Государевых людей в современной России, в пересчете на душу населения, больше, чем во времена Московского царства. Это федеральные и региональные чиновники, депутаты Госдумы (их выборность сути дела не меняет), сенаторы, руководители госкорпораций и госкомпаний. И все они — так уж издавна повелось на Руси, — предпочитают жить на широкую ногу.
В августе Росстат сообщил, что средняя месячная зарплата чиновников федеральных госорганов за полгода выросла на 3,5% - до 99,9 тыс. рублей. Это похоже на ценник в магазине, не хватает только слова «всего».
Больше всего выросла зарплата в органах законодательной власти — на 18,5%, до 144,8 тыс. рублей. Средние зарплаты в органах исполнительной власти прибавили 3,7%, и составили 87,2 тыс. рублей.
На первый взгляд — ничего особенного. На деле, это лишь вершина айсберга.
Месяц назад ЦИК опубликовал декларации о доходах и имуществе некоторых кандидатов в депутаты. Они появились в СМИ. Цифры впечатляют. Так, доход за 2015 год первого замглавы АП Вячеслава Володина составил 87 млн. рублей. Причем, всего год назад его доход был меньше — 62,9 млн. рублей. Но настоящий рекорд поставил депутат ГД Леонид Симановский: в декларации он указал доход в 909 млн. рублей. 14 кандидатов задекларировали недвижимость за границей, принадлежащую лично им или их семьям. А один кандидат — Глеб Хор — сообщил о займе на Кипре на сумму 57 млн. рублей.
Но и скромные декларации других кандидатов в депутаты, чиновников или губернаторов, — не всегда признак стесненного материального положения. По странному совпадению, именно у таких «скромников» часто имеются жены, которые ведут очень успешный бизнес.
В прошлом году журнал Forbes составил рейтинг самых богатых жен российских чиновников и депутатов. На первом месте оказалась жена губернатора Брянской области Александра Богомаза — Ольга Богомаз. Ее доход (анализировались декларации 2014 года) издание оценило в 695,4 млн. рублей, тогда как у мужа он официально составлял всего 3,3 млн. рублей. Основа дохода Ольги Богомаз — крестьянское (фермерское) хозяйство «Богомаз», которое поставляет до 60% картофеля в магазины сети X5 Retail Group.
На втором месте расположилась жена губернатора (на тот момент, в феврале 2016-го главу региона сменили) Тульской области Владимира Груздева — Ольга Груздева. Ее состояние журнал оценивал в 619,5 млн. рублей.
Замыкала тройку супруга депутата Госдумы Сергея Вайнштейна — Екатерина Вайнштейн. Ее доход за 2014-й год, по подсчетам Forbes, — 598,5 млн. рублей. В ТОП-5 также попали жена замглавы ФСКН Михаила Кийко — Светлана (548,1 млн. рублей), и супруга депутата Госдумы Александра Некрасова — Елена (436 млн.)
Впрочем, и те люди государевы, которым меньше повезло с женами, не отчаиваются. Как известно, на Руси чиновника место кормит. И неплохо кормит: в индексе восприятия коррупции от Transparency International РФ занимает 119-е место из 167 стран. Как показывает уголовная практика, люди государевы зарабатывают на хлеб с икрой тремя основными способами.
Первый способ — это незаконная приватизация госимущества, когда актив по заниженной цене продается аффилированной компании, после чего перепродается уже по реальной стоимости. Классический пример — дело «Оборонсервиса», главной обвиняемой по которому проходила экс-начальница департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева. Ущерб по делу суд оценил в 550 миллионов рублей. В мае 2015-го суд признал Васильеву виновной, приговорив к пяти годам колонии общего режима, однако уже в августе она была освобождена по УДО.
Второй способ — откаты при покупке имущества или услуг государством у частных компаний. За такие схемы был, в частности, арестован пришедший в Минобороны на смену Васильевой Александр Горшколепов. Именно за откаты 14 января 2016 года Горшколепов был приговорен к семи годам и девяти месяцам лишения свободы.
Наконец, чиновники любят взятки за право доступа к госимуществу. За это, к примеру, в ноябре 2015 года были осуждены три чиновника Росреестра в Краснодарском крае. Как установило следствие, они требовали от главы строительной компании взятку в 12 млн. рублей за оформление в собственность участка земли, принадлежавшего государству. По решению суда двое из чиновников были приговорены к трем годам, еще один — к четырем годам колонии общего режима и штрафам по 150−300 тысяч рублей.
Впрочем, перспектива угодить за решетку глав регионов, чиновников и депутатов особенно не пугает. Поскольку огромное количество их тайных дел остается нераскрытыми.
Игра стоит свеч — куш можно сорвать огромный. Достаточно напомнить, что, по версии Следственного комитета, экс- губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин сотоварищи набрали взяток на сумму 522 млн. рублей. А при обыске у экс-губернатора правоохранители изъяли более 800 ювелирных изделий, в том числе золотую ручку, сплошь инкрустированную бриллиантами, которую оценили в 36 млн. рублей.
И все же высшую касту среди людей государевых образуют члены правлений госкорпораций. Например, в мае, как сообщала пресса, стало известно: доходы членов правления «Газпрома» (а это, на минуточку, всего 17 человек) за первый квартал 2016 года выросли в 2 раза — до астрономических 1,142 млрд. рублей. Получается, по 67 млн. рублей с копейками на брата — очень неслабо! При таких доходах можно даже взятками не заморачиваться.
Стоит ли удивляться, что число людей государевых за последние 15 лет только росло? Летом 2015 года Минфин подсчитал: на 10 тыс. человек населения в России приходится 108 госслужащих (в 2001-м их было 78). Тогда как в Индии этот показатель составил 29, в Казахстане — 51, в Китае — 72. В результате, по подсчетам финансового ведомства, с 2000 по 2014 год расходы на государственное и муниципальное управление в РФ в абсолютном выражении возросли на 37,4%.
При этом по рейтингу качества государственного управления (МБРР) в 2000 году Россия занимала 149 место среди 196 стран, а в 2013 году — 120 место среди 210 стран, что «не позволяет говорить о какой-либо положительной динамике в оценке качества государственного управления в России», констатировал Минфин.
Почему же при столь низкой отдаче люди государевы в России катаются как сыр в масле?
— Численность населения в России вдвое меньше, чем была в СССР, а чиновников при этом в 1,5 раза больше, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Между тем, Советский Союз разваливали под лозунгом «Долой командно-административную систему!» И вот — результат: в РФ создали административно-командную систему в квадрате.
С точки зрения политэкономии, госслужащие — это люди, которые не могут заниматься творческим трудом, а способны лишь участвовать в перераспределении или потреблении кем-то созданных продуктов труда.
Безусловно, перераспределять много проще и приятнее, чем создавать. И пример госслужащих заразителен. Я — преподаватель в системе высшего образования — могу утверждать: сегодня среди студентов крайне невостребованы профессии технолога, инженера, агротехника, — людей, которые участвуют в производительном труде. Зато чуть ли не каждый второй студент мечтает стать чиновником.
В 1990-е так же массово мечтали стать предпринимателями. Но сегодня все понимают: бизнес — это зона риска, в то время как люди государевы инкорпорированы в систему, которая их защищает. Плюс, в этой системе чрезвычайно размыто понятие ответственности, и это только усугубляет ситуацию.
Приведу лишь один пример: катастрофический обвал рубля в декабре 2014 года. Чиновники разных уровней не понесли никакой ответственности за обвал национальной валюты, хотя грубейшим образом нарушили ст. 75 Конституции РФ, которая возлагает на Центробанк единственную задачу — защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Другой пример размытости ответственности — дело «Оборонсервиса», и чрезвычайно мягкое наказание Евгении Васильевой. На мой взгляд, дело спустили на тормозах, лишь бы Васильева не сдала других чиновников — так и работает круговая порука.
На деле, инстинкт самосохранения в системе людей государевых срабатывает при каждом подобном случае, поэтому громкие «посадки» чиновников в России редки. В защиту нашей страны могу сказать одно: примерно так же устроены системы госслужбы во многих других странах, включая хваленую Америку.
«СП»: — Почему чиновников становится все больше?
— Люди государевы, которые выполняют какие-то функции и обязанности, не заинтересованы, чтобы текущая задача решалась окончательно и бесповоротно. Если будет преодолена какая-то крупная проблема, эти люди окажутся ненужными. А раз проблемы не решаются, множится и число чиновников.
«СП»: — При каких условиях система госслужбы могла бы измениться к лучшему?
— В таких системах не работают механизмы самоочищения. Поэтому для трансформации людей государевых нужны изменения революционного характера. Помните сталинские репрессии? Да, были невинные жертвы, было много несправедливости, но метастазы в госуправлении предвоенного СССР они удалили.
Неслучайно и сегодня, в неофициальных беседах, многие политики и даже предприниматели говорят, что без оперативного вмешательства в нынешнюю систему ничего не получится. Не нужно проливать кровь, но очень многих чиновников отправить за решетку просто необходимо. Иначе они и дальше будут заражать здоровые клетки общества.
— Россия находится в верхней трети списка стран в социально-экономических рейтингах, и в нижней трети — в рейтингах качества госуправления, — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Это красноречивый факт, который указывает на слабое звено. Раз мы в аутсайдерах по госуправлению, над этим и нужно работать.
К сожалению, сказать это проще, чем сделать. Качественная система госуправления — сложная цивилизационная технология. Она не прорастает сама собой, а нуждается в умной настройке, и достаточно длительной культивации.
Прежде всего, для создания качественной бюрократии нужна система подготовки кадров. У нас же элитных — в хорошем смысле, а не в смысле понтов, — учебных заведений для подготовки госслужащих нет.
Во-вторых, требуется система отбора кадров. Здесь имеет смысл обратить внимание на китайскую, идущую с древних времен, систему экзаменов для чиновников. Да, у нас есть квалификационные требования к госслужащим, но они носят формальный характер, и часто подменяются клановыми соображениями.
В-третьих, нужна четкая мотивация, включающая положительные и отрицательные стимулы. Чиновник должен иметь пакет ощутимых, рассчитанных на длительный срок социальных гарантий — в качестве компенсации его довольно сложной работы, которая оплачивается ниже, чем в бизнес-структурах.
Негативные стимулы, в свою очередь, должны ограничивать неприкосновенность частной жизни. Я считаю, чиновники регулярно должны проходить проверку на полиграфе, а их переписка должна быть открытой. По сути, люди государевы должны добровольно находиться «под колпаком».
Кроме того, важно исправить ситуацию, при которой госслужащие на высоких этажах управления, обладающие широкими полномочиями, по определению не могут довольствоваться официальной зарплатой. На мой взгляд, именно из-за этого нынешнее обсуждение проблемы коррупции выглядит лицемерным.
Есть и другой принципиальный момент. С точки зрения эффективности управления, компетентность чиновников важнее борьбы с коррупцией.
Это значит, что с некоторой коррумпированностью системы можно смириться, тем более, что коррупция в последнее время развивается в сторону более социально-приемлемых форм. Она уходит от грубого взяточничества и мздоимства в сторону рафинированных способов извлечения административной ренты. Сложно говорить о прогрессе, применительно к этой сфере, тем не менее, коррупция приобретает формы, так сказать, совместимые с жизнью.
Это значит, что на первый план выходит именно вопрос компетентности чиновников, и именно его незамедлительно нужно решать…