Общество

У землян есть 20 шансов найти братьев по разуму

Астрономы открыли два десятка планет вне Солнечной системы, очень похожих на нашу

Подобное открытие позволяет астрономам со стопроцентной уверенностью утверждать: по крайней мере, 40 процентов солнцеподобных звезд имеют спутники в виде планет малой массы, аналогичных нашей. Благодаря новым открытиям ученых теперь число известных внесолнечных планет достигло 400! У 20 из них — масса Земли. Большая часть новых планет была открыта с помощью спектрометра HARPS, установленного в обсерватории Ла-Силья и использующего так называемую «технику отклонения», которая позволяет определить наличие планеты по тому, как на них влияет гравитация звезды, вокруг которой планета вращается. Размер других объектов больше, чем у Земли — раз в пять-десять. Но есть и огромные — в 10 раз больше Юпитера, самой тяжелой планеты Солнечной системы.

Обнаружить соседок удалось с помощью очень мощного 3,6-метрового телескопа, расположенного в Южной обсерватории Чили.

Корреспондент «Свободной Прессы» поинтересовался важностью этого открытия у ученого секретаря Пулковской обсерватории, кандидата физико-математических наук Сергея Смирнова.

«СП»: — Эта новость действительно приближает землян к знакомству с братьями по разуму?

— Не думаю. Но новость очень важна для нас — пулковчан, поскольку еще полвека назад именно наш профессор Александр Николаевич Дейч на 26-дюймовом рефракторе проводил классические исследования 61-ой звезды в созвездии Лебедя и обнаружил признаки присутствия там небольшого объекта рядом с яркой звездой. И это был первый в мире планетоподобный объект, обнаруженный у чужой звезды. И вот теперь своеобразный маленький юбилей — к 50-летию того открытия стало известно о более 400 планет в чужих системах.

«СП»: — Известно только то, что они существуют?

— Не только. Хотя систематизировать данные уже пора. И в самые ближайшие месяцы, я думаю, начнется обобщение собранной информации в смысле анализа характера орбит. Самое интересное, что вокруг некоторых звезд, как и у вокруг нашего Солнца, удалось обнаружить по нескольку планет.

«СП»: — Но, как можно понять, речь пока идет о сравнительно больших планетах — больших, чем Земля?

— Просто время для исследования малых объектов еще не пришло. А пока обнаруживаются объекты более крупные, чем Юпитер. Но давний теоретический, астрономический и общефилософский тезис о том, что наша солнечная система не единственная в галактике и во вселенной, а является типичным групповым объектом — подтверждается прямыми наблюдениями. И это очень здорово!

«СП»: — Вам не обидно, что сообщения о таких подтверждениях идут в основном из-за рубежа?

— Да, это очень обидно! Тем более, в подобных наблюдениях российские ученые принимают не очень активное участие, и на той же Южной объединенной обсерватории, которая использует прекрасный для астрономов климат Чили, астрономы из России, увы, не работают.

«СП»: — Интересно, почему?

— Мы не можем уплатить членские взносы для вступления в объединенную обсерваторию, где работают ученые из разных стран. Хотя, поверьте, суммы эти очень небольшие. А ведь мы, повторяю, были не только пионерами подобных исследований, но и пионерами использования климатических условий Чили. Ведь еще в 60-е годы прошлого века там были установлены наши — советские — астрономические инструменты.

«СП»: Что же с ними стало впоследствии?

— После государственного переворота, в результате которого к власти пришел Пиночет, наши астрономы вынуждены были покинуть те края, а технику оставить. Она до сих пор в сохранности и работоспособна. Так что у нас там даже есть свои инструменты для наблюдений. Их требуется лишь немного модернизировать.

«СП»: — Желаю вам когда-нибудь вернуться к своим телескопам в Южную Америку. Но скажите, что еще общего между планетами солнечной системы и планетами других звезд?

— Сейчас известно о 400 000 астероидах в солнечной системе. Среди них есть как сближающиеся с Землей, так и более далекие, двигающиеся между Марсом и Юпитером, и, наконец, есть еще более далекие, которые находятся за орбитой Нептуна. Некоторые из них по более вытянутым орбитам уходят в межзвездное пространство. Быть может у нас с чужими галактиками есть общие объекты, которые, изредка, то приближаются к Солнцу, то уходят в межзвездное пространство — к нашим соседкам.

Тем временем

В ночь на 21 и на 22 октября Земля будет проходить через пик метеорного потока Орионид, что обернется для землян красочным зрелищем — звездным дождем. Но он вряд ли будет интенсивнее августовского, когда к нам в атмосферу попадают так называемые Персеиды. Хотя астрономы отмечают, что на этот раз метеорный поток Орионид может находиться около пика своего 12-летнего цикла. То есть жители России смогут увидеть 14−31 ярких белых метеоров в час. Очень поможет наблюдателям обычный бинокль.

Скорость метеоров, с которыми те будут входить в плотные слои атмосферы — 66 км в секунду. Луна будет близка к новолунию и поэтому не сможет помешать наблюдениям. Посмотреть на падающие звезды смогут все россияне, за исключением жителей Калиниградской области.

Но на носу уже самый мощный и яркий звездопад — Леониды, который прольется совсем скоро, 17 ноября.