18+
четверг, 30 марта
Общество

Авианосец или шарик для гольфа?

Заместитель руководителя главного военного ведомства страны Владимир Поповкин приоткрыл некоторые стратегические планы России

  
210

В 2009 году российская армия закупит 38 вертолетов, более 100 танков и около 300 единиц другой бронетанковой техники, но сократит ремонт имеющегося парка. Об этом на днях заявил в интервью газете «Красная звезда» заместитель министра обороны России Владимир Поповкин. Вот основные тезисы ответов заместителя министра корреспонденту издания.

О кризисе

С кризисом мы столкнулись еще в конце 1990 — начале 2000-го, когда Гособоронзаказ был очень маленьким, и в основном все средства шли на ремонт техники и вооружения. И вот за эти 10 лет, будем считать с 1998 года, получилось, что заказ рос и параллельно увеличивались средства на ремонт, и все время мы пытались ремонтировать то, что есть. Эту ситуацию надо было ломать. И в общем-то первые шаги для этого в Гособоронзаказе 2009 года сделаны. Около полусотни самолетов армия закупает в этом году, приобретает 38 вертолетов, а также более 100 танков, около 300 единиц другой бронетанковой техники.

О щите

Для гарантированного обеспечения безопасности страны надо приоритетно поддерживать и развивать Стратегические ядерные силы. Это наш щит: в Ракетных войсках будем поддерживать ту группировку, которая есть. Постепенно уйдем от «Тополя-М» на новый ракетный комплекс с разделяющимися головными частями. В этом году завершаем их испытание, ставим на дежурство и начинаем массовое производство.

О проблеме высокоточного оружия

По Сухопутным войскам главное — это, конечно, создание и массовое производство высокоточного оружия. Развернут целый комплекс работ, некоторые близки к завершению. Это — «Искандер», высокоточные боеприпасы для систем «Град» и «Смерч». Можно назвать и другие системы и образцы.

Есть проблема — обеспечение применения высокоточного оружия. Это цифровые карты, навигационное поле, создаваемое с помощью ГЛОНАССа. Без этих двух составляющих высокоточное оружие эффективно использовать нельзя.

Если мы начинаем массовое перевооружение, то надо готовить специалистов, способных работать на новой технике. Нужны операторы, грамотные в техническом отношении люди, а их в армии пока не хватает.

О военно-морском флоте

ВМФ — самый финансово емкий вид Вооруженных Сил, потому что все, что создается — корабли, подводные лодки — это десятки миллиардов рублей. Тяжелое бремя, в том числе и в доле Гособоронзаказа.

На чем мы сегодня сосредоточены? Надо переоснастить морские Стратегические ядерные силы. Создается новая подводная лодка, которая сейчас проходит заводские и ходовые испытания и к концу года будет готова. Это создание нового ракетного комплекса «Булава, с которым возник ряд проблем. Вы знаете о неудачных пусках. Мною была создана комиссия, которая проверила технологию подготовки этой ракеты на всю глубину кооперации. Сейчас мы создали еще одну комиссию из независимых экспертов с привлечением Академии наук, которая сможет оценить ситуацию со стороны, свежим глазом. И пока эта комиссия не завершит работу, мы не продолжим летные испытания.

Конечно, требуется и обновление надводного флота. Потому что весь надводный флот сегодня у нас — еще советский…

Для дальних походов нужен атомный крейсер, на дизеле далеко не уйдешь, либо же потребуются заправщики мощные — это очень дорого и неэффективно. Поэтому как минимум 2−3 атомных крейсера в ВМФ должно быть.

Об авианосцах

Ведется научно-исследовательская работа по определению облика перспективного авианосца. Но надо говорить не только о авианесущем крейсере — он сам по себе хорошая мишень, а и о целой группе кораблей его обеспечения и защиты. Это очень дорогое дело. Принимать решение о строительстве будет руководство страны, в рамках существующей госпрограммы вооружений мы его сделать, конечно, не сможем, нужна отдельная федеральная целевая программа. Напомню, что в советское время мы авианосцы строили в Николаеве. У нас теперь нет еще мощностей, нет ни одного нормального дока для такого корабля. А это тоже очень большие материальные затраты.

Это страшное слово «закупка»

Прокомментировать планы Минобороны России корреспондент «Свободной Прессы» попросил нашего эксперта по военным вопросам, капитана первого ранга, экс-командира атомной подводной лодки Александра Лескова.

 — Очень странно, что стратегический план перевооружения, озвученный г-м Поповкиным, появился только на девятом году существования новой власти, призванной остановить дальнейшее падение российских вооруженных сил на уровень ведущих держав четвертого мира…

«СП»: — Что вы имеете ввиду?

 — Вымирающее племя подводников-атомщиков были всегда уверены, что самые радужные перспективы по части защиты Отечества у летчиков. Когда же выяснилось, что авиаторы в этом вопросе уповают на сухопутчиков и ракетчиков, а у тех дела тоже не ахти — стало совсем грустно.

Первое, в чем лукавит г-н Поповкин: кризис российской армии начался не в конце 90-х. Увы, к 2000 году кризис был в самом разгаре. Развал, уничтожение и тотальная распродажа армии еще недавно великой державы начались на десятилетие раньше — в 1989 году и достигли апогея в период правления министра обороны Павла Грачева. Степень морального разложения армии зашкалила за все разумные пределы.

«СП»: — После ухода Грачева минуло уже больше 10 лет?

 — Сравнительно недавно, в 2005 году, группа ветеранов-подводников (я был в их числе) посетила нашу бывшую главную базу атомного флота СССР, закодированную как Североморск-7. Мы тогда сократили свой визит с четырех дней до двух, поскольку в первый же день испытали настоящий шок от увиденного: разрушенные дома офицеров, пустые пирсы, торгующие в задрипанных лавках азербайджанцы. Попались нам и сытенькие чиновники с депутатами, пьянствующие в тамошнем ресторане в рабочее время. На пустынных улицах города мы не встретили ни одного человека в военно-морской форме.

«СП»: — Процитирую, однако, замминистра обороны: «Создается новая подводная лодка, которая сейчас проходит заводские и ходовые испытания и к концу года будет готова…»

 — Речь идет об атомном подводном крейсере «Юрий Долгорукий», который сейчас проходит испытания на Белом море. Замминистра не стал уточнять, что этот атомоход строился на «Севмаше»… более десяти лет! И если в озвученном стратегическом плане предусмотрены темпы — один атомоход в десять лет — то лишь через 300 лет мы выйдем на уровень мощи США 1965 года. И то при условии, если пресловутая «Булава» все-таки научится попадать в назначенную цель, а не куда попало.

«СП»: — В чем же причина такой медлительности?

 — «Севмаш» — самый мощный судостроительный завод России дышит на ладан и кое-как сводит концы с концами, благодаря заказу индусов по переоборудованию устаревшего вертолетоносца «Горшков». Кроме того, в знаменитом 42-м цеху, где раньше одновременно строилось шесть (!) атомных субмарин, нынче строят… три яхты для наших олигархов, каждая по цене сопоставима с подводным атомоходом первого поколения…

«СП»: — Вы считаете, что модернизация военно-морского флота мало заботит руководство страны?

 — Премьер-министр Владимир Путин три месяца назад проводил в Питере совещание, посвященное судьбе военно-морского флота России. Основной вопрос повестки дня был такой: сможет ли правительство справиться с непокорным главным штабом ВМФ и переселить таки его из легендарного Козловского переулка в Москвы — в скромное питерское Адмиралтейство? Приказ на переселение был отдан Путиным еще в его бытность президентом. На совещании выяснилось, что приказ выполняется частично — повешена на здании Адмиралтейства соответствующая табличка, но для переезда всего адмиралитета… нет денег, ибо все они ушли на переезд в Питер и обустройство Конституционного суда РФ.

Второй вопрос повестки дня того совещания: почему могучая дизельная подводная лодка «Петр Великий», спущенная на воду два года тому назад под аплодисменты и бросание чепчиков, до сих пор не принята на вооружение ВМФ? Премьеру объяснили, что конструкторы из ЦКБ, проектировавшие эту дизелюху, имели весьма смутное понятие о подводном военно-морском бытие и спроектировали корабль с более чем 100 недоделками, существенно влияющими на его боеспособность. Например, оба гальюна для личного состава были расположены в носовом отсеке. Похоже, проектировщики понятия не имели, что по подводной лодке в подводном положении нельзя разгуливать, как по Невскому, а проход сквозь отсеки возможен лишь в крайнем случае и с разрешения центрального поста. Все это обрекает обитателей кормовых отсеков на долгое воздержание от отправления естественных нужд.

Второй просчет конструкторов. Испокон веков на лодках существовали устройства ДУК (для удаления мусора и бытовых отходов). Проектировщики сэкономили, решив, видимо, что ДУК для боевого корабля — излишняя роскошь. Они предложив таскать весь мусор из отсеков через центральный пост и складировать его для последующего выброса за борт при всплытии. Что тут скажешь? НАТО выведено из строя — умерли от смеха, а «зеленые» всех стран в бешенстве…

Премьер тогда поинтересовался: какой проект подводной лодки для нашего ВМФ был самым удачным? Ответ был единодушным: самыми лучшими были подводные истребители проекта 671 и 671-РТ. Все последующие ракетные монстры, начиная с «раскладушек-самоубийц» проекта 675 и кончая знаменитыми «Акулами» проекта 941 — это по сути выброшенные на ветер деньги налогоплательщиков. Для решения серьезных боевых задач эти суда были непригодны изначально.

"СП": — Так может вернуться к 671 проекту?

— Боюсь, это уже невозможно. Хотя ЦКБ «Малахит» еще, возможно, и справится с модернизацией, а вот «Севмаш» — вряд ли, потому что уничтожена система обучения и подготовки как строителей, так и будущих экипажей.

«СП»: — Еще цитата из интервью замминистра обороны: «Ведется научно-исследовательская работа по определению облика перспективного авианосца…»

— Определение перспективного облика? Красиво звучит! Но это — шарик для гольфа! Как утверждает Поповкин, ведутся исследования… Однако стоит ли тратить огромные деньги на научные работы, если нет производственных мощностей, нет доков и нет денег, как далее говорит замминистра…

Ну, с деньгами вопрос решим: попросим олигархов купить для России вместо очередной яхты или футбольной команды какой-нибудь завалящий атомный крейсерок для борьбы с надувными лодками сомалийских пиратов. Хотя не исключено, что к тому времени пираты появятся и в водоемах России…

Однако, самый страшный термин во всех высказываниях г-на Поповкина — это слово «закупка». Не строительство, а именно закупка. Оно означает одно: новое беспробудное воровство, откаты и т. п.

Санкт-Петербург

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня