Для чего Надежду Савченко хотят вернуть в Россию в качестве посла
Более чем через два года после начала так называемой «антитеррористической операции» на Востоке Украины Организация Объединенных Наций признала, что в стране по-прежнему орудуют праворадикальные группировки, причем зачастую при полном попустительстве властей. А ведь все это время украинское руководство, равно как и их сторонники на Западе, доказывали, что в «незалежной» нет никаких нацистов, и все это — выдумки «российской пропаганды». Фраза «Где вы видели на Украине бандеровцев?» даже стала крылатой. Теперь же оказалось, что они все-таки есть, причем говорится об этом не на страницах российских газет, а в докладе ООН, обнародованном 8 июня.
«На Украине еще существует ряд склонных к насилию группировок, таких как „Правый сектор“ *, которые, по-видимому, действуют в качестве самостоятельной силы благодаря официальному потворству на высоком уровне и при почти полной безнаказанности как в Донбассе, так и на остальной Украине», — сказано в документе.
Далее говорится о том, что эти группировки в самых широких масштабах используют насилие и угрозы для давления на лиц, придерживающихся других убеждений, а также на журналистов и представителей судебной системы. Не исключается, что руководство страны в курсе этих действий, а зачастую использует такие группировки в своих целях. «Степень, в которой государство активно взаимодействует с этими группировками, указывает на то, что ответственность государства за действия членов этих групп может быть более прямой», — заявил докладчик.
В финальной части отчета авторы призывают украинские власти или разоружить и распустить так называемые «добровольческие батальоны», или по-настоящему включить их в состав вооруженных сил, чтобы они были подконтрольны властям. «Сходным образом, ультранационалистические группы и другие вооруженные формирования, такие как „Правый сектор“, „Свобода“ и „Самооборона“, должны быть признаны незаконными и реально разоружены, распущены и привлечены к ответственности или быть подчинены закону. Акты насилия или запугивания со стороны лидеров и членов этих групп не должны встречать попустительства государства на любом уровне, а подстрекательство с их стороны к насилию и ненависти по отношению к другим общинам следует наказывать», — говорится в документе ООН.
Это уже не первый отчет Организации Объединенных Наций, в котором фиксируются нарушения прав человека на Украине. Только на прошлой неделе ООН обнародовала нашумевший доклад, в котором говорится о систематических пытках задержанных сотрудниками СБУ и существовании секретных центров содержания заключенных.
Для чего Надежду Савченко хотят вернуть в Россию в качестве посла
Публикация одного за другим отчетов ООН, в которых критикуются украинские власти и говорится о различных нарушениях в стране, после почти двухлетнего молчания выглядят серьезным прогрессом. Ряд российских СМИ предположил, что западные кураторы так устали от хаоса на Украине, что начали понемногу «сливать» нынешнее руководство, которое раздражает их своим бездействием. Но есть и другая точка зрения. Опрошенные «СП» эксперты полагают, что говорить о настоящем прозрении или разочаровании Запада в Киеве преждевременно, и истинная причина обнародования скрывавшейся доселе информации совсем в другом.
— ООН «заметила» ультранационалистов на Украине потому, что сейчас для украинской власти стало безопасно открывать эту информацию и даже начинать какие-то судебные процессы над людьми, причастными к военным преступлениям, — считает политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Если бы эти темы стали подниматься в ООН и тем более в международных СМИ год назад, поддержка Запада могла быть существенно снижена из-за реакции общественного мнения. А сейчас вполне комфортно говорить о том, что да, были некоторые перегибы на местах, но мы постараемся привлечь виновных к ответственности. По той же причине недавно был представлен и доклад ООН о секретных тюрьмах СБУ, пытках и неправомочных действиях правоохранительных органов. Думаю, что максимум, чего можно ожидать — это несколько показательных процессов над военнослужащими или сотрудниками СБУ невысокого ранга. Эти разбирательства могут завершиться условными сроками для причастных и расформированием некоторых частей или их слиянием с другими подразделениями.
Я не стал бы рассматривать публикацию этих докладов, как победу пророссийских интересов на международной арене. Конечно, хорошо, что такая информация появляется в рамках ООН. Но сами эти события, о которых говорится в отчетах, что называется, ушедший поезд. Все уже произошло, захват власти на Украине давно легитимизирован и всеми подтвержден. Если процессы над неонацистами и начнутся, они ни на что не будут влиять.
«СП»: — То есть обнародование этих фактов никак не повлияет на западную поддержку Украины?
— Соединенным Штатам Украина нужна не в качестве оплота демократии или равного партнера. Она нужна для сдерживания России, и с этой миссией она вполне справляется. А то, что на Украине существуют проблемы, которые описаны в докладе, им не важно. Любят Порошенко совсем не за то, что он демократ или реформатор. Он выступает преградой для нормализации отношений между Украиной и Россией, Россией и Евросоюзом. Свои функции выполняет. А что касается прав человека, достаточно вспомнить, что американцы поддерживали диктаторские режимы в Латинской Америке, которые характеризовались полным отсутствием демократии. На Украине происходит то же самое.
«СП»: — А если не будет даже этих показательных процессов, это вызовет какую-то реакцию?
— Это вызовет реакцию у российских СМИ, а также у очень редких и не слишком популярных западных сайтов антиимпериалистической направленности. Они будут подчеркивать существование документов ООН и их игнорирование. Но в западный мейнстрим все это вряд ли попадет. Большая политика Вашингтона и Берлина диктуется совсем не докладами ООН или правозащитных групп.
«СП»: — А если власть все же решит провести чистки в рядах ультраправых, это не вызовет ответной реакции с их стороны?
— Ситуация может развиваться по разным сценариям. Но чего точно не произойдет — это вооруженного восстания «Азова» или аналогичного подразделения. До недавнего времени одним из наиболее радикальных националистических лидеров был Дмитрий Ярош. Но несколько месяцев назад он внезапно заявил, что решил перенести свою активность в немилитарную сферу. Это ведь случилось не просто так.
Еще один радикал — Андрей Билецкий, до того, как стать официальной фигурой, занимался очень жесткую, расистскую и антисемитскую позицию в «лучших» традициях праворадикальных скинхэдов. Когда он стал командиром батальона, то значительно смягчил свою риторику, и, по большому счету, его высказывания не сильно отличаются от того, что говорит Порошенко. Командиры крупных подразделений понимают, что у них весьма ограниченная свобода действий, которая заключается либо в войне на Востоке, либо в хулиганских действиях в отношении неугодных судей, либо в маршах протеста с бубнами и факелами, но не более. Они понимают, что если решатся на серьезное выступление против власти, их быстро сметут. Времени с начала «антитеррористической операции» прошло много. Если на первых порах «добробаты» были основной боевой силой, а армия находилась в полуразрушенном состоянии, то сейчас ситуация заметно изменилась. Добровольческие и территориальные батальоны уже не главная силовая опора украинского государства, поэтому они не могут позволить себе резких выступлений.
Похожего мнения придерживается старший преподаватель кафедры социальной технологии МГГУ им. Шолохова Константин Шадров.
— В политике Запада ничего принципиально не поменялось. Они сделали все, что хотели, с помощью этих людей. Радикалы помогли их ставленникам утвердиться во власти, запугать или устранить идеологических и политических противников. Теперь это отработанный инструмент, который стал не нужен. Поэтому их можно разоблачать, судить, клеймить позором и даже делать доклады в ООН.
«СП»: — Разве это не подрывает авторитет самой ООН? Два года они нацистов не замечали, а сейчас, когда это не имеет особого значения, стали вдруг их разоблачать…
— Все это правозащитное движение уже давным-давно поставлено на службу западным интересам. Они молчали потому, что не было команды, а у них самих нет идеалов верховенства права, уважения к правам человека, которые они себе приписывают. Сейчас правозащитникам дали команду, они и начали шуметь. Два года они в упор не видели ничего из происходящего на Украине и в Донбассе. Только самые громкие случаи вроде 2 мая в Одессе вызывали какую-то реакцию, да и то очень сдержанную и мягкую. Мол, надо разобраться, надо выяснить, кто же виноват. И сравните это с отношением к России, где каждый чих вызывает возмущение международного сообщества и правозащитников. Ничего удивительного в этом нет. Это часть пропагандистской и идеологической работы Запада. На самом деле, публикация таких отчетов — это корректирующие маневры.
«СП»: — В каком смысле?
— Запад с помощью своих ставленников готов идти на все — на разжигание войн, пытки, похищения и убийства. Но в какой-то момент, когда они видят, что достаточно утвердили власть своих ставленников, они начинают лакировать режим. То есть придавать ему добропорядочный и респектабельный вид. Самые крайние отклонения, которые раньше были полезны и служили им, теперь нужно убрать. Вот и все. Не стоит думать, что обнародование таких данных приведет к призывам снять Порошенко или к попыткам улучшить ситуацию на Украине. Западным кураторам просто нужно навести внешний лоск. Да, радикалы были, но сейчас мы их посадим, и закон восторжествует. А то, что тысячи людей были убиты, замучены без суда и следствия, что благодаря действиям радикалов установился антинародный режим, все это будет старательно замалчиваться и игнорироваться.
В «незалежной» призывают отобрать у России целый ряд регионов
Как ни парадоксально, но публикация таких докладов о нарушениях на Украине — это признак того, что там уже все схвачено, что все потенциальные оппоненты зачищены снизу доверху, и радикальные внесистемные методы уже не нужны. Теперь достаточно будет СБУ и других механизмов давления. К сожалению, все это только свидетельствует, что на Украине прочно установилась власть прозападных сил. И радоваться тут нечему.
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.