Сегодня у всех на слуху история с беременной подругой Абрамовича, которую решили защитить чукотские шаманы под предводительством некоего Кергенто. Они провели над животом будущей матери обряд камлания.
Собрав специальное собрание, они назвали подругу экс-губернатора Чукотки Ёнавъечгын (Вместилище жизни), а наследника — Кэргын (Светлое пятно).
Шаман Кергенто на днях заявил:
— Камлание прошло успешно и теперь Ёнавъечгын находится под надежной защитой истинных владык чукотской земли… Однако будущие роды очень опасны. Во время них в малыша могут вселиться туныгаки — мелкие глупые духи. Чтобы их напугать, надо попросить защиты.
По словам шамана, мальчик родится в воскресенье. А после родов они снова соберутся на мысе Наварин, возьмут в руки свои бубны и попытаются узнать у духов будущее младенца.
Чтобы выяснить, насколько крепка шаманская защита, корреспондент «Свободной Прессы» позвонил в Туву — на родину главного российского эмчээсовца Шойгу, и попросил тамошнего председателя религиозно-культурного центра шаманизма «Девять небес», потомственную тувинскую шаманку Ай-Чурек Оюн прокомментировать инициативу своих чукотских коллег.
«СП»: — Скажите, Ай-Чурек, такое возможно? Ведь Чукотка очень далеко от Москвы?
— Вообще-то проведение обряда через расстояние — обычное дело. Однако обряд камлания не так прост, как кажется. Очень многое зависит не только от шаманов, но и от будущей роженицы! Она сама должна просить защиты у шаманов.
«СП»: — Мы не знаем, обращалась ли Жукова к шаманам за помощью. Скорее всего, нет.
— Это очень важно. Кроме того, для удачного проведения обряда нужно знать всю информацию о предках роженицы. Сама роженица должна верить в шаманских духов и обращаться к ним.
«СП»: — А если будущая мать ничего не знает о духах?
— Так нельзя! Нужно обязательно узнать, кто предки этой женщины, и с какими силами они связаны. А если она «потеряла» свои корни, то нужно принести на обряд хотя бы горсть родной земли с того места, где родилась. Еще надо камушек в речку бросить. И не один. Нужны также три источника…
«СП»: — Скажите, если выполнить все эти условия, будущий ребенок, действительно, получит защиту?
— Если мать хочет и впредь остаться и жить с ребенком в Англии, в Норвегии или Германии и желает также, чтобы ребенок рос здоровым, в хороших условиях, то из этих мест требуется также привезти камни. Без этого ничего не получится.
«СП»: — Но обряд уже проведен, выходит все впустую и защита не надежна?
— Не знаю… Чукотских шаманов я никогда не видела и не слышала. Но я прямо сейчас чувствую, что там есть очень сильные шаманы.
«СП»: — А наших, московских — чувствуете?
— Сейчас все смешалось. Вот показывают по телевидению бурятского шамана, а я вижу, что это простой человек, а не шаман. Разложил атрибуты, а среди них — вещи… тувинских шаманов. И становится ясно — все обман. Об Алтае тоже говорят, что там есть сильные шаманы. Но мы проводили в Туве много конгрессов и приглашали алтайских, но они не обладали нужным запасом знаний. Не было у них настоящего дара, да к тому же многое было взято из учения Будды.
«СП»: — Это очень печально слышать. Может, настоящих шаманов вообще уже нет?
— Шаманами не становятся, шаманами рождаются. Сейчас многие себя называют потомственными шаманами, но никто из них ничего не знает не только о собственных предках, но и даже о тех событиях, которые сопровождали их рождение. Когда человек в 40 лет вдруг объявляет себя шаманом — это чушь!
«СП»: — Расскажите, а что особенного произошло во время вашего появления на свет?
— Во время моих родов неожиданно разыгралась страшная буря: небо потемнело, но сквозь пелену свинцово-чёрных облаков пробилась полная Луна. Но едва я появилась на свет — стихия внезапно успокоилась. Старики сказали: это знамение, и младенец будет непростым… Отец назвал меня в честь полной Луны Ай-Чурек, что означает «Сердце Луны».
«СП»: — Имя тоже играет важную роль в становлении шамана?
— Когда у шамана рождается ребенок, ему дают имя, связанное со временем его рождения. С этого момента и начинается становление шамана. А дальше шаг за шагом он сам познает духов и все остальное.
«СП»: — Почему в СССР с шаманами боролись?
— Не только в СССР, во все времена были гонения на шаманов. Но обряды все равно соблюдались. И даже некоторые руководители страны обращались к нам за помощью.
«СП»: — Кстати о руководителях. Для чего проводились недавние выборы Верховного шамана страны?
— Выборы Верховного шамана были организованы людьми, которые не то чтобы не связанны с шаманством, а не до конца преданные ему. Они решали какие-то свои проблемы, а из выборов сделали шоу. Конечно, Верховный шаман не помешал бы для решения наших проблем на правительственном уровне. Но все, что происходило — чушь.
«СП»: — Чукотские шаманы предсказали, как пройдут роды у Даши Жуковой, когда и кто родится? А вы не хотите сделать свой прогноз?
— Такие прогнозы по телефону не делаются. Надеюсь, все будет нормально.
Вообще-то Даша Жукова исповедует иудаизм
Дарья Жукова родилась в 1983 году в Москве. Вскоре после ее рождения родители — Елена Жукова и Александр Радкин (Жуков) — развелись. После развода Елена вывезла Дашу в США, где они поселились в Санта-Барбаре. Дочке тогда исполнилось 10 лет. В 16 лет Даша приняла предложение отца, к тому времени получившего гражданство Великобритании, и переехала в Англию.
С Абрамовичем она познакомилась в феврале 2005 года в Барселоне на вечеринке после матча «Челси». С тех пор они вместе. Вскоре Роман развелся с прежней женой Ириной, с которой прожил 15 лет и родил пятерых детей.
Дарья Жукова — владелица центра современной культуры «Гараж» и главный редактор британского журнала «Pop».
Возможно, чукотские шаманы не знают, но по признанию самой Дарьи, из религий ей ближе всего иудаизм, и первые три года после переезда за границу она училась в еврейском колледже.
«Абрамовичу не нужна помощь шаманов…»
Лидия Петрухина, врач Центра планирования семьи и репродукции Минздрава РФ:
-Я не хочу комментировать всякие глупости!
«СП»: — Вы считаете, что шаманы не способны помочь Даше?
— А вы думаете, она нуждается в помощи шаманов? Я уверена: за ее здоровьем внимательно следят профессионалы. Уж Роман Аркадьевич это может себе позволить и нанять лучших в мире специалистов. А вот многие простые россиянки вплоть до самых родов находятся без должного ухода. Хотя, конечно, во время родов всякое может случиться. Это очень сложный процесс. Предугадать ничего нельзя. Но, повторяю, Даша — не тот случай.
Из досье «СП»
Шаманство, шаманизм (от эвенкийского шаман, саман — возбужденный, исступленный человек) — магическая практика общения служителя культа — шамана — с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние, сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманства — лечение больных, предотвращение несчастий
«Есть шаманство, а есть шаманизм…»
Михай Хоппал, профессор, президент Международной ассоциации по изучению шаманизма, директор института этнологии Венгерской АН:
— Практикой шаманизма я не занимаюсь (смеется). Шаманизм — это не магия. Это феномен культуры — потому это наука. Я не согласен с московской ученой Харитоновой, которая считает, что изучать шаманизм надо с применением новейших технологий. Фольклор - не химия, в которой практика и теория идут рука об руку.
Но есть шаманство, а есть шаманизм. Но и шаманизм неоднозначен. Есть возрождающийся внутри народа, а есть другой — когда перед простодушными японцами совершают за 200 долларов так называемые «шаманские» обряды. Это своего рода новая поп-культура, вернее, бизнес…
Цена шаманского «прикида»
В обще-то шаманский обряд — дело красочное и, похоже, дорогостоящее. Мы подсчитали и удивились — один наряд шамана с бубном тянет никак не меньше, чем на пару тысяч долларов. Без спонсорской помощи таких, как миллиардер Абрамович — очень трудно. Впрочем, судите сами.
Бубен. Материал: кожа оленя или дикой козы, дерево ива, черемуха, кованная медь.
Колотушка сосновая, обтянутая оленьим камусом. Украшается бронзовыми коваными колокольцами-холбого и достоверным этническим рисунком.
Цена: от 3000 до 15000 рублей.
Халат «Дээл». Основа шаманского костюма. Их носят монгольские, тувинские и бурятские шаманы. Ручная работа.
Цена: 7000 рублей.
Шапка «Гэсэр». Прототип шлема легендарного Гэсэра (героя бурятского эпоса).
Изготовляется из металла, кожи, конского волоса.
Цена: 12000 рублей.
Маска. Служит средством для выражения внутреннего потенциала и может изображать животное или предка-шамана. Маски надеваются в особых случаях. Материал: кожа оленя и барсука, бронза.
Цена: 7000 рублей.
Корона. Головной убор с изображением оленьих рогов. Еее имеет право надевать только «сильный» шаман. Считается, что путешествуя в других мирах, шаман в случае опасности превращается в оленя и рогами отбивается от злых духов.
Материал: бронза, медь, сталь, кожа.
Цена: 4800 рублей.
Трость Хорьбо. Непременный шаманский атрибут. Существовало три вида — конные, змеиные и человеческие. Их вручают шаманам во время посвящения, как символ власти и прав шамана. Материал: дерево, бронза, сыромятная кожа козы и медведя.
Цена: 6500 рублей.
Еще нужны — камча, конский хвост, нож, ганза — курительная трубка с принадлежностями, плеть-ташуур и т.д. Не обойтись без всевозможных талисманов, амулетов и оберегов-онгонов, которые тоже стоят немалых денег. А магические травы? А благовония?..