18+
среда, 29 марта
Общество

Михаил Войтенко: Жены моряков с Arctic Sea молят Путина о помощи

Связи с мужьями нет, женщины доведены до отчаяния

  
15

24 сентября исполнилось ровно два месяца с момента захвата сухогруза Arctic Sea пиратами. Волна скандалов, таинственных визитов, исчезновений пошла на спад. Но история далеко не закончена. Arctic Sea болтается по просторам мирового океана, не имея возможности зайти ни в один порт, судовладелец отказывается принимать теплоход, а у четверых находящихся на судне членов экипажа начались серьезные проблемы со здоровьем, которые усугубляются нехваткой продуктов и воды. Связь с моряками прервана. Их родственники в отчаянии.

Жена капитана Елена Зарецкая уже две недели лежит под капельницей. У супруги боцмана Лидии Воловой гипертонический криз. У Ирины Кузнецовой, чей муж служит на судне вторым механиком, обострилась язвенная болезнь. Жена старшего механика Виктория Шумик не может лечь на плановую операцию. Когда моряки доберутся, наконец, домой, никто не говорит. Потеряв надежду добиться внятного ответа от российских властей, женщины опубликовали открытое письмо на сайте «Софрахт — Морской бюллетень». Оно адресовано в Международный профсоюз моряков, в Международный «Красный крест», а также правительствам России, Мальты, Испании и Финляндии — все эти страны, так или иначе, имеют отношению к скандалу с Arctic Sea.

Корреспондент «Свободной прессы» связался с редактором этого издания Михаилом Войтенко, который после событий, связанным с таинственным захватом судна («Совфрахт» первым сообщил об этом, выдвинув свои версии нападения), был вынужден покинуть Россию. Сейчас он находится в Таиланде.

«СП»: — Михаил, когда на вас вышли жены моряков?

 — Вчера. Вышли, после долгого перерыва. Сказали, что накипело, больше нет сил терпеть. Спросили, как думаешь, если мы опубликуем это письмо? Я ответил, что поставлю его на сайт, и запущу по иностранным СМИ.

«СП»: — Почему по иностранным?

 — Надеются, что международный резонанс прояснит судьбу их мужей. В России поднимать шум бесполезно, никто ничего не сделает… Власти прислушиваются только к зарубежной реакции… Последний раз связь с моряками была 18 сентября. С тех пор — молчание. Во время последнего разговора стало ясно, со здоровьем у всех членов экипажа проблемы. К тому же из-за жуткого стресса нервы у людей на пределе.

«СП»: - Arctic Sea должен был зайти в порт Лас-Пальмаса, но его не пустили. Судно повернуло на север. Куда сейчас идет сухогруз?

 — Скорее всего, в сторону Гибралтара. Потому что если не договорятся с судовладельцем — финской компанией «Солчарт», или с какой-либо из стран, например, с Португалией, надо будет заводить судно в Средиземное море. Так подсказывает логика. Болтаться дальше в Атлантике просто глупо. При этом надо постараться договориться с судовладельцем и, если это получится, спихнуть сухогруз в ближайший порт. По курсу там Испания, Португалия, Франция, Алжир, Мальта — куда угодно. Для России сейчас важно одно — избавиться от Arctic Sea. Пока мы его держим каждый новый день подогревает интерес к этому делу.

«СП»: - Вопрос, видимо, в том, кто оплатит убытки?

 — Конечно! Судовладелец, который отказывается принимать Arctic Sea, с точки зрения бизнеса стопроцентно прав. До него, как я понимаю, дошло: в случае приемки судна он заплатит все, что на нем висит. А висит немало. Как минимум, претензии грузовладельца. Судовладельцу сейчас выгоднее не принимать судно, чем брать его с долгами, исками, необходимостью платить четверке оставшихся на борту российских моряков.

«СП»: — А Россия?

 — Что, Россия? Как технически урегулировать эту ситуацию? Кто будет платить: СКП, ВМФ, правительство РФ? На каких основаниях? У меня такое ощущение, что как не было единого руководства этим делом, так и нет.

«СП»: — Людей нельзя заменить? Может, на другое судно пересадить?

 — Судовладельцу сейчас это совсем не нужно. Смотрите, что происходит. Без выполнения определенных требований, он отказывается принимать сухогруз. Если он пришлет на Arctic Sea сменный экипаж, то в дальнейшем ослабит свои позиции. Не исключено, что дело дойдет до судебных разбирательств. И тогда могут сказать: от судна отказывался, а зачем экипаж прислал? Четверо наших моряков стали заложниками этой ситуации.

«СП»: — По вашим прогнозам, как долго эта история будет тянуться?

— Очень трудно прогнозировать. Они могут вот сейчас договориться с судовладельцем, используя все свои рычаги. Но договориться будет трудно. Судя по моим данным, «Солчарт» — небольшая компания, у нее всего шесть судов. Сейчас кризис. Проблемы с одним судном могут поставить компанию на грань банкротства. Для «Солчарт» приемка Arctic Sea будет тяжелейшим ударом.

«СП»: — Морякам, оставшимся на теплоходе, «светят» хоть какие-то компенсации?

 — Если судовладелец пойдет на принцип, и дело кончится «обандоном» (отказом от судна), то кредиторы выставят судно на продажу. А деньги, вырученные от этого, идут на покрытие первостепенных долгов. Экипажу может в этом случае что-то перепасть. Однако если судно приведут, в конце концов, в Новороссийск и продадут, то груз все равно придется перегружать и гнать в Алжир. Это вновь затраты. Так что я очень сомневаюсь, что моряки свое получат. По крайней мере, в полном объеме.

«СП»: — Михаил, история с Arctic Sea задела и вас. Вы покинули Россию. Как обосновались на новом месте?

—  Более-менее. Снял однокомнатную студию. Занимаюсь сайтом. Я надеюсь на поддержку судовладельцев. Чтобы делать независимый ресурс. Некоторые подвижки в этом направлении есть. До Нового года вопрос с финансированием надо решить. Если не получится - буду думать, чем заняться дальше.

«СП»: — В Россию не думаете возвращаться?

— Зачем? И не хочу, и с Arctic Sea еще не все закончилось… Да и возвращаться особо некуда.

Открытое письмо жен моряков Arctic Sea

В международный профсоюз моряков (ITF), в международную организацию Красный крест, в правительство стран России, Испании, Мальты, Финляндии от жен членов экипажа сухогруза Arctic Sea Зарецкой Е.Г., Шумик В.Б., Кузнецовой И.В., Воловой Л.А.

«Мы, жены четверых моряков теплохода Arctic Sea, обращаемся ко всем международным организациям: в международный профсоюз моряков (ITF), в международную организацию красный крест, в правительство стран России, Испании, Мальты, Финляндии, с криком о помощи.

Сегодня, 24 сентября 2009 г. Ровно 2 месяца с момента захвата сухогруза Arctic Sea пиратами. 17 августа моряки были освобождены силами ВМФ России. Четыре человека: капитан, старший механик, 2 механик и боцман были оставлены на судне для «поддержания его жизнедеятельности». В течение 10 дней наши мужья ждали на судне приезда следственной группы Генеральной прокуратуры России для проведения следственных мероприятий. Телефонной связи с мужьями не было. Следственная группа работала на судне, по нашим сведениям, 10 дней. Результат — запрещенного груза на сухогрузе нет, только пиломатериалы. Моряки ни в чем не обвиняются, они находятся в статусе потерпевших. 19 сентября следственная группа уехала, связь с судном прекратилась. До этого наши мужья звонили нам примерно 4 раза, продолжительность разговора 1−1.5 минуты. С 18.09.09 связи нет.

Из разговора с мужьями мы узнали, что все они находятся в плохом физическом состоянии: у капитана уже месяц болит правая рука, старший механик жалуется на головные боли, второй механик и боцман страдают болями в спине. Запас воды на судне мал: вода подается холодная по 10 минут в сутки, питание скудное. Все моряки находятся в стрессовом состоянии: один месяц плена плюс последующий месяц полной информационной изоляции от мира сказывается на их нервной системе.

Прошло 2 месяца. Но ни Россия, Ни Мальта, ни Финляндия, ни Испания не взяли на себя ответственность за то, чтобы быстрее поставить судно к берегу и в первую очередь освободить моряков, предоставив им замену (сменный экипаж готов лететь в любую минуту) и вернуть их домой. Если они потерпевшие, они должны находиться дома под наблюдением врачей или в больнице. Нам говорят, что наших мужей никто не удерживает насильно. Но как могут граждане России добровольно покинуть судно, не имея при себе паспортов (их уничтожили захватчики) и визовых документов! Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года моряки-северяне с тридцатилетним стажем знают отлично, согласно ей, они не имеют права покинуть судно в данной конкретной ситуации. Непонятно только почему почти 2 месяца наши моряки — гражданские лица — должны поддерживать «жизнедеятельность судна» и находящиеся на нем «дрова» бесплатно?!

А теперь о нас. Наши семьи 2 месяца буквально лихорадит: месяц мы молили Бога о спасении моряков, второй месяц ждем разрешения ситуации. Всё это время мы, женщины, серьезно болеем:

жена капитана — 2 недели находилась на больничном у невролога в дневном стационаре, на капельницах;

жена боцмана — 3 недели на дневном стационаре с гипертоническим кризом;

жена второго механика — обострение язвенной болезни, находится на больничном до сих пор;

жена старшего механика — нуждается в плановой операции, вынуждена отказаться от нее до возвращения мужа.

Ситуация зашла в тупик. Мы очень долго ждали её разрешения: обращались к судовладельцу, в государственные органы. Неравнодушен к проблеме остался только северный региональный профсоюз моряков. Мы, четыре отчаявшиеся женщины и наши дети, просим все компетентные организации, призванные защищать права человека, помочь нашим семьям немедленно вернуть домой наших ни в чем не повинных мужей.

Мы, с уважением,

жена капитана Зарецкая Елена Геннадьевна,

жена второго механика Кузнецова Ирина Валентиновна,

жена старшего механика Шумик Виктория Борисовна,

жена боцмана Волова Лидия Александровна.

Россия, Архангельск. 24.09.09″

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня