Если бы социальным взрывом угрожали на подпольном, экстремистском сборище — молчание прессы понять было бы можно. Но встреча представителей Объединения профсоюзов России Соцпроф проходила в Институте современного развития, попечителем которого является президент РФ Д. А. Медведев — а в газетах ни слова. Собрались посланники регионов, что называется, голос заводов и фабрик, рассказали о том, что происходит на местах, о настроениях масс.
— Наша цель сегодня — донести до руководства страны то, что мы с вами знаем, о чем не пишет пресса, — сказал Сергей Храмов, председатель Российского профсоюза металлистов Соцпрофа, сопредседатель Соцпрофа. — Каждый месяц затяжки с реформами может быть последним. Проблемы, которые стоят перед народом, не решаются — в результате народ идет на улицы. События 9 января 1905 года возникли не из-за того, что нехороший царь пострелял в хороших рабочих. А из-за того, что гострудинспектор по фамилии Чижевский дал согласие на незаконное увольнение четырех рабочих Путиловского завода, которые были членами профсоюза, который возглавлял Георгий Гапон. И рабочие Путиловского завода, члены профсоюза, пошли на демонстрацию в защиту уволенных товарищей. Чем кончилось, что с этого началось — мы все помним.
— Если раньше у нас ядром протестного движения были бюджетники, пенсионеры, то сейчас — в основном, ИТР, — поделилась наблюдениями Наталья Долгополова, профсоюзный лидер из Владимира. — Зарплата ведущего специалиста на оборонном заводе, в лазерном центре «Радуга» — 6 тысяч рублей. Для сравнения, зарплата уборщицы в частной фирмочке — 7−8 тысяч рублей. У нас полно сейчас уборщиц с высшим образованием. Вот такая несправедливость… Этим работникам бояться некого и нечего. Они пойдут куда угодно и на что угодно. Мы ожидаем всплеска протестных настроений.
— У водителей рабочее место — дорога, — предупредил Александр Котов, председатель профсоюза водителей-дальнобойщиков. — Значит, перекроют федеральные дороги и дороги местного значения. Суть вот в чем: несколько десятков тысяч водителей по всей стране имеют радиосвязь, и у каждого в кабине оружие.
— У нас люди работают на 100-тонных, на 150-тонных грузовиках, им перекрыть любую трассу? Да легко! — поддержал Котова делегат из Костомукши Андрей Карапыш. — Они уже начинают просто так, без всякого профсоюза волноваться. Собирается колонна, двадцать-тридцать автомобилей вот таких вот размеров, говорят: «Сейчас поедем в мэрию, мы ее раскатаем!» Бегу туда, успокаиваю: «Мужики, вы же деньги получаете, сидите, ничего не делайте. Куда вы, чего вы?» А они: «А вдруг завтра выгонят. Давай-ка на трассу махнем, сейчас перекроем!»
— В 2008 году мы с Сергеем Владимировичем Храмовым рассосали акцию протеста с перекрытием МКАД, — продолжил тему Александр Котов. — На московских стоянках скопилось 40−50 тысяч грузовых автомобилей, при этом водители не имели возможности даже купить солярку. Там была очень напряженная ситуация, только зажигалкой чиркни. И что еще важно — начались процессы солидарности. Когда в Пикалево перекрыли трассу, там на 400 километров была пробка. Не все обратили внимание: наши мужики-дальнобойщики не давили пикалевцев, не вопили, а спокойно покуривали и говорили: бастуют, и правильно!
— Первая реакция на эффект Пикалево была такая: «О, давайте и мы бастанём, и Путин приедет», — взял слово Алексей Цивенко (Таганрогский автозавод и Таганрогский металлургический завод) — А сейчас предлагают: «Давайте возле мэрии митинг устроим?» Я спрашиваю: «Почему не возле завода?» Отвечают: «Да что там! Пойдем сразу штурмовать мэрию!»
— Это побочный эффект Пикалева, — добавил Сергей Храмов. — Казалось бы, все поняли: перекрыл дорогу — что-то получил. Нет. Дорогу перекрыть сложно. Там ОМОН. Вывод в массе сделан другой — нужно брать власть за одно место. Пикалево началось с чего? Не с перекрытия дороги, а с захвата мэрии.
— Рабочие очень сильно изменились, — продолжил Цивенко. — Раньше только мы ходили в прокуратуру, в трудовую инспекцию, а сейчас — массовые заявления рабочих. Раньше — три заявления, сейчас — триста. Прокуратура с инспекцией и раньше-то не реагировали, отписывались, а сейчас, когда завалены, пишут, что пришло в голову. Рабочим на Тагазе три месяца зарплату не давали, в ответ на жалобу — отписка из инспекции. И сразу — стихийная вспышка возникает. Это тоже как симптом, как сигнал.
И потому что происходит сейчас? Сейчас ситуация в корне изменилась. Мы ходим по в цехам, раздаем профсоюзную газету. Раньше люди газете радовались, а сейчас говорят: «Что вы газетки раздаете?! Автоматы надо раздавать!»
— Люди в принципе готовы с автоматами выйти, — подтвердил слова Цивенко башкирский нефтяник Сергей Головин. — Вы не забывайте, в сытые годы многие набрали ипотеку, кредиты, и теперь ярмо на них повисло… Ситуация на грани взрыва. После Нового года, когда деньги кончатся, после празднования. Это будет март-февраль. Потому что идет вторая волна сокращений.
— ОМОНов может хватить на защиту железнодорожных магистралей, автотранспортных, но явно не хватит на защиту всех мэрий и сельсоветов, — бросил реплику Сергей Храмов.
— Во Владивосток (на усмирение протестующих против повышения пошлин на ввоз иномарок — ред.) летал не московский ОМОН, как везде говорят, а «Зубр» эмвэдэшный — по 25 человек из Смоленска, Тамбова, Калуги, из Москвы тоже, — проинформировал Михаил Пашкин, председатель профсоюза милиции Москвы и Московской области. - Им там сказали: еще раз прилетите — больше не улетите отсюда. Либо взлетную полосу перепашем, либо по самолету вашему пустому из гранатомета долбанем. Поэтому «Зубр» туда больше не полетит. А у нас в ОМОНе члены профсоюза говорят: народ разгонять мы не будем. Почему? Потому что сам сотрудник милиции в своей системе… народ в милиции озлоблен очень сильно. И даже не из-за зарплаты, а из-за нечеловеческого, скотского отношение начальников к подчиненным.
Наверно, надо обратить особое внимание на то, что рассказывал Андрей Карапыш. Водители огромных грузовиков из Костомукши и работу имеют, и зарплату получают неплохую. Но настроены на решительные действия: «Мэрию раскатаем! Трассу перекроем!» Значит, такая общая атмосфера в рабочей среде — враждебная к власти в целом.
Представители Соцпрофа затронули широчайший круг вопросов. Они говорили о проблемах регионов, подъеме производства, предлагали пути и способы решения многих задач, в том числе и социальных конфликтов. Интересно, умно, толково, как профессионалы, знающие свое дело досконально. Вот бы транслировать их в прямом эфире ТВ! Но даже в газетах ни строчки не появилось. То ли прессе было абсолютно неинтересно, то ли сами организаторы решили не выносить свой разговор на люди.