Что стоит за «чистками» в высшем эшелоне российской власти
Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин инициировал масштабную внутреннюю реформу ведомства. Она совпала по времени с громкими арестами высокопоставленных сотрудников СКР. Статус многих подразделений понижен. Те подразделения, чьи руководители арестованы, могут быть ликвидированы. Об этом во вторник, 16 августа, сообщил «Коммерсант».
По словам собеседников издания, реформа в СКР должна была завершиться 10 августа. В ее рамках ряд структурных подразделений понизили в ранге. Так, Главное управление обеспечения деятельности (ГУОД) СКР преобразовано в обычное управление. Входившие ранее в состав ГУОД управления либо переведены в непосредственное подчинение главы ведомства, либо получили статус отделов.
В частности, в прямое подчинение Бастрыкину перешло Управление капитального строительства, которое ранее возглавлял Алексей Скачков. Несколько месяцев назад он был арестован по ходатайству самого комитета по обвинению в крупном мошенничестве (ч.4 ст. 159 УК РФ) при заключении контрактов на поставку кондиционеров для помещений СКР.
Отдельными подразделениями прямого подчинения стали также тыловики, отдел управления госзакупками, а Финансово-экономическое управление преобразовано в отдел.
После задержания в середине июля замначальника ГСУ СКР по Москве Дениса Никандрова, начальников Главного управления межведомственного взаимодействия и Управления собственной безопасности (УСБ) СКР, соответственно, Михаила Максименко и Александра Ламонова реформировать решили и эти подразделения. Дело в отношении них возбудил лично Александр Бастрыкин.
По данным «Коммерсанта», уведомления о предстоящем сокращении штатов получили сотрудники всего главка и входящего в него УСБ. По их прогнозам, серьезная кадровая чистка приведет к увольнению из СКР многих лиц, назначенных по протекции Максименко. Само управление в нынешнем виде, скорее всего, перестанет существовать, оставшись в рамках ранее существовавшего отдела физзащиты для руководителей и следователей, которым угрожает опасность.
Напомним: следствие инкриминирует Никандрову и его подельникам получение взятки в размере $1 млн. от подручных криминального авторитета Захария Калашова (Шакро Молодого). 21 июля по этому делу обвинение по ст. 286 УК РФ (превышение полномочий) предъявлено также следователю следственного отдела СКР по ЦАО Андрею Бычкову.
Официально комментировать реформу и возможные кадровые изменения в СКР отказались. Впрочем, ранее официальный представитель следственного ведомства Владимир Маркин обещал, что «работа по самоочищению будет продолжаться».
Что стоит за «чистками» в высшем эшелоне российской власти
Что стоит за масштабной чисткой в СКР, какими будут ее последствия?
— Одна из причин, по которой возникли проблемы в СКР — ослабление внешнего надзора за следствием, — уверен бывший генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов. — Сегодня, вплоть до направления уголовного дела в суд, прокуратура не имеет надзорных полномочий над СКР. А попытка заменить внешний контроль внутренним не увенчалась успехом: как не раз доказывала жизнь, никто не хочет сам выносить сор из ведомства.
«СП»: — Что делать в такой ситуации?
— Я считаю, необходимо восстановить жесткий прокурорский надзор за деятельностью Следственного комитета. Этот надзор должен служить, в том числе, антикоррупционным целям. Нужно сломать нынешнюю замкнутую систему, это для многих очевидно.
Но есть важный нюанс: сама прокуратура, к сожалению, в достаточной степени коррумпирована. Поэтому, прежде чем восстанавливать прокурорский надзор, следует предпринять решительные шаги к очищению прокуратуры. Возможно, провести такие же чистки, которые ведутся сейчас в СКР.
Напомню, СКР в его нынешнем виде создавали как раз потому, что прокуратура оказалась сильно коррумпированной. В первой половине нулевых прокуроры зачастую помыкали следствием, и принимали решения, явно основанные на коррупционных началах.
Проблему коррумпированности прокуратуры жизненно необходимо решать. И надо понимать: сиюминутных, быстрых рецептов здесь нет — нужно готовиться к тяжелой системной работе. Понятно и другое: само руководство правоохранительных структур должно своей деятельностью подавать пример абсолютно честного, искреннего соблюдения закона.
«СП»: — Значит, Бастрыкин двигается в верном направлении?
— Внутренняя чистка в правоохранительных органах — вещь всегда полезная. Тем более, что Следственный комитет играет в стране особую роль. В известной мере, СКР повторяет облик прокуратуры того времени, когда прокуроры осуществляли следственные действия, в том числе, в отношении собственных сотрудников. Такие права налагают и особую ответственность на СКР, поэтому встряска ведомству не помешает…
— Реструктуризация ведомств почти всегда является имитацией реформ, и служит достижению скрытых, а не декларируемых целей, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Реструктуризацию правоохранительных органов в течение последних 20 лет, мы наблюдали неоднократно. Ведомства сливали, разделяли, переформатировали. Однако разница между прежними и новыми структурами оказывалась не принципиальной. Зато эффективность работы правоохранительных органов из-за реструктуризации всегда резко падала на какое-то время. Сотрудники, вместо того, чтобы заниматься нормальной работой, оказывались втянутыми во внутриполитическую борьбу, которая, как правило, и являлась истиной причиной реструктуризаций.
Стоит добавить, что преступники в такие периоды чувствовали себя чрезвычайно вольготно. Поскольку прекрасно понимали, что правоохранителям теперь не до них.
«СП»: — Какие цели ставит перед собой Бастрыкин?
— Возможно, высшим руководством страны перед Александром Бастрыкиным поставлен ультиматум: либо жесткое наведение порядка в ведомстве, либо уход с поста главы СКР. Возможно, кроме того, что глава СКР в рамках реструктуризации пытается отстранить от ключевых постов в ведомстве группы нелояльных ему руководителей. В любом случае, широкой публике истинные причины перемен в СКР неизвестны.
Но в одном я абсолютно убежден: какими бы привлекательными структурные реформы ни были, они парализуют работу. На мой взгляд, правильно идти другим путем: повышать уровень подготовки правоохранителей, уменьшать уровень их коррупционности. Но делать целые структуры заложниками борьбы за влияние — это ошибка…
— Бастрыкин вполне мог не знать, чем занимаются его подчиненные Максименко, Ламонов и Никандров, хотя вышестоящий начальник, бесспорно, несет моральную ответственность за своих сотрудников, — отмечает политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Вместе с тем, любого руководителя, оказавшегося в подобной ситуации, инстинкт самосохранения будет подталкивать на демонстрацию жесткой реакции: структурные реформы и ужесточение кадровой политики.
Именно так Бастрыкин и поступает. Если бы он поступил иначе, общественное мнение могло подумать, что глава СКР считает себя «неприкасаемым», или что он был в курсе действий своих подчиненных, но не принял мер противодействия.
Не исключаю, чтобы показать руководству страны свою решимость, Бастрыкину придется еще двух-трех высокопоставленных сотрудников отправить в отставку из-за служебного несоответствия. Плюс прекратить практику «вассал моего вассала не мой вассал» — замкнуть некоторые цепи управления на себя, а также изменить функционал отдельных подразделений СКР.
«СП»: — Внутриведомственная чистка — это эффективный способ получить качественное следствие?
— Самоочищение — один из двух наиболее реальных механизмов повышения качества и эффективности работы следственных органов, и избавления от коррумпированных сотрудников.
Второй механизм — это внешний контроль. Необходимо сделать так, чтобы различные силовые ведомства конкурировали друг с другом, и пристально друг за другом наблюдали.
По сути, Бастрыкин действует правильно: лучше самому руководителю принять жесткие меры, чем допустить, что это сделают конкуренты, причем с непредсказуемыми последствиями.
Думаю, нынешняя реформа добавит СКР аппаратного веса. Она лежит в общем тренде, который обозначило руководство страны: очистка всех государственных структур от элементов, связанных с криминалом, и от людей, которые используют свое служебное положение в целях личного обогащения.
— На Западе, когда высокопоставленные сотрудники ведомства оказываются фигурантами уголовного дела, их руководитель обычно подает в отставку, — отмечает глава профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин. — Но у нас управление строится на принципе личной лояльности высшему руководству. Поэтому, я считаю, коррупционные скандалы и последующие чистки — не только в СКР, но и в других правоохранительных органах — будут и дальше продолжаться.
На мой взгляд, к качественным изменениям в лучшую сторону это не приведет. Чистки и структурные реформы, по существу, являются разовыми акциями, в то время как реальная борьба с коррупцией требует постоянных усилий и системного подхода.
Почему при миллиардных убытках руководство «РОСНАНО» продолжает выписывать себе миллиардные премии
Сейчас тот же Следственный комитет, фактически, сам себя контролирует. На мой же взгляд, необходимо изменить эти правила: вывести из подчинения СКР Управление собственной безопасности, и передать его функции независимой структуре.
Именно по такой схеме, напомню, осуществлялся контроль за действиями правоохранительных органов в СССР: работу советского МВД курировало КГБ. Если бы сейчас в России создали службу, которая могла любую правоохранительную структуру проверять, прослушивать и принимать по ней жесткие решения, это существенно оздоровило бы обстановку в плане коррупции…