18+
вторник, 28 марта
Общество

Виктор Травин: «Высокие штрафы не снизят смертность на автодорогах…»

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев комментирует некоторые идеи депутатов Госдумы и членов московского правительства

  
15

«СП»: Виктор Николаевич, Госдума РФ уже этой осенью вновь планирует рассмотреть ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предполагающих ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения. Опять неймется председателю Комитета по конституционному законодательству Владимиру Плигину. Неужели высокие штрафы способствуют снижению аварийности?

— Нет и нет! К сожалению, Дума не думает, а у российских законодателей на сей счет очень ограниченная фантазия: кроме как с помощью увеличения штрафов, они не видят иных способов борьбы с нарушителями ПДД. А вот если бы депутаты изучили результаты социологических исследований, то наверняка поняли бы, что повышенные штрафы эффективно действуют на психологию водителей всего в течение одного года. Более того, размер штрафа способен «научить» правильно ездить лишь 10−12 процентов водителей. Остальные вообще никак не реагируют на этот раздражающий фактор, и продолжают ездить, как ездили. То есть большинству автолюбителей без разницы, какова величина штрафов.

«СП»: — Но по логике думцев, если увеличить на 100 процентов все штрафы, то на столько же должна снизиться и аварийность на дорогах, и смертность людей в ДТП?

— Увы, это далеко не так. Штрафы, к сожалению, никак не привязаны к психологии водителей. 700 рублей штрафа, 800, 1000 — откуда взяты эти цифры? С потолка. Во всем мире размер штрафов исчисляется с помощью специальных социологических комиссий. И только у нас они берутся неизвестно откуда?

«СП»: — У вас есть информация, по каким статьям КоАП Дума намерены в очередной раз ужесточить штрафы?

— Насколько мне известно, сейчас в Думе лежат несколько законопроектов на этот счет. В каждом из них опасными названы нарушения разных правил, и связи никакой не существует.

Ну, например, разговоры по мобильному за рулем. Штраф за это нарушение предполагается резко увеличить. Но нет никакой статистики, что подобные разговоры ведут к нарушению ПДД. Все это очень умозрительно. Или, например, езда по тротуарам. Где у нас статистика, что именно на тротуарах было задавлено 56 тысяч россиян за последние два года? Ее нет! Просто кому-то что-то показалось. Нет системного подхода к формированию штрафов, а законодатели действуют по принципу: вы предлагаете 100, а мы — 500, в среднем выходит 300.

«СП»: — Как вы относитесь к продлению срока высоких пошлин на подержанные иномарки? Ведь их повышали, чтобы спасти ВАЗ, но не спасли… Теперь на Дальнем Востоке вновь зреют «автомобильные бунты». Как вы думаете, они помогут отстоять права дальневосточных дилеров и отменить пошлины?

— Сразу скажу, что не приемлю то, чем занимаются на Дальнем Востоке. Принцип: купил в Японии, а продал у нас — больше подходит для аграрной страны и, возможно, был хорош во времена перестройки, когда создавались первые кооперативы. Если есть голова, знания и руки, то следует что-то создавать, а не перепродавать. Но это отступление. Миллиардные вливания государства в АвтоВАЗ не могли спасти производство по определению, лишь больно ударили по дальневосточным дилерам. Но они напрасно пытаются отстоять свои права вновь — это пустые хлопоты, государство не пойдет на попятную, и никакие протестные акции не помогут.

«СП»: — Власти Москвы надеются, что Госдума в ближайшее время рассмотрит их предложение о запрете использования в городе летом шипованных шин. Как вы относитесь к этой давней идее московского мэра?

— Все это делается под флагом борьбы с порчей асфальта, с так называемой колейностью. Но по всему получается, что на шипованной резине у нас ездят исключительно в левом ряду, где и образовывается наибольшая колейность. Может достаточно повесить знак: движение по левой полосе на шипах запрещено? Это, конечно, шутка. Но тут та же история что и со штрафами — никто нам не выложил результаты научных исследований на эту тему: действительно ли создает шипованная резина колею? Но если бы выложили, то ответ был бы отрицательным: колейность возникает по вине людей, которые кладут некачественный асфальт. Этот асфальт даже велосипед может продавить, а не только большегрузная машина. Шипы могут царапать асфальт, но никак не продавливать его. Конечно, запретить шипы не трудно, но, во-первых, очень трудно будет контролировать, кто на какой резине ездит, а во-вторых, сроки езды на шипах нужно устанавливать по согласования с Гидрометцентром? Ведь правительство Москвы предлагает ввести срок смены резины, кажется, с ноября. Но ведь и в октябре уже случаются заморозки. Выходит, я, зная, что завтра будет гололед — не могу поменять резину, пока не наступил законный срок? Глупость. Нельзя зарегламентировать явления природы законодательными актами.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня