18+
четверг, 27 июля
Общество

«Золотой костыль» вбивали БАМу «в гроб»

Четверть века назад, 27 октября 1984 года, официально завершилось строительство Байкало-Амурской магистрали

  
778

Накануне 25-летнего юбилея окончания строительства БАМа Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) неожиданно задался странным на первый взгляд вопросом: следует ли вообще осваивать восточные регионы и готовы ли наши сограждане поработать в Сибири и на Дальнем Востоке?

Опрошенные россияне ответили, что в Сибири и на Дальнем Востоке сначала должны быть созданы все условия для постоянной, а не сезонной жизни. Другими словами, работа на стройках Восточного региона потеряла былую славу и популярность. Всего 20 процентов опрошенных готовы ехать строить «новый БАМ» не по велению сердца и зову романтики, а за хорошую зарплату. При этом 22 процента высказали категорический отказ — «ни за какие деньги!»

Парадоксы романтики

Вообще парадоксы романтики 70-х вряд ли будут понятны современному россиянину, которому сегодня до 30 лет. Например, «золотой костыль», который якобы 25 лет назад вколотили в некую бамовскую шпалу в ознаменование окончания строительства, сегодня хранится в Историческом музее Москвы. Да этот костыль и не золотой вовсе, а — из пластмассы. И изготовили его отнюдь не для того, чтобы вбивать, а к… 70-летию Леонида Ильича Брежнева в 1976 году — за восемь лет до того, как поезда, действительно, пошли по БАМу.

И вот — 25-летие «золотого костыля». Но, похоже, РЖД не намерены этот юбилей широко отмечать, поскольку совсем недавно, в июле 2009 года, пышно отметили 35 лет высадки в сибирской тайге первого десанта строителей Байкало-Амурской магистрали. Тогда были даже пущены два поезда в Комсомольск-на-Амуре: один — из Хабаровска, другой ему навстречу — из Иркутска. На смычку прибыло несколько десятков первостроителей БАМа.

Что сегодня из себя представляет Байкало-Амурская магистраль, спустя четверть века после сдачи? Корреспондент «Свободной Прессы» попытался ответить на этот вопрос.

Бросить бы все — да на материк!

Рассказывает один из первых строителей БАМа Игорь Викентьевич Федик, экс-глава поселкового совета Нового Ургала:

— В начале 70-х, здесь была целина — ни одного строения. И вот прибыл поезд со строителями с Украины. Я отправился их встречать. Захожу в вагон и говорю: «Привет, хохлы». Чувствую, в вагоне повисла напряженная тишина. Ну, думаю, будут бить. Поэтому постарался опередить неприятные для себя события. Быстро говорю: «Ребята, я сам хохол». Вижу, мужики стали оттаивать. Потом мы подружились… Морозы здесь в конце ноября зашкаливают за 30 градусов, но первых бамовцев выселили из вагонов прямо в чистое поле. Никто из начальства и не подумал, где будут жить люди. Мне пришлось дозваниваться до министерства и умалять, чтобы пассажирские вагоны, на которых они приехали, оставили в качестве жилья. В министерстве дали «добро». Строители жили в вагонах до весны, а к тому времени уже и бараки построили.

Сегодня на восточном участке БАМа многое изменилось, но вот железнодорожные составы, перевозящие грузы — редкость, за сутки проходит в среднем четыре-пять составов. Данное обстоятельство у бывших бамстроевцев вызывает скептичные улыбки: ради чего мы тут ломались много лет?

Уже много лет легендарная магистраль не работает в полную силу, а когда заработает — никто не знает.

Юлия Котенкова живет на одной из бамовских станций в поселке Джамку.

— Скучно тут у нас, — говорит Юлия, работающая дежурной по станции. — Нет ни дорог, ни связи. Телефонную станцию не ставят, говорят, что не рентабельно, хотя у нас в поселке живет 780 человек. Почему? Без связи очень плохо, ведь я и мои подруги учимся заочно в Дальневосточном университете путей сообщения, в Хабаровске.

«СП»: — А как с зарплатой?

— Получаем мы неплохо, по 30−40 тысяч рублей в месяц. Но коммунальные платежи, которые доходят до 10 тысяч рублей, не дают расслабиться. К тому же у меня двое детей. Муж умер, поэтому живем на одну зарплату…

«СП»: — Есть желание уехать с БАМа?

— Конечно! Даже писала заявление начальству о переводе куда-нибудь, но предлагают еще большую дыру…

— Вы думаете только у нас такая обстановка? — вступает в разговор другая жительница поселка Джамку Юлия Костылева. — Ближайшие станции — Амгунь, Герби и другие тоже находятся без связи и без дорог. Кроме того, у нас очень дорогое отопление, так как уголь привозят издалека.

Эти слова вызывают большое удивление, ведь БАМ строился еще и для того, чтобы добраться до гигантских угольных месторождений. Впрочем, тут такие расстояния, что слово «далеко» — самое распространенное.

— От станции, на которой мы живем, — продолжает Юлия Костылева, — до ближайшего крупного поселка Постышево — 175 километров, а в другую сторону до людей — все 320. Пассажирский поезд раз в сутки катит в одну сторону, а на следующие сутки — в другую. Поездка на «материк», как тут выражаются, занимает 5−7 часов…

Впрочем, и без жалоб нынешних обитателей БАМа видно, что главные проблемы — безработицу и переселение людей из ветхого аварийного жилья в нормальное — никто не решил и не решает. Сегодня при въезде в Тынду на фоне сопок, окружающих город, хорошо просматриваются приземистые серые бараки. Их ставили 35 лет назад, как временное жилье для строителей БАМа. Увы, они до сих пор обитаемы.

Когда же БАМ избавится от бараков-времянок? Ответа нет.

Чиновники успокаивают…

11 июля 2009 года на пресс-конференции в Тынде, посвященной 35-летию начала строительства, губернатор Амурской области Олег Кожемяка в сотый раз посетовал, что ветхое и аварийное жилье является огромной проблемой БАМа, а в бараках все еще проживает шесть тысяч человек.

— Но, — заверил губернатор, — в настоящее время прорабатывается стратегия, согласно которой в 2011 году начнется строительство жилья для бамовцев в Иркутской области, Бурятии и Амурской области.

Говорил он и о нехватке на БАМе квалифицированной рабочей силы. Правда, президент РЖД Владимир Якунин успокаивал:

— Специально для прибывающих на магистраль людей уже строится технологическое жилье. Отхлебнувших настоящей работы мы отправляем на учебу, в том числе за границу…

Возможно, это и так, но из беседы с молодыми женщинами из Джамку становится понятно — скоро разбегутся последние молодые, поскольку «кадровая политика» больше проводится на словах.

Справка «СП»

БАМ протянулся от Тайшета до порта Советская Гавань — по территориям Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Общая длина трассы — 4324 км. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом к Тихому океану.

В 2007 году ОАО РЖД разработало стратегическую программу развития БАМа до 2020 года: пессимистичный сценарий предполагает рост объема перевозок грузов в порты Ванино и Советская Гавань до 30 миллионов тонн в год, оптимистичный — до 53 миллионов. Программа РЖД предусматривает усиленное развитие оконечности БАМ-Ванино-Совгаванский со строительством угольных терминалов. Предполагается рост пассажирооборота с нынешних 2,4 млрд пассажирокилометров до 2,8 млрд в 2020 году. В ценах 2006 года программа развития БАМа оценивалась от 247,3 млрд до 317,2 млрд. Бамовцы очень надеются, что эти планы когда-нибудь осуществятся.

Тында,

Амурская обл.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня