ее компоненты разделены между федеральными ведомствами, организовывать и поддерживать взаимодействие, строго говоря, должен их непосредственный начальник — президент России. Понятно, что основы организации взаимодействия в целом он сможет сформировать, определив их соответствующими указами и законами, с последующим развитием подзаконными актами. А вот с оперативным руководством подсистемой в целом и поддержанием в ней взаимодействия возникнут проблемы.

Соответственно, подсистема управления и организации взаимодействия функциональной системы контроля за оборотом оружия должна будет теперь охватить и высший государственный уровень, включив Верховного главнокомандующего.

Другие компоненты этой функциональной системы либо целиком входят в одну из структур (подсистема пресечения незаконного оборота оружия в своей основе входит в Нацгвардию), либо могут действовать автономно в пределах своих ведомств (элементы подсистемы материально-технического обеспечения). Поэтому на их эффективности существенно не должно сказаться проведенная реорганизация.

Естественно, что при самом высоком уровне организации взаимодействия, сам факт необходимости согласования действий на уровне федеральных министров с привлечением при необходимости самого президента, не может не привести к определенному снижению эффективности работы этой системы в целом. Особенно учитывая тот факт, что, собственно, наращивания состава и численности этой системы пока не просматривается. Осознавая исключительную важность этой задачи для поддержания внутренней безопасности и стабильности в России, единственным разумным предположением о причинах столь неординарного решения о передаче функций контроля за оборотом оружия в Нацгвардию может служить лишь стремление повысить уровень политического контроля за этой сферой. По всей видимости, власть уже не в полной мере в этом отношении доверяет МВД, причем, вероятно, не самому министру (его легко снять), а именно структуре, которую уже неоднократно «реформировали».

Автор — член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Семен Гальперин

Президент «Лиги защиты врачей»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня