Сегодня утром на электронную почту нашей редакции пришло письмо, в котором сотрудники телеканала «7ТВ» обращались за помощью.
«Мы честно проработали на отечественном телевидении не один год, — говорится в письме. — Но на сегодняшний день мы столкнулись с противоправными действиями нового руководства телеканала — команды генерального директора Константина Лиходедова.
Собственники и руководители, пришедшие к управлению в сентябре 2009 года, начали свою деятельность с массового увольнения специалистов. Всего за месяц у нас потеряли работу более 250 человек. При этом, законная процедура сокращения штатных сотрудников была изначально подменена принуждением персонала к подписанию заявлений о добровольном увольнении.
Ссылки новых управленцев на экономию средств и на смену формата телеканала не выдерживают критики. Информационные, спортивные и познавательные передачи (в сетке вещания, по сути, общероссийского канала) замещены чисто коммерческими программами и архивными материалами. А говорить о недостатке средств после столь массовой и дешевой для работодателя «чистке» штата — как минимум абсурдно.
Естественно, что со своей стороны мы будем предпринимать все доступные и законные способы самозащиты, включая обращение в суд. Однако, наш процесс цивилизованного увольнения может завершиться гораздо быстрее и безболезненнее, если команда новых собственников и руководителей канала в полной мере осознает законодательную и общественную ответственность своих противоправных действий.
Котоврасов Вячеслав, Иванов Эдуард, Пиганов Арсений, Козырев Кирилл, Ананина Яна".
Вот что рассказал «СП» по телефону сменный ответственный продюсер выпуска Новостей телеканала «7ТВ» Вячеслав Котоврасов.
— На нашем телеканале происходят невообразимые вещи. Отвечавшие за регулярные выпуски спортивных новостей, с 1 октября практически лишились возможности заниматься своими обязанностями. Потому что программу закрыли. Нас просто собираются выкинуть на улицу. С канала уже уволено около 300 человек. Людей просто вызывали, говорили о сложной финансовой ситуации и предлагали уйти. При этом, давали только по одному месячному окладу.
Отвергнув предложенный гендиректором Константином Лиходедовым вариант увольнения «по соглашению сторон», мы столкнулись с угрозами и целенаправленной задержкой текущей зарплаты. При этом с уже уволенными сотрудниками канал рассчитался вовремя. Как я уже сказал, люди, которые согласились уволиться, получали только по одному окладу. А по Трудовому Кодексу необходимо официально провести сокращение штатов. Это означает, что два месяца нам должны платить зарплату, а «на выходе» дать каждому по два месячных оклада. Но руководство телеканала и слышать не хочет об этом.
Сейчас оставшийся персонал фактически ликвидированных отделов ежедневно подвергается психологическому давлению. К настоятельным уговорам и задержке оплаты труда добавляются унизительные проверки и выдуманные служебные задания, никак не связанные c оговоренными в Трудовом договоре обязанностями. Например, заставляют писать бумаги, в которых мы должны описать свой план работы на ближайший месяц. То есть, ищется повод для увольнения, а не для цивилизованного расставания.
Ситуация, мягко говоря, неприятная не только для сотрудников, но и для зрителей, для болельщиков. Ведь именно телеканал «7ТВ» стал в свое время первым спортивным каналом в России.
По слухам, главная причина, почему телеканал отказывается от спорта — стоимость самих прав на трансляции. В этом году она выросла в 10 раз. А кроме стоимости самой трансляции необходимо содержать персонал и оборудование. При этом руководство телеканала хочет оставить порядка 50−60 человек. Что в 7−8 раз меньше, чем было.
Впрочем, от смены политики руководства пострадал не только «7ТВ». Так, Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) приняла решение с января 2010 года переформатировать телеканал «Спорт». На его базе будет создан канал с условным названием «Россия-2», ориентированный на молодежную аудиторию.
Рассказывая о новом проекте гендиректор ВГТРК Олег Добродеев заметил, что «этот канал будет адресован иной аудитории, чем аудитория телеканала „Россия“. Это будет более молодая, активная, я бы даже сказал, жесткая аудитория».
Объясняя принятое решение, Добродеев отметил уменьшение количества прав на спортивные трансляции. Кроме того, цены на приобретение прав трансляции даже не слишком популярных соревнований выросли в четыре-пять раз.
Окончательное решение по названию телеканала, а также по его графическому оформлению еще не принято. Но до конца ноября все должно проясниться окончательно
Напомним, что «Спорт» в июне 2003 года заменил в сетке вещания телеканал ТВС, последний федеральный канал, не находившийся под государственным контролем. Министерство печати тогда объяснило свои действия по отключению ТВС защитой интересов зрительской аудитории.
Выбор же телеканала «Спорт» был обусловлен рядом причин и, прежде всего, его социальной функцией — пропагандой здорового образа жизни и возрождением интереса к спортивным мероприятиям. Да и тогдашний президент России Владимир Путин сказал, что в нашей стране необходимо развивать массовый спорт. А сделать это без спортивных телеканалов практически нереально.
Но прошло время и приоритеты, наверное, сменились. И, похоже, спортивное телевидение останется лишь на платных спутниковых телеканалах…
Послесловие
Большую часть дня 22 октября руководство телеканала было недоступно для комментариев. Лишь после того, как материал был размещен на сайте «Свободной Прессы» в редакцию позвонила Юлия Гончаренко, представившаяся пиар-директором телеканала «7ТВ». Приводим ее оценку складывающейся конфликтной ситуации:
— Сокращение работников на телеканале проходит в полном соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Никто никого противозаконно за дверь не выставляет. И еще один момент. Называть «7ТВ» чисто спортивным каналом некорректно. Потому что он не ведет футбольных, хоккейных и других популярных среди болельщиков трансляций. Нельзя также говорить о каком-то полном переформатировании телеканала. Все программы, популярные у наших зрителей, останутся в эфирной сетке. Сейчас наша первоочередная задача — сделать телеканал популярным и привлечь рекламодателей.