Не будем о персиках — чудных крымских персиках, которые на прилавках у моря продают в три раза дороже, чем в Симферополе. На курортах Сицилии тоже все дорого. Но просить за пол-литра малины 500 рублей, причем с полной уверенностью, что лохи-курортники таки купят, для этого надо быть настоящим крымчанином.
«Зато вместе с банкой» — говорит продавец. Не оправдывается, просто замануха такая. А рядом еще один с удивительно-честными глазами впаривает краснодарские абрикосы — дешевые колированные гибриды! — как «настоящий элитный сорт из Бахчисарая».
В конце XIX века известный российский публицист и путешественник Владимир Людвигович Кигн-Дедлов грустно констатировал: «Я решительно отказываюсь понять, что заставляет ялтинцев так грабить приезжих? В карты ли они ежедневно проигрываются, или пропивают деньги, или бросают их в море, или у всех у них какие-нибудь разорительные тайные связи?.. Во время сезона цены прямо ошеломляют своей неслыханной, можно сказать, дерзостью. Ялтинцы сами сознают, что это к добру не приведет, но не могут совладать с собственной жадностью».
Прошло без малого полтора столетия. Гремели страшные войны, менялись государства. Однако дядя с малиной остался прежним. И неважно, в козырной Ялте или каком-нибудь маленьком судакском поселке Солнечная Долина — он все так же весело «грабит приезжих».
Характерная черта официальных порталов и соцсетей республики. Любой сюжет или критическую статью, на любую тему, воспринимают как заказ Анапы и попытку срыва сезона. Может, это журналисты прайс-листы на крымские «курятники» задрали выше, чем на хорошие гостиницы Геленджика? Они средний чек забегаловки рисуют как в дорогих ресторанах Москвы? Кто изгадил прекрасную набережную Алушты базарными шалманами? Мусор, беспредельные цены на такси — тоже «заказные»?
Многие рестораторы или отельеры признают: берем персонал с материка, местные ленивы и работать не хотят. Почему? Да потому, что сдал квартиру, пожил все лето в дачной конуре и сиеста на остальной год. Подвигом считается тротуар перед воротами подмести или забор покрасить.
Откуда берутся разговоры, мол, народу в этом году меньше, чем в прошлом? Ничего подобного. Конечно, с дикими украинскими толпами 2013-го не сравнишь, но нынешний сезон реально удался. Только паромы Керченского пролива к началу августа уже переправили три миллиона человек. Курортники-россияне наконец-то добрались до западного побережья Тавриды. Например, милейшая Евпатория приняла отдыхающих в два раза больше прошлогоднего. А все разговорчики про «людей меньше» идут от жадности. Значит, квас продавать по 80 рублей за литр, это нормально. Зато если никто не идет покупать его за такую цену — так «мало курортников». Да придите в себя, любезные, два литра санкционной кока-колы дешевле!
Неделя прошла после Дня Военно-Морского Флота России. Безусловно, самый любимый праздник героического Севастополя. Именно сюда огромными колоннами машин едут на День ВМФ соседи из Ставрополья, Кубани, Ростова.
На нынешнем севастопольском празднике маленькая бутылочка обычной минералки стоила 100 руб. Даже в дорогих маркетах ее цена максимум четвертак. Накануне праздника суточная стоимость скромного номера в гостевом домике у Артбухты — 10.500 рублей. Будем думать, 160 у.е. за ночь в «трех звездах» еще можно объяснить восторгом за российский флот. Свободных мест не осталось. Хотя многие решили, что за такие деньги проще накрыть поляну и праздновать с друзьями до утра.
Вопрос в другом. За минувшую неделю никто так и не ответил, каким образом у севастопольцев и гостей города отняли лучшую смотровую площадку праздника — знаменитый пляж Хрустальный.
«Хрусталка» всегда была доступным городским пространством, естественным продолжением Приморского бульвара и набережной Корнилова. Днем и ночью, в будни и праздники здесь можно купаться, гулять, смотреть на закат. Но 31 июля 2016 года за вход сюда неизвестные решили брать деньги. За просмотр парада боевых кораблей и вечерний праздничный салют. Стоимость «сидячего» места — 2500 руб. «Стоячий сектор», по сути, просто вход на пляж — 500 рублей…
Ну, просто отдыхает незабвенный Остап Бендер с его рукописными билетами «с целью капитального ремонта Провала, чтобы не слишком проваливался». Украшенные триколором, входные билеты «в честь Дня ВМФ РФ» выполнены на высоком полиграфическом уровне. Мошенникам хватило наглости огородить часть севастопольской набережной — и днем, на время военно-спортивного шоу, и вечером, на время салюта. Многие гости стояли у турникетов, понимая, что зря приехали в Севастополь.
Прибрежные кафе, с террас которых открывается вид на бухту, всегда брали высокую плату за праздничную аренду своих столиков. Однако никто и никогда не перекрывал Хрустальный пляж. Город взорвался бурей возмущения. Сейчас муниципальные чиновники твердят, мол, к афере отношения не имеют. По словам заместителя главы ведомства Николая Александрова, на попытки выяснить, что за фирма продавала билеты, ему упорно предлагали «встретиться и договориться».
В итоге муниципалы подали заявление в полицию. В ответ продавцы воздуха сообщили прессе, что «мероприятие организовывают городские власти». После чего из департамента внутренней политики последовало заявление: «этот праздник устраивает Черноморский флот, вот к ним и обращайтесь».
Военные моряки очень удивились. «Мы ничего об этом не знаем, флот никаких билетов никуда не продает, — сообщил новостному порталу „Примечания“ начальник отдела информационного обеспечения ЧФ Вячеслав Трухачев. — Все наши мероприятия носят исключительно некоммерческий характер, они открыты для севастопольцев и гостей города».
То есть, замкнутый круг. Афера прошла «на ура» и почему-то никто не удивлен.
Как разорвать круг? Почти смешной случай под занавес июля. Во время последнего севастопольского визита премьер-министра Дмитрия Медведева внезапно опустел центральный рынок «Чайка». Осталась половина торговцев. А покупатели ходили и удивлялись: мясо и рыба, персики и розовые помидоры, молодая картошка и прочие овощи — все упало в цене в два раза! Народ обалдевал от сказочно-низких цен. И здесь кто-то сообщил, что это в связи с тем, что Дмитрий Анатольевич прибыл.
Рекорды по количеству жалоб на цены бьет сегодняшняя Керчь. Туда члены правительства еще не доехали. Как отметил зам главы администрации города Богдан Жорняк, такого количества жалоб на ритейлеров еще никогда не поступало. Причем, вместе с керчанами протестуют отдыхающие из других регионов России. Они тоже считают цены в здешней розничной торговле необоснованно высокими. Владельцы магазинов и руководители рынков, представили свои объяснения. Они сослались на жесткую конкуренцию, завышение закупочных цен торговыми представителями, нерациональную логистику и др. И даже «низкие продажи в летний сезон» — что для Крыма само по себе нелепо.
Отчаянный пост в Фейсбуке. Похоже, странная москвская блогерша еще не поняла КРЫМНАШа: «Пять часов убила на поиск и обзвон отелей в курортном Коктебеле. В очередной раз в недоумении — КАК могут до сих пор существовать. Спокойно работать и без стеснения рекламироваться отели БЕЗ ДОКУМЕНТОВ??? Силишься найти приличный вариант размещения — чтобы и свободно, и удобно, и чисто и с интернетом. И с кондером… И вот вроде бы все подходит, но… „Документы для отчетности? Нет, мы такие предоставить не сможем (у нас нет) мы только оформляем…“ И это не только в Коктебеле, но и в Утесе, Алуште, Гурзуфе
Ей ответили тут же. Что есть в Коктебеле гостевые дома, где все легально и квитанции выдадут. Что незачем нам юридическое лицо открывать и какие-то чеки гостям выдавать. Потому как гораздо проще декларацию о доходах заполнить и оплатить единый налог.
— Этот пост с возмущением — ни о чем. Сплошная демагогия. Просто кое-что на вентилятор. Сори. Тем более странно читать его от лица журналистки. Не г… на вентилятор должен быть, а пост с указанием конкретных отелей, в которых проблема с выдачей документов. А так — лишь повод для крымсрача, прости еще раз великодушно.
Еще один характерный интернет-комментарий. Как говорится, зашел с другой стороны:
— Вот живу в Крыму. Что-то мне многое стало не нравиться. :) От «понаехавших» курортников одни проблемы. В общественном транспорте и на пляжах не протолкнешься. Тут еще с ними в сговор вступили местные торговцы продуктами-фруктами-овощами. :) Первые целый год копят деньги на курорт и готовы платить по высшей мерке за пару-тройку недель отдыха. Вторые четко приняли этот «социальный запрос» и цены вывели на лидирующий уровень в России. А торговцы на все претензии отмазку нашли, мол, доставка с материка на «остров Крым» дорогая. В общем, хочу мост!!! Да и восстановления торговых отношений с Турцией. Пожалуй, только турки своими поставками продуктов-овощей-фруктов могут сбить цены. :) :) Хотя, блин, с Турцией-то никогда моста и не было!.. И поезда в Стамбул не ходят.
Увы, с начала сентября у жителей Севастополя больше не будет возможности попасть в Евпаторию и Керчь по железной дороге. Отменяется единственный поезд № 616 (615), курсирующий по этому маршруту.
В сообщении пресс-службы Крымской железной дороги уточняется, что причина отмены поезда — окончание периода летних перевозок и ожидаемое снижение пассажиропотока. На самом деле, плацкартный билет на поезд «Севастополь — Евпатория — Керчь» стоил свыше одной тысячи рублей при заявленной цене в 828 руб. Купейный — более 1800 рублей при заявленной стоимости в 1523 рубля. Хотя сколько стоить переночевать с постелью в сезон? А тут ещё и едешь.
В конце июня-начале июля, по свидетельству пассажиров, в трёхвагонном составе ездило не более 15 человек за рейс. Когда запускают пилотный проект, поначалу всегда демпингуют для привлечения клиентов. Потом уже, при приличном объёме перевозок, начинают «закручивать гайки». Зато крымские железнодорожники сразу поставили ценник нереальный, а по факту получилось ещё и на 20% дороже. Люди иронизируют — как всегда, «жадность фраера сгубила».
Вернемся в сеть, там много интересного.
— Хотим в августе приехать в Крым, отдохнуть, попутешествовать по Крымнаш. Но на букинге в Ялте-Интурист двухкомнатный номер на 11 дней — 245.000, при том, что в Жемчужине (Сочи), выстроенной по такому же проекту один в один, аналогичный номер на этот же срок стоит 121.000. Когда же Крым придет в себя и цены будут адекватными?
Прав господин Кигн-Дедлов: «Ялтинцы сами сознают, что это к добру не приведет, но не могут совладать с собственной жадностью». Но ведь головная фирма, управляющая гостиницей «Ялта-Интурист», находится сейчас в Нижнем Новгороде. Получается, болезнь явно заразна.