5 октября американская газета «The Air Force Times» опубликовала информацию о том, что поступившие на авиабазу ВВС США Андерсен в Тихом океане новейшие истребители пятого поколения F-22 «Раптор» неожиданно для разработчиков и эксплуатационников проявили «дамскую слабость». Их электроника наотрез отказывается работать в дождливую погоду. Расследование показало, что влага попадает внутрь сложных систем через охлаждающие устройства, в результате чего происходят сбои в работе высокоточной аппаратуры. Поскольку на острове Гуам, где расположена база, выпадает от 2000 до 2800 миллиметров осадков в год, то «Рапторы» здесь практически неработоспособны.
Газета приводит мнение руководителя пресс-службы командования ВВС США в зоне Тихого океана полковника Эдварда Томаса о том, что технические проблемы являются достаточно распространенными для этих истребителей, хотя они разрекламированы в прессе США как лучшие в мире.
Недавно специалисты Пентагона провели исследование проблем эксплуатации F-22. Оказалось, что самый совершенный истребитель американской армии требует более 30 часов технического обслуживания после каждого часа полетов. В целом стоимость часа летной эксплуатации истребителя пятого поколения составляет более 44 тысяч долларов. Тем не менее, эти истребители ломаются настолько часто, что с октября 2008 года по май 2009 года, по данным Пентагона, около 50 процентов стоящих на вооружении в ВВС воздушных машин не были готовы к применению из-за технических неполадок. «Раптор» так дорог и капризен, что Пентагон отказался от его применения в Ираке и Афганистане. А недавно вообще прекратил закупки F-22 (хотя поначалу заказал у производителя 190 таких машин). По официальной версии, такое решение принято в связи с финансовым кризисом. Но хронологически произошло это после публикации в СМИ скандальных откровений одного из разработчиков «Раптора» инженера Дэррола О Олсена. Он рассказал, что корпорация Lockheed Martin поставила американской армии истребители пятого поколения F-22 Raptor, в конструкции которых были заранее известные разработчикам недостатки. Например, дефекты стелс-покрытия, которые не были исправлены до начала поставок самолетов военным. Дэррол О Олсен сообщил, что низкокачественное покрытие может повлечь опасные инциденты, как это произошло в 2008 году, когда часть покрытия оторвалась от самолета и попала в двигатель. Это происшествие обернулось более чем миллионным ущербом для военных.
Отметим, что F-22 Raptor является единственным на сегодняшний день стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. Его экспорт был категорически запрещен законодательством США, но после отказа Пентагона от закупок американские законодатели в срочном порядке поставили вопрос о рассекречивании «Раптора», снятии эмбарго и срочном поиске покупателей.
«Раптором», как сообщают западные СМИ, уже соблазнились ВВС Израиля. Дороговизна изготовления и эксплуатации этой машины их не смущает. Важнее способность истребителя высоко летать и нести рекордное количество вооружения для своего класса. Еще одним покупателем может стать Япония, ссылающаяся на необходимость защиты от ракетных угроз КНДР.
Недавно министр обороны США Роберт Гейтс во время посещения военно-воздушного колледжа в Алабаме в своей речи перед военнослужащими назвал F-22 «серебряной пулей», которая может пригодиться лишь в редких случаях. Принимая решение о прекращении закупок F-22, эксперты военного ведомства США учитывали аналогичные возможности менее дорогого истребителя пятого поколения F-35, сообщил Гейтс. Он подчеркнул, что финансирование программы F-35 в перспективном бюджете военного ведомства будет увеличено с 6,8 до 11,2 миллиарда долларов. Это позволит ускорить развитие проекта и разработку самолета. В ближайшие пять лет с конвейера должно сойти не менее 500 этих машин.
Россия, по мнению Гейтса, сможет разработать аналогичный боеспособный истребитель пятого поколения не раньше, чем через шесть лет. Китаю для этого понадобится не менее десяти лет. К этому времени, по расчетам американских военных, на вооружении США уже будет находиться более тысячи аналогичных машин.
У нас пока дела с истребителем пятого поколения под кодовым названием ПАК ФА идут медленно. Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин в начале года обещал: «К 12 августа 2009 года Россия получит летный образец самолета пятого поколения, и в этом же году он поднимется в воздух». Но вот уже октябрь — и тишина. Технико-тактические характеристики российских истребителей пятого поколения пока держатся в секрете. Но главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин охарактеризовал их так: " Анализ принятых решений и текущего хода разработки позволяют нам быть уверенными в том, что по своим тактико-техническим характеристикам и уровню боевых возможностей наш истребитель не будет уступать лучшим зарубежным аналогам".
На данный момент мы отстаем от США в разработке истребителей на целое поколение. Мы только разворачиваем поставки в ВВС модернизированного истребителя четвертого поколения Су-35. Хотя можно сказать с гордостью, что он наступает на пятки американскому истребителю пятого поколения F-35. Для сравнения: боевой радиус действия F-35 составляет 1500 километров, практический потолок — 19200 метров. Максимальная скорость истребителя равна 2600 километрам в час. Боевая нагрузка варьируется от 5900 до 7700 килограммов. Боевой радиус Су- 35 — 1600 километров, максимальная скорость 2500 километров в час. Практический потолок 18000 метров. Боевая нагрузка 6000 килограммов. Оружие примерно равноценное.
— На учениях Pacific Vision-2008, прошедших в августе прошлого года на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35, — рассказал корреспонденту «СП» летчик-испытатель СССР Михаил Власенко. — В виртуальных боях российский истребитель четвертого поколения одержал победу над американским истребителем пятого поколения.
Правда, представители Пентагона заявили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран, и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире. Соответствуют ли такие утверждения действительности, могут показать лишь реальные воздушные бои между новейшими американскими и российскими истребителями.
К сожалению, по слабости промышленности мы отстаем в применении Су-35 четвертого поколения от американцев в эксплуатации ими F-35 пятого поколения. Наш истребитель планировалось поставить на крыло в 2008 году. Но в феврале прошлого года его только вывели на летные испытания. Были оглашены новые сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам — 2011 год. Совсем недавно Министерство обороны РФ приняло решение закупить для Военно-воздушных сил 48 многоцелевых истребителей Су-35. Сроки уже другие. Техника будет принята на вооружение до 2015 года. ВВС России заявили о планах сформировать к этому времени 2−3 полка из этих истребителей. Как уже было выше упомянуто, министр обороны США Гейтс к тому же периоду собирается поставить в армию до 500 истребителей пятого поколения. Чем ответит Сердюков?
Фото [*]