В России сейчас стало очень модным воевать с коррупцией, правда, трудно понять — кто коррупционер, а кто борец. Еще труднее догадаться, что стоит за победными реляциями об арестах взяточников и казнокрадов - то ли «борьба за план», то ли сведение счетов. Председатель Комитета по конституционному законодательству Думы Виктор Илюхин по этому поводу сказал:
— В регионах высокие чиновники всерьез обсуждают, кого сдать сегодня, кого принести в жертву, дабы отчитаться перед федеральным центром, что мы ведем активную борьбу с коррупцией…
Вот, например, сейчас в Генпрокуратуру передано дело подполковника милиции заместителя начальника Ростовского РОВД (Ярославская область) Вячеслава Васикова. В начале года его арестовали по обвинению в превышении должностных полномочий, а уже в июле его жене привезли из СИЗО труп и сказали, что подполковник наложил на себя руки.
Об аресте Вячеслава Васикова, рассказали все СМИ страны. Федеральные телеканалы представили дело, как большую победу следственных органов в борьбы с коррупцией. А вот сообщение о том, что подполковник в конце июля 2009-го повесился в ярославском СИЗО — прошло только по местным СМИ.
Между тем, в РОВД Ростова Великого свое отношение к аресту Васикова выразили однозначно: похоронили его не как обвиняемого, а как заслуженного кадрового офицера — с почестями и оружейным салютом. Говорят, что таких многолюдных похорон Ростов не видел давно: очень много людей захотело проститься с подполковником Васиковым. Пришла даже мэр города Надежда Соколова, местные депутаты, приехали коллеги из соседних райотделов. Гроб с телом был установлен в здании РОВД — в зале для оперативных совещаний. Плакали все, даже суровые мужчины с орденами на груди, полученными за Чечню.
— Слава, — говорили они, держась за гроб, — таких людей как ты больше не будет…
При этих словах жена офицера Светлана Васикова упала в обморок.
— Не позволю повесить на погибшего мужа всех собак, — говорит она мне очнувшись - Буду стучаться во все двери и добиваться справедливого рассмотрения дела хотя бы для того, чтобы на примере Вячеслава Ивановича люди увидели, как работают наше следствие и суд…
Между тем, следственный комитет Ярославской области уже готов было передать дело умершего в СИЗО Васикова в суд, но областная прокуратура возвратила его на доследование. СК постановление прокуратуры обжаловал, и дело несколько дней назад вынуждена была забрать Генпрокуратура России.
Версия следователя
Дело Вячеслава Васикова вел следователь по особо важным делам ярославского СКП Петр Федоренко. Он утверждает, что подполковник со своими подчиненными добывал рыбу «в промышленных масштабах» и сдавал ее в рестораны.
1 марта этого года его задержали по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями. Состояло оно, по версии следствия, в том, что Васиков, в чьи обязанности входила борьба с браконьерами, промышлявшими на озере Неро, выезжая на место со своими подчиненными, попросту снимал «черные» сети. Ни административное, ни уголовное дела при этом не возбуждались, а сети и рыба, опять же по версии следствия, делились между милиционерами. Вот и 1 января он выехал на озеро вместе с участковым Прядкиным. Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, им достался «улов»: щука — 10 штук, судак — 15, окунь — 4. Всего на сумму 6 343 рубля…
— Попал я с этим делом, — сокрушается Петр Федоренко. — Если бы чуть раньше это случилось (самоубийство подполковника. — Авт.), то смерть была бы на совести Ростовского СКП, задержавшего Васикова. Чуть позже — на совести суда.
Спрашиваю у Федоренко: почему Васикова не выпустили под подписку о невыезде хотя бы после того, как он написал рапорт об увольнении со службы? Ведь он никуда не убежал бы — здесь у него семья, мать…
— У него тяжелые составы — он на свидетелей давил, пытался замять дело, для этого документы подделывал, поэтому я не мог его выпустить, — говорит следователь.
Рыба на 6 тысяч рублей — тяжелые составы? За те полгода, что шло следствие, следователь Петр Федоренко встретился с подполковником всего два раза, при этом количество рыбы, инкриминируемой Васикову, увеличилось до… 1,7 тонны, а сумма ущерба до 242 000. Следователь оценил каждую икринку, что могла появиться от той рыбы, которую, якобы, украл Васиков во время нереста и вырасти в большую рыбу.
…По постановлению следователя, судьи продлевали Васикову заключение под стражей снова и снова. Надежда появилась один раз, когда очередной судья Ростовского районного суда, это был Н.В.Камчатников, увидев дело подполковника, воскликнул:
— За что сидит Васиков? Не вижу оснований…
— Но потом он зачем-то вышел из комнаты, — рассказывает жена подполковника Светлана Васикова. — А когда вернулся, его настроение было другим. И мужу снова продлили стражу. Может, на судей влияло то, что мама следователя Федоренко — заместитель председателя областного суда и председатель Совета судей? — предполагает Светлана.
Версия сослуживца
— Ничего не понимаю в этой истории, — говорит заместитель начальника РОВД Наталья Каменская. — У нас по приказу начальника РОВД была создана группа по пресечению браконьерства, там стояли конкретные фамилии, и Васикова в том числе. 1 января Вячеслав Иванович был дежурным по РОВД. Видимо, поступило сообщение, что на озере неизвестный ловит рыбу. И они с участковым Прядкиным, выехали. А потом к нам в течение двух месяцев все время приезжали сотрудники управления собственной безопасности… Как раз по тому выезду от 1 января.
Версия рыбинспектора
Офис ростовского рыбинспектора Владимира Голубева, сыгравшего решающую роль деле Васикова, находится на берегу Неро. Здесь же раскинулся пивной шатер, принадлежащий его жене-предпринимателю.
В Ростове судачат, что в вотчине Голубева браконьеры чувствуют себя, как рыба в воде. а Васиков с этим пытался покончить. Ну, и нарвался. Как бы то ни было, их отношения идеальными не были.
— Я когда появился здесь, — рассказывает Голубев, — Васиков как-то странно к моему появлению отнесся. Спрашивал: что там за липовый инспектор ездит?
1 января Голубев очень проворно оказался на озере около Васикова с Прядкиным, причем, с видеокамерой в руках.
— Как это вы так быстро в праздничное новогоднее утро в ружье поднялись? — спрашиваю Голубева. Он отводит глаза к окну:
— На льду люди были, они мне позвонили…
Заснятые рыбинспектором материалы фигурируют в уголовном деле как одно из главных доказательств вины подполковника.
Версия начальника управления собственной безопасности
— Вадим Анатольевич, — спрашиваю начальника управления собственной безопасности УВД области Иванова, — зачем закрутили так жестко с Васиковым? Семья, подчиненные подполковника, у которых проводились обыски, говорят, что ваши сотрудники вели себя в этой истории хамски, нагло и презрительно. Поговорили бы с Васиковым для начала…
— Перевоспитывать его было поздно, — сурово ответил Иванов. — Никакого раскаяния там не было.
Версия сослуживца
Судя по всему, с доказательствами вины подполковника и «организованной им бандгруппы» у следствия было туго. Замах, как говорится, был на рубль, а удар выходил на копейку. Поэтому параллельно надавило на подчиненных Васикова управление собственной безопасности УВД, разрабатывавшее дело. Один из сослуживцев Васикова рассказывает:
— УСБ увезло меня в Ярославль, велели надеть гражданскую одежду, паспорт взять. Держали целый день. Шесть раз надевали наручники и выводили во двор, делая вид, что все, повезли в СИЗО. Смеялись, что я напрасно выгораживаю «ублюдка-подполковника», он, говорили, уже весь в соплях показания дает…
Версия адвоката
Накануне самоубийства Вячеслав Васиков сказал жене, хлопотавшей за него: «Они отняли у меня все — семью, уважение людей, работу. Ты борешься с ветряными мельницами».
— Моральное состояние Васикова было до крайности подавленным, — подтверждает адвокат Александр Овсяников. — Произвол с продлением срока содержания под стражей породил в нем полное неверие в возможность законного и справедливого разрешения его дела. У него сформировалось убеждение, что ни его доводы, ни фактические обстоятельства дела, ни требования закона будущий суд во внимание не примет. Я считаю, утрата веры в справедливость и стала причиной самоубийства Васикова.
«Пойду к бандитам»
…Обшарпанная многоэтажка в 1-м микрорайоне Ростова Великого, скромная двухкомнатная квартира Васиковых. Падчерица подполковника Маша Каретникова без конца хватается за сигареты, а вдова Светлана Викторовна очень старается не плакать, но у нее это плохо получается:
— Муж проработал в милиции больше 30 лет, и я всегда думала, что есть закон. Никогда не советовала людям идти за правдой к бандитам — только в милицию. Теперь, если меня обидят, наверное, побегу к бандитам.
Ярославская область
Фото [*]