Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Санкции
12 августа 2016 14:10

Русский набег на финский супермаркет

«Продуктовых туристов» не пугают ни цены, ни таможня

17574

У российских туристов, едущих из Финляндии, пограничники изымают продукты. В минувший вторник на международном автомобильном пункте пропуска «Брусничное» таможня притормозила гражданина с 33 кг масла, сыра, йогурта и почти полусотней упаковок с фрикадельками и лазаньей. Немногим ранее, в июне, не прошел границу водитель на «Шевроле». Его машина была под завязку упакована сыром. Сыр при осмотре нашли, в багажнике, в корпусах сидений, под полом автомобиля, и даже в нишах для инструментов! В общей сложности около 50 упаковок общим весом 50 кг. «Везу подарок для родни и знакомых», — объяснил хозяин машины, не сумев при этом ответить на вопрос проверяющих, почему не задекларировал «подарки».

Таких «везунчиков» на российско-финской границе, что ни день, десятки человек. Рекорд текущего года на том же «Брусничном» — 94 кг сыра, йогурта, мяса, рыбы и икры, перевозимых без сопроводительных документов. Данная причина — одна из главных при конфискации на границе продуктов у наших людей. Но не самая главная. Чаще конфискация связана с превышением товаров по весу (должно быть не более 50 кг) и разрешенному законом ассортименту.

— Везут всё: от вареной колбасы, яиц и йогурта, до сливочного мяса, сыра, мяса, рыбы, конфет, даже овощей и фруктов, — сказали корреспонденту «СП» в Северо-Западном таможенном управлении. — На сегодня рекордным остается показатель годичной давности, когда у пункта пропуска «Светогорск» задержали питерский туристический автобус. Он был буквально забит коробками с едой, которая весила в общей сложности около 1,4 тонны.

Самое удивительное, что число тех наших сограждан, кто занимается такого рода «туризмом», не только не уменьшается, но растет. Прямо как в лихие 1990-е! Специализированных «мясо-молочных» туров из Питера и Карелии в Финляндию что ни день — десятки, а по выходным на порядок больше. Корреспондент «СП» убедилась в этом лично, решив было в конце июля съездить-отдохнуть на денек в расположенный близ нашей границы городок Лаппеенранта, там немало достопримечательностей, имеющих отношение к российской истории. Приобрести билет на автобус, идущий туда, оказалось непросто. Обзвонила с десяток турфирм, организующих в Питере однодневные туры в Суоми. «В Лаппеенранту записываться надо загодя, спрос на это направление большой», — слышала в ответ.

Читайте также
Россию спасут регионы Россию спасут регионы

Костромской предприниматель Владимир Михайлов: как выжить в центре экономического «тайфуна»

Как и в Иматру. И даже в Котку, где гипермаркетов один-два и обчелся. В первых же двух почти на каждом шагу. Автобус завозит пассажиров в центр города, паркуется там. Определяется время общего сбора. И все стремительно разбегаются «на шопинг».

Стоимость таких туров 700−800 рублей с человека. Заявленная по ходу движения экскурсия чаще всего оборачивается консультацией сопровождающего от фирмы «касательно покупок». Уточняется, что «на автомобилях и автобусах разрешается провозить для личного пользования товаров на сумму не более 1500 евро и весом не более 50 килограммов». Народ слушает и…

Моя давняя приятельница в июне ездила с сыном в Иматру. Там почти первозданной чистоты природа и очень красивый водопад. Полюбоваться этим водопадом они как раз и поехали. Провели около него почти все время, отпущенное «на заграницу» (около трех часов). Вернувшись в назначенный час к автобусу, не обнаружили ни его самого, никого из пассажиров. Заволновались: может, перепутали место стоянки? Оказалось, ничего не перепутали. Просто другие путешественники уговорили водителя съездить ещё в один, отдаленный гипермаркет, там, что-то «выкинули на прилавки».

Кто-то скажет: чудно всё это. Не голодные же годы на дворе. Зайди в любой наш магазин — чего в нём не хватает?! Цены, конечно, немаленькие на продукты. Но в Финляндии разве дешевле, учитывая, что тратить приходится евро, курс которого к рублю выгодным никак не назовешь.

Финское направление, одно из самых «продуктовых» в РФ. Небольшой спад наблюдался лишь осенью 2014-го, в первые месяцы после введения антироссийских санкций ЕС и нашего ответного эмбарго. Затем поток стал снова возрастать. И хотя не достиг пока максимума, пришедшегося на 2013-й год, по выходным на границе теперь вновь очереди, порой многочасовые.

Вот данные минувшей среды, дня, заметим, буднего, рабочего. В Брусничном в 9 утра стояло в очереди 68 легковых автомобилей и 5 туристических автобусов. В Светогорске в 5 утра — порядка 90 легковушек и 7 автобусов. В выходные цифры эти, как правило, утраиваются.

В Facebook немало постов с сообщениями о таких поездках. Один из недавних запомнился тем, что его автор «решительно не может употреблять отечественные мясо-молочные продукты». Он с восторгом пишет о «великолепном качестве» всего финского. Особенно восхищается сливочным маслом. В Питере его, кстати, полно — и в фирменных финских магазинах, и во всех других. Стоит оно примерно столько же, сколько и отечественное известных марок.

— Финны не зря гордятся своим маслом. Но итальянское и хорватское вкуснее, — заметил по этому поводу мой московский коллега, только-только вернувшийся из отпуска, проведенного на Апеннинах. — По той простой причине, что коровы там круглый год кормятся зеленой травкой, и воздух чище, природа мягче.

«СП»: — Можно вспомнить и наше знаменитое вологодское масло. Во времена СССР его было не достать, раскупалось «влёт». После некоторого перерыва его производство медленно, но верно восстанавливается, бренд, что называется, в силе. Какой смысл тащить из-за границы?

— Настоящее вологодское масло все-таки дороговато. А вот белгородское, а также ростовское и по качеству нормальные, и по цене вполне доступные. Опять же — юг, тепло, нормальные корма.

Лучше, чем заграничный, у нас и хлеб. Например, карельский, бородинский очень популярны у европейских туристов. Как и привычный для нас ржаной.

Недавно встречалась с международным дипломатом финном Петером Иисколой. Он несколько месяцев провел в командировке на Ближнем Востоке. Во время короткого отпуска в Петербурге первым делом отправился в ресторан русской кухни, где и назначил мне встречу. Перед тем, как прощаться, мы пили кофе. Он — с молоком питерского разлива, вприкуску с ржанно-пшеничными хлебцами. Объяснил: соскучился по ним в командировке. «Есть же финские ржаные краюшки, — говорю ему, — неужели хуже?». «Не хуже, нет, дороже в два раза!»…

Ездят наши люди за рубеж, вопреки всем скачкам валюты (не в пользу рубля), чтобы привезти домой сыр, рыбу, свежие фрукты-овощи. И даже пиво. Хотя, казалось бы, этого «добра» разных марок и вполне по доступной стоимости на российских прилавках давно предостаточно. В чем тут дело? Почему «продуктовый туризм», зародившийся в лихие годы 25-летней давности, не сдает своих позиций? И чем мы в таком случае отличаемся, к примеру, от китайских туристов, чьи вояжи по российским магазинам вызывают у многих ироничную улыбку — не кормят их дома, что ли?

— На самом деле, все люди на Земле похожи. Все хотят питаться качественной пищей. Другое дело, не все могут её себе позволить, — уверен известный петербургский экономист Дмитрий Прокофьев.

«СП»: Китайцы скупают у нас продукты килограммами. Значит, они уверены в наших производителях?

— За китайцев не скажу. Надо лучше знать ситуацию у них в стране. Что касается россиян, то их затраты на продукцию «из поездки» обычно оправдывают себя. Питаться «резиновой» колбасой, мятыми, явно залежалыми абрикосами или томатами, большинство уже не хочет, наелись в прежние годы. Это — одна причина. Другая состоит в том, что после введения правительством РФ ответного на антироссийские санкции эмбарго на ввоз продуктов из стран ЕС в наших магазинах резко сократился ассортимент предлагаемых товаров. Прежде всего, в обычных магазинах, не премиум-класса. И те наши граждане, кто пока ещё неплохо зарабатывает, бывает за границей, предпочитают, конечно, привозить любимые продукты и напитки. Ничего плохого я в этом не вижу. Тут уж, как говорится, каждому своё.

Другой наш эксперт, социолог Пётр Костюков считает, что «продуктовый туризм» явление не только экономическое, но и социальное.

— Среди тех, кто любит путешествовать, все больше «продуктовых туристов», — говорит он. — И так не только в России. Человеку вообще свойственна тяга к новому, что прежде не видел, не пробовал. Но у россиян дает о себе знать, конечно, ещё и печальный опыт прошлых лет, когда на прилавках были одни кильки в томате да плавленые сырки.

«СП»: — Это было так давно, нынешнее поколение 30-летних этого не может помнить, оно-то выросло в основном на импортных бананах, чипсах, сырах.

—  При этом в отличие от своих родителей, привыкших к еде, скажем так, простой, они имеют возможность свободно выезжать за рубеж, видят, знают, какого качества продукты там и здесь. Отсюда и популярность «колбасных туров». Тем более, если средства позволяют.

Читайте также

«СП»: — А, может, дело в том, что мы привыкли хаять своё и не хотим замечать изменений в лучшую сторону? В Петербурге много лет проходила ярмарка «Российский фермер». Какие вкусные были там продукты из самых разных регионов! Сейчас этой ярмарки нет. Но почему бы не организовывать не за границу, а в эти хозяйства пресловутые «гастрономические туры»? Скажем, в Карелию — за онежской рыбой и другими местными продуктами. В Вологду — за маслом, да и лён там можно прикупить…

— Идея хорошая. Но этим же надо заниматься. В частности, разрабатывать маршруты. Люди должны быть уверены в том, что автобусы, на которых их повезут, будут исправными, водители профессионалами, что на месте есть возможность не только отовариться, но и отдохнуть. Как это делается в той же Финляндии, где у автостоянок множество небольших очень симпатичных кафешек, недорогих мини-отелей. Об этом много говорится. А потом тонет в бюрократических заморочках…

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня