Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
27 сентября 2009 10:12

На концерты сына Александр Филиппенко ходит в скафандре

Пять лет назад к своему 60-летнему юбилею он презентовал новую программу с броским анонсом: «Мне — 100 лет. 60 плюс 40 (на сцене)». А сейчас не видно никаких афиш

363

«Во-первых, — улыбнулся Александр Георгиевич, — в сентябре 2009-го у меня, что называется, недоюбилей. Поэтому ничего отмечать не буду. 65 отмечают те, кто боится, что не доживет до 70… А во-вторых, скажу вам по секрету, я готовлю программу, которая будет называться «Мне — 110»

«СП»: — Александр Георгиевич, это правда, что в прошлые годы вами даже детишек попугивали?

— Чистая правда! А как иначе, если почти все мои кино герои не вызывают у зрителя никаких эмоций кроме ужаса и страха. Кощей Бессмертный, Смерть, убийца в картине «Приступить к ликвидации», кровавый бандит «лже-Санько» из фильма «Рожденная революцией»… Это все я.

«СП»: — Но парадокс: вы в кино злодей злодеем, а зрители реагируют на вас улыбками. Почему?

— Меня же еще знают по многочисленным юмористическим программам. Благодаря Зощенко, благодаря спектаклю по Гоголю, имевшему широкий резонанс после показа на телеэкране. И если бы не эстрада, мне было бы очень трудно выскочить из этого «странного» имиджа…

«СП»: — Многие знают, что перед тем как стать актером, вы закончили физтех. Скажите как «физик» «лирику», по каким физическим законам сегодня живет Александр Филиппенко?

— Сейчас по закону «сохранения энергии». Мобильный телефон есть, но он всегда выключен — включаю, когда я захочу. Дома — автоответчик. Но Интернет затягивает. Приходится переходить на новый «квантовый» уровень…

«СП»: - Я про жизненное кредо. Какие свои законы вы никогда не нарушаете?

—  Нам, лицедеям, можно на такие вопросы отвечать только цитатами из Левитанского. «Каждый выбирает для себя — женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку, каждый выбирает для себя».

«СП»: — У Юрия Левитанского, кстати, есть такие строки: «Все уже круг друзей, тот узкий круг, где друг моих друзей мне тоже друг…» У вас друзей много?

— В основном из далекой студенческой юности — «кавээнщики», «физики». Несколько лет назад мы встретились на похоронах одного из членов нашей команды — Юрия Пухначева, замечательного человека. С кем-то мы двадцать лет не виделись, и сразу стали общаться, как будто вчера расстались. То есть «код общения» до сих пор остается. А я думаю, так с настоящими друзьями и происходит — можно не видеться годами, а потом р-р-раз — и как будто все было только вчера.

«СП»: — Не жалеете, что дальше не стали копать свою физтеховскую тему «Изучение комплексов редкоземельных элементов методом электронного парамагнитного резонанса»? Может, был шанс обскакать Жореса Алферова и получить Нобелевскую?

— Нет-нет-нет-нет. Я удовольствия от формул не получал. От прежней профессии осталось разве что «перманентная денудация хотя и стимулирует метод меторфизации биогеоценоза, однако цитрум не дифундирует».

«СП»: — Могло ли в вашей жизни все сложиться по-другому? Другой типаж, другое амплуа?

— В жизни актера Случай играет главную роль. Предложение сниматься в фильме «Мастер и Маргарита» мне было сделано прямо на Патриарших прудах. Случай! Мы не были с Бортко знакомы, он приехал туда выбирать натуру, а я своим друзьям показывал христоматийные булгаковские места. Мы случайно встретились, и он мне сделал предложение.

«СП»: — Кстати, если не ошибаюсь, только Валентин Гафт и вы снялись в обоих экранизациях «Мастера». Не означает ли такое совпадение, что вы — чисто булгаковский персонаж?

— (Смеется.) Все может быть! Конечно, только Азазелло не хватало в моей коллекции кинозлодеев…

«СП»: — Особняком в вашей фильмографии стоит лента Виталия Аксенова «Синие зайцы», где вы выступили в необычном для себя амплуа — сыграли клоуна. Почему ее не показывают?

— Это действительно был очень необычный фильм. Там было совмещение всего вместе — и съемки скрытой камерой, и документалистика, туда вошли и концертные номера, и отдельные миниатюры, написанные Розовским, впервые музыка Максима Дунаевского прозвучала… Более того, я снимался с дрессированными зверями — со львом, медвежонком, собачкой. Летал на воздушном змее — на велосипеде… Но чиновники от кино, редактура, цензура картину «убили» — так изрезали, что он превратился в некий детский фильм и как-то незаметно прошел детскими сеансами. Он у меня есть в архиве, и я иногда с удовольствием смотрю — что только я там не выделывал по молодости, без дублеров. Скажу вам больше: лев Кинг на съемках порвал на мне костюм…

«СП»: — Недавно вас наградили одним из 12 гамбсовских стульев в номинации «за верность идеалам классики на эстраде». Как во времена заметно «пожелтевшей» эстрады вас удается хранить столь «непопулярную» верность?

— Очень просто — я занимаюсь своим делом, другого не умею и не хочу. Тем более, что когда актерский рынок требует какого-то продукта, когда проходит масса разных корпоративных вечеринок или неких ведомственных «премий», всегда на ту или иную тему можно что-то найти из классики. Еще в студенческом театре я кроме спектаклей всегда выступал с концертными номерами. Я считаю, у актера всегда в запасе должен быть эстрадный номер, который должен кормить, с которым можно выступать и в научно-исследовательском институте, и в какой-нибудь День строителя, и в ночном клубе.

«СП»: — Вас называют «человек-театр», имея в виду, что Филиппенко один может все. Есть какие-то вещи, которые вы не можете, как бы ни старались?

— Моя «ахилессова пята» — трюковые сцены. Я выражаю благодарность всем каскадерам, которые всегда меня выручали на съемках. Они говорили: «Александр Георгиевич, сейчас мы за вас «побегаем, попрыгаем, поскачем», а когда надо будет, мы вам скажем, где можно будет перекувырнуться самому. Я всегда был под надежной защитой, а это для актера очень важно Особенно часто вспоминаю фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», съемки во время пожара, как охраняли мой костюм белый, в который — не дай Бог — попала бы одна маленькая искорка. Все было бы испорчено.

«СП»: — Вашему герою Азазелло принадлежит замечательная фраза, обращенная к Маргарите: «Ох, и трудный народ, эти женщины!» В чем, по-вашему, загадка и трудность женщин?

— Каждый разгадывает эту загадку по-своему. Только это такая очень серьезная загадка — надо об этом помнить. И самый приятный процесс на свете — ее разгадка.

«СП»: — Если не ошибаюсь, вы были женаты дважды…

— Как я говорю на эту тему: у меня трое детей в двух местах. К счастью, все дружат.

«СП»: - Это правда, что даже собираетесь семьями?

— Что здесь странного — так должно быть. Я очень благодарен моей жене Марише, которая в день получения мною государственной премии за «Мертвые души», всех нас собрала вместе, и мы это отметили. Это был такой общий наш праздник. Мы же ответственны за детей — мы их в этот трудный мир ввели, понимаете? Но я не очень люблю на эту тему глубоко распространяться…

«СП»: - Вы сказали, что на концерты сына — известного музыканта Павла «Паштета» Филиппенко — «ходите в скафандре». Что это значит?

— Вся эта альтернативная новая музыка для меня — это как полет на другую планету. Это все другое. Не «мой костюм». Но я вижу полный зал на его концертах — вот что интересно. Значит, есть публика у него, которая понимает.

«СП»: — Вы сами не пытались понять?

— Нет. Я в скафандре. Я возвращаюсь на свою планету, к себе. И жду: может, кто-нибудь залетит с их планеты ко мне на спектакль

«СП»: — Залетают?

— Да. И сын, и дочка приводят своих друзей, чему я всегда очень рад. Иногда просят автограф, но не как у народного артиста, а как у отца «гениального» Паштета.

«СП»: — Вы известны как собиратель необычной коллекции — автомобильных номеров и дорожных знаков…

— Это случайно получилось. В Бразилии или в Америке или на островах Карибского моря сначала брал как сувениры иностранные. Указатель у касс на Бродвее, например. Потом понял, что все, что с ними связано — это редкие воспоминания, и увлекся. В холодные зимние вечера на даче вот так смотришь на эту стену огромную, увешанную накопленным и… Эмоциональная память — это очень важно для актера всегда.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня