Что будет с теми, для кого Россия — единственный способ выжить?

До конца осенней сессии украинский парламент рассмотрит законопроект о роспуске местных советов Херсонской области и введении там «военно-гражданской администрации». Текст нового закон уже готов и подан в комитеты Рады. По сути, это аналог военного положения. Такое возможно лишь в зоне проведения «антитеррористической операции».
Кому нужна «зона АТО» на вроде бы мирной Херсонщине? Рядом — российский Крым, но не это главное. Майданные политики все громче кричат, что «местное население стремится в Россию». Лояльные режиму Порошенко чиновники пугают руководство скорым появлением Херсонской народной республики. Сами херсонцы откровенно говорят о своем отвращении к нынешней киевской власти. Похоже, угроза жестоких уголовных наказаний за сепаратизм людей уже не остановит. В Киеве поняли, что «вату придется жечь».
Уже третью неделю в регион идет массовая переброска украинских войск и военной техники. Резко усиливается оперативно-тактическая группировка «Юг». Колонны карателей движутся в тыл из-под донецкого Мариуполя. Тяжелую бронированную технику, в том числе САУ и БТРы, отправляют на южное пограничье с Мелитопольской военной базы № 3840, что в соседней Запорожской области.
Районные администрации просят жителей «сохранять спокойствие», «не распространять слухи и панические настроения». Многие убеждены, что армию перебрасывают для возможных провокаций на российской границе. Это кажется не таким страшным, чем зачистка «пророссийских элементов».
Что будет с теми, для кого Россия — единственный способ выжить?
Только в 6 октября в Херсонской области закончились широкомасштабные артиллерийские учения. Вместе с артиллеристами на места боевого сосредоточения вышла пятая танковая бригада из состава ОТГ «Юг». Днем и ночью на полигонах работали все артсистемы, эффективно уничтожавшие населенные пункты Донбасса. Боевые стрельбы проводились с применением 152-мм гаубиц Д-20, реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град», минометов калибра 82 и 120-мм.
Основной костяк прибывающих подразделений — уроженцы Западной Украины. Самой преданной и боеспособной считается недавно воссозданная 15-я отдельная механизированная бригада, окружившая Геническ. 15-я ОМБ сформирована из остатков батальонов, разгромленных в «зоне АТО». То есть, по киевской терминологии, «высоко мотивированные и профессионально подготовленные военнослужащие, которые получили боевой опыт на Востоке».
Сейчас галицийское наречие — «говирка», звучит по всем городам и селам Херсонщины. Кроме военных, южный край активно насыщается гражданскими новоселами-бандеровцами. Официальных данных нет, но по косвенным признакам сюда идет массовое переселение националистически настроенных галичан. Приезжие держатся обособленно и настороженно. Некоторые занялись курортным бизнесом. Остальные — якобы семьи военнослужащих, нигде не работают, однако не бедствуют, деньги явно есть.
Скадовск — известный херсонский курорт на черноморском побережье. Западенцев стало так много, что пришлось срочно открывать украинскую греко-католическую церковь. На днях в православном Скадовске освятили униатский храм Покрова Пресвятой Богородицы. Название не случайное. Организация украинских националистов — бандеровская ОУН* - считает праздник Покрова днем своего основания. На торжествах освящения нового греко-католического храма присутствовало два десятка священников-униатов и многочисленные «миряне» в камуфляже и вышиванках. Как писала местная пресса, люди из разных уголков Украины,
Вместе с посланцами Львовщины, Тернополя и Волыни южные территории заселяют «ветеранами АТО». Официально заявлено, что именно эти закаленные в карательных операциях бойцы смогут удержать контроль над неспокойным краем. «Ветераны» уже получили в собственность 605 земельных участков. Процесс продолжается, утверждены новые проекты землеустройства общей площадью более 2158 гектаров.
Свободной земли нет, значит, чернозем для АТО-шников приходится тупо «отжимать» у других собственников. Понятно, что настроение местных соответствующее. Грабят и бьют демобилизованных солдат, курочат мемориалы «хероев», в селе Широкая Балка вдребезги разнесли памятник Тарасу Шевченко. Еще один характерный настроенческий штрих — в области сорван план по набору в армию на контракт. Не набрали и половины от выписанного задания, даже учитывая сельскую нищету.
…Бескрайние томатные поля — символ и истинное богатство Херсонщины. Вернее, когда-то были богатством. Сегодня на огромных плантациях никому не нужные помидоры запахивают в землю.
Пожалуй, лучшие украинские кетчупы делал херсонский «Чумак». Предприятие было основано в далеком 1993-м молодыми шведами Йоханом Боденом и Карлом Стуреном. Их первое большое приобретение — консервный завод Скадовска. Кроме кетчупа, у «Чумака» отменные майонезы, консервация и растительное масло. Недаром компания стала первым поставщиком McDonalds на территории СНГ.
Увы, огромный российский рынок потерян. Основатель «Чумака», почетный консул Швеции Карл Стурен патриотично рассуждает о победе над «страной-агрессором», однако вынужден признать, что производство становится слишком проблемным:
— Выходить с украинской торговой маркой на Европу не имеет смысла, там уже есть свои торговые марки, которые давно созданы. Тем более, у нас название более украинское, не очень им понятное… Единственная возможность — работать под чьей-то торговой маркой или, скажем, с сетью, которая имеет собственную торговую марку. У компании «Чумак» остался завод в Скадовске. Было принято решение, что там не надо заниматься производством. Есть идея перепрофилировать объект под туристическую недвижимость.
Г-н Стурен явно завидует предпринимателю Сергею Сипко из корпорации Agrofusion. Пан Сипко единственный, кто смог пробиться на европейские рынки с томатной пастой-полуфабрикатом. Сдает пасту задешево на западные предприятия. Для украинского бизнеса это считается прибыльным делом.
Простые селяне назвали нынешнюю осень «помидорной катастрофой». Еще месяц назад везли томаты на оптовые рынки и отчаянно пытались предлагать хоть за копейки. Теперь поняли, придется пускать под плуг. Небывалый урожай до сих пор неубран, потому что землю дешевле перепахать, чем собрать и продать.
— Нет, нет у нас покупателей, — жалуется фермер Людмила Сиденко. - Оптовая цена томатов на поле меньше двух гривен, то есть вдвое ниже себестоимости. Рынок перенасыщен настолько, что и на такую мизерную цену желающих закупщиков немного.
Предприниматель Наталья Оксенюк из Волыни закупает херсонские помидоры прямо с поля. Берет лучшие по 1,80 грн (примерно 4,3 руб.), а в своем Ковеле продает оптом по 3,50 грн (примерно 8,5 руб). Но тоже сетует, что покупают плохо. «Раньше я возила несколькими фурами, несколько раз, а сейчас приехала бусиком. Безденежье кругом! Люди не имеют денег, мы не имеем сбыта», — говорит пани Оксенюк в интервью национальному телеканалу «1+1». Канал принадлежит олигарху Игорю Коломойскому.
В самый пик сезона херсонские фермеры сбывали урожай перекупщикам вообще за бесценок. «Кто на томатную пасту сдавал, кто выбрасывал, я уток дома кормил», — рассказывает местный житель. Такая же ситуация и с другими овощами. На опте завалы неимоверно дешевого болгарского перца, капусты, лука. Никто ничего не берет.
Зато чиновники одели рубахи-вышиванки и мудро советуют осваивать евро-стандарты, кооперироваться, искать покупателей в ЕС. «Для торговли с Евросоюзом нужны сертификаты. Получение сертификатов занимает минимум год. Мы всех просили переквалифицироваться, и кто услышал — перешел на технические культуры», — поясняет директор департамента агропромышленного развития Херсонской обладминистрации Александр Паливода.
Действительно, в Западной Европе востребованы украинские технические культуры — прежде всего рапс, подсолнечник и соя, которые очень быстро высасывают все силы из полей. Для них срочно строятся перевалочные портовые терминалы в селе Козацкое и городке Голая Пристань. У себя культивировать тот же рапс европейцы не хотят. Ведь такие посевы — гибель для земли.
Итак, сейте, хлопцы, генетическую сою от Monsanto Company и будет вам счастье. Скоро последний сельский дурачок поймет — не нужны европейцам отменные херсонские помидоры, перцы, баклажаны. Там своего добра некуда девать! Переизбыток продукции в других украинских регионах. Великие укры повсеместно перешли на натуральное хозяйство и кормятся своим. Зато хорошо помнит народ Херсонщины, как выгодно продавал урожай в соседний Крым. Сельскохозяйственный комплекс украинского юга изначально был сориентирован на обширнейший крымский рынок. Сезоны 2014−2015 годов вообще оказались супер удачными — полуостров перешел на российские цены и доходы херсонских фермеров выросли многократно.
Все кончилось ровно год назад, когда банды «правосеков» и отморозки запрещенного в России татарского меджлиса перекрыли кордон через Сиваш. Террористы-«блокадники» под автоматами остановили фуры и не дали сотням тысяч людей достойно жить и спокойно торговать. Трагический фарс нынешней осени — у пограничного моста на Чонгаре собралась две сотни бесноватых, чтобы отпраздновать первую годовщину блокады. «Повбивав би скажених собак!» — вот самый мягкий комментарий в адрес «активистов» от жителей самого Чонгара.
Следом за товарной блокадой были взорваны херсонские ЛЭП. Начался крымский блэкаут, неимоверно радовавший укро-нацистов. Однако на самом деле все это время Херсонщина продолжала подачу электроэнергию в Крым. Факт подтвердил первый зампред областной госадминистрации Вадим Чабан. По его словам, полного отключения допустить нельзя, иначе остановка гиганта химической индустрии завода «Крымский титан» может привести к огромной техногенной катастрофе — и украинское побережье Черного моря первым превратится в мертвую зону.
— Расцвет Херсонского края будет лучшим шагом к возвращению Крыма в лоно Украины! — вполне серьезно заявил народный депутат, первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Александр Спиваковский. Солидная публика собралась в Новой Каховке на IХ Международном инвестиционном форуме «Таврийские горизонты». Пан Спиваковский буквально спел осанну приграничной области, которая «может стать транспортным хабом или туристической Меккой».
Украина затребовала у США статус особого союзника вне НАТО и средства ПВО
На форуме горячо рекомендовали херсонцам браться за ветроэнергетику, солнечную энергетику и переработку биомассы. Особенно интересна биомасса. Тезис прост: «украинцы имеют 35 млн. га вспаханной земли. Если сжигать одну треть всей соломы, которая в поле, можно будет заменить в качестве энергоносителя 20 млрд. кубов газа. А эта цифра — фактически весь импорт из России…»
Остается ответить на вопрос — как долго можно существовать всей этой горячечной фантасмагории? «Вместо газа будет топить соломой», — помнится, обещала Юлия Тимошенко, усевшись в премьерское кресло после «Оранжевой революции». Самостийной державе хватило пяти лет, чтобы понемногу прийти в себя.
Однако тогда не было пяти миллионов «нелегальных» стволов в руках карательных батальонов. Нынешняя «революция гыдности» оказалась куда как страшней. Инициаторам введения военно-гражданской администраций солома еще пригодится.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.