Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
29 сентября 2009 12:53

Медведев размечтался о флоте, почти как Петр Великий

У президента РФ есть план строительства новых кораблей. Правда, нет денег, но это — мелочи…

44

28 сентября президент РФ Дмитрий Медведев на полигоне Балтийского флота во время встречи с военнослужащими, отличившимися в ходе учений «Запад-2009», заявил, что Россия за ближайшее десятилетие сумеет воссоздать сильный Военно-морской флот. Один из офицеров без обиняков спросил Медведева: когда же у нас появятся новые корабли, ведь приходится служить на плавсредствах, которым уже по два-три десятка лет.

Верховный главнокомандующий заверил, что эта тема относится к числу наиважнейших.

«Сейчас перед нами стоит самая масштабная задача — воссоздать Военно-морской флот, потому что действительно значительное количество наших кораблей — надводных и подводных — сейчас уже дослуживает последние годы, — согласился он и добавил: — Я уверен, мы сможем в ближайшее десятилетие воссоздать наш Военно-морской флот на том уровне, который будет необходим нашему государству. Это не голословное утверждение, а заложенные в бюджет и программу цифры… Так что не волнуйтесь, служить будет где».

Что за программа? Что за цифры? Об этом корреспонденты «СП» попросили рассказать эксперта информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитана второго ранга Александра Сурпина.

«СП»: — В Российских Вооруженных силах, действительно, существует программа перевооружения Военно-морского флота?

 — Нет, есть единая государственная программа перевооружения армии и флота, рассчитанная на 2007−2015 годы. На ее реализацию запланировано потратить примерно 5 трлн. рублей. Львиная доля, конечно, направляется на стратегические ядерные силы. Например, планируется поставить на боевое дежурство 34 новые шахтные пусковые установки, более 50 грунтовых подвижных комплексов «Тополь-М». ВВС получат 50 стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС. Также намечено завершить сооружение стартовых комплексов «Ангара» и «Союз-2», что обеспечит России независимый выход в космос с космодрома Плесецк. В программе имеется и раздел по Военно-морскому флоту. Ему обещают новую серию подводных лодок стратегического назначения, а также 31 корабль во главе с тремя авианосцами.

Всего к 2015 году в рамках программы перевооружения в армии и на флоте планируется заменить 45% имеющейся боевой техники.

«СП»: — В планах у нас всегда все выглядит грандиозно. А что имеем на самом деле?

 — Денег выделяется мало, используются они неэффективно, распыляются, если не сказать более грубо. По этой причине новая техника поступает мизерными порциями, не успевая заменять списываемое вооружение. Буквально на днях аудитор Счетной палаты Николай Табачков на заседании Общественной палаты России обнародовал страшную для будущего наших Вооруженных сил цифру: современное вооружение в российской армии и на флоте не превышает шести процентов. Для сравнения, в США — 70 процентов.

Наиболее сложная ситуация с выполнением долгосрочных контрактов на производство высокотехнологичной продукции — кораблей, ракет и космической техники. По словам Табачкова, снижение количества закупок вооружения военными связано с необоснованным завышением цен на эту продукцию, а ежегодный фактический рост цен на нее значительно превышает планируемый. «За последние четыре года вооружение подорожало два раза», — констатировал он. Добавлю, что при этом финансовые вливания в гособоронзаказ увеличиваются максимум на 8 процентов в год. Вот вам и цифры, о которых так мечтательно говорил Медведев морякам-балтийцам.

«СП»: — Вы могли бы привести цифры, характеризующие современное состояние Военно-морского флота России?

 — Из 300 кораблей, находящихся сегодня в боевом составе ВМФ, основная масса эксплуатируется уже более 20 лет. Красивые заявления о современном флоте — воздушные пузыри. Единичные поставки новой боевой техники, которые пиарят проправительственные СМИ, погоды не делают. Крупные военачальники, а также руководители государства легко говорят о воссоздании флота в далеком будущем, а о сегодняшнем дне рассказывают скороговоркой, главным образом, ссылаясь на кризис. Но кто сказал, что кризиса не будет через десять лет? Нужно сегодня срочно вкладывать средства в армию и флот, а не в Абрамовичей.

«СП»: — Главком ВМФ недавно заявил, что правительство дает средства на создание нового авианосца. Так ли это?

 — На флоте этих средств никто не видел. Как известно, авианосец «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов» — единственный действующий в нашем ВМФ. Он был построен в 1985 году. Второй аналогичный авианосец сейчас проходит модернизацию для продажи ВМС Индии.

Напомню, что во время посещения в октябре прошлого года Североморска президент РФ Дмитрий Медведев поручил Министерству обороны разработать программу строительства авианосцев, чтобы приступить к их созданию уже в ближайшие годы. Он выразил надежду на то, что к 2015 году можно будет выйти на конкретные результаты. Судя по всему, такая программа теперь имеется, их у нас пишут легко. Во всяком случае, представители ВМФ заявляют, что планируется построить, как минимум, три корабля. Один будет базироваться на Северном флоте, другой — на Тихоокеанском, а третий — сменный — создается для того, чтобы иметь возможность производить плановые ремонты без снижения боеспособности флотов.

Но до сих пор не решено, где будут строиться авианосцы. Ведь в России такого типа корабли не строились никогда. Верфи для них имелись только в украинском Николаеве. Да и с деньгами непонятно. Стоимость авианосца такого класса на мировом рынке составляет порядка 4 млрд. долларов. У нас на денежное содержание офицеров не хватает, а тут такие расходы. Вряд ли это реально.

«СП»: — Наверное, с авианосцами хватили лишку. Ну а с обычными кораблями океанского класса, может быть, дела идут получше?

 — Планы и тут грандиозные, но опять же адресованные в будущее. Новейший эсминец главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Высоцкий обещает заложить в 2012 году. А новый многофункциональный океанский корабль уже сегодня позарез необходим России. Ныне действующий эсминец 956 проекта имеет идеологию 70-х годов. Первый корабль этой серии был построен в 1985 году. К тому же даже этих стареньких эсминцев недостаточно. Всего было заложено 18 единиц, но половину из них реформы превратили в груду металла. Потому что у флота нет средств поддерживать их в более или менее нормальном состоянии. На этом фоне маниловские планы создания нового эсминца смехотворны. Например, недавно американцы ввели в строй новый эсминец типа «Арли Бёрк». Стоимость головного корабля потянула на $1,1 млрд., цена обслуживания — на $20 млн. в год. Даже если сэкономить на зарплате рабочих, то и в этом случае вряд ли у нашего государства найдутся такие средства. Ведь денег, по признанию самого главкома ВМФ, нет даже на выполнение менее грандиозного плана по переводу главного командования Военно-Морского флота РФ из Москвы в Санкт-Петербург.

«СП»: — О баллистической ракете морского базирования «Булаве» в такой ситуации даже спрашивать неловко. И все-таки есть ли надежда, что эта система будет выведена из состояния клинической смерти?

 — Лично я такой надежды уже не имею. Вспомним, «Булаву» планировалось принять на вооружение Военно-морского флота в 2008 году. Однако из-за неудач этот срок был сдвинут на год, теперь, видимо, сдвинется на необозримое будущее. Кстати, все аварии произошли по вине смежников. Причина в том, что некоторые из этих предприятий профессионально ослаблены. К тому же контроль продукции на выходе военными представительствами стал менее эффективным. В советские времена была жесточайшая система военной приемки. Сейчас она ослаблена так же, как и контроль качества комплектующих деталей. Но проблема даже не в конкретных службах и предприятиях, а в самой госсистеме. При таком характере рваческого капитализма, который создали в России прорабы перестройки, экономика просто не в состоянии делать серьезную технику.

С начала 90-х годов и практически до 2004 года у нас шло тотальное уничтожение военного и военно-научного потенциала. Сейчас предпринимаются некоторые попытки исправить ситуацию — однако, весьма робкие. Главное, нет необходимого и достаточного финансирования, нет ясной стратегии.

Для того чтобы начать восстановление военного потенциала страны, годовой оборонный бюджет должен быть увеличен в три-четыре раза. Однако проблема не только в финансировании. Значительное количество предприятий оборонно-промышленного комплекса России оказались приватизированы и перепрофилированы, захвачены рейдерами, часто просто разгромлены. Страшные потери понес кадровый потенциал оборонно-промышленного комплекса — как научный, так и инженерно-технический. Все это плоды авантюрных реформ 90-х годов. Пока мы их не преодолеем, хотя бы в оборонной промышленности, трудно говорить об эффективности работ по «Булаве» и другим перспективным видам оружия. А тем более о воссоздании Военно-морского флота в течение 10 лет. Мы в России, конечно, любим сказки, но всему свое время.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня