Кто сильнее, тот и прав

Сергей Падалкин о тюремных понятиях в подростковой и молодёжной среде

  
4574
Кто сильнее, тот и прав
Фото: DPA/TASS

На заседании Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Путин обещал помочь педагогам и общественникам в борьбе с распространением тюремной субкультуры в школах. Об этой проблеме главе государства рассказала председатель Совета добровольцев России Яна Лантратова. По её словам, существует система, с помощью которой у детей вымогают деньги. Мне сразу вспомнилась российская армия. Вот уже где царит настоящая тюремная субкультура, победить которую практически невозможно.

О неуставных отношениях в армии говорят много и давно, с ними пытаются бороться, но безрезультатно из-за понятий, которые распространены в армейской среде. Старослужащие или контрактники отбирают у солдат деньги, зарплатные карточки, мобильные телефоны. Одни военнослужащие заставляют других выполнять различные физические упражнения или унизительную работу, подвергают их всевозможным пыткам. И это стало обыденностью в российской армии. Солдат терпит, лишается материальных ценностей, теряет здоровье, но за помощью не обращается. Причин такого странного для нормального человека поведения несколько. И в первую очередь, это как раз боязнь нарушить армейские «понятия», придуманные теми, кто занимается произволом в отношении солдат, укрепляя эти самые понятия из года в год. Главный принцип — нельзя сдавать своего обидчика. То есть нельзя жаловаться. Если ты слабее своего обидчика и не можешь дать сдачи, то тогда терпи. Кто сильнее, тот и прав. Этот принцип всецело распространяется на армейскую жизнь.

Цивилизованное общество так не живёт. Ну, представьте себе, что было бы, если бы эти «понятия» действовали в семье или трудовом коллективе. Если бы к вам в квартиру залез вор, обчистил всё, а вы не стали бы обращаться в полицию из-за неких «понятий». Бред же. А в армии такие порядки вполне приемлемы. В одной из воинских частей, где я служил, был такой случай — солдату срочной службы после избиения его сослуживцами, удалили селезёнку. В прокуратуре он утверждал, что упал с лестницы. В результате он стал инвалидом, а те, кто его избивал — остались безнаказанными и спокойно демобилизовались. Кем в этой истории является потерпевший солдат? Дураком или героем, оставшимся верным «понятиям»? Вопрос, как говорится, риторический.

А сколько солдат возвращаются домой в цинковых гробах? По разным оценкам, около 30 процентов гибели военнослужащих происходит из-за несчастных случаев: ДТП, неосторожного обращения с оружием и т. д. Ещё примерно треть умирает от заболеваний. И почти треть заканчивают жизнь самоубийством или умирают в результате избиения. И только два процента гибнут при исполнении воинского долга.

Ещё одна важная причина, по которой солдат не обращается за помощью в случае проявления неуставных отношений — это боязнь того, что от его обращения не будет никакого толка или будет ещё хуже. Зачастую бывает и так, но в целом, практика показывает обратное. Тут главное знать, к кому нужно обратиться за помощью. Необязательно рваться на приём к командиру части или бежать с заявлением в прокуратуру. Иногда достаточно поговорить с батальонным психологом или заместителем командира батальона по работе с личным составом. Как правило, это люди нормальные и они смогут помочь.

Когда я служил в Таджикистане, со мной в санчасти лежал один такой солдат, который очень уж уважал армейские «понятия», потому что любил «отжимать» у тех, кто послабее деньги и мобильные телефоны. Когда я ему сказал, что эти «понятия» ничего не стоят, он чуть дар речи от удивления не потерял. Пришлось мне ему про другие понятия рассказывать. Одно дело, когда ты товарища своего «сдал», а другое дело, когда пожаловался на то, что у тебя отняли телефон. Нельзя быть жертвой, всегда надо давать отпор. Словами, силой, действиями.

Но вернёмся к началу статьи. Если тюремная субкультура уже добралась до школы, то это действительно, как говорит Яна Лантратова, страшно.

«В тюрьме сидит человек, и у него есть свои „смотрящие“ на воле, и связываются, в том числе с детьми, с подростками в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки. И детей, и подростков заставляют сдавать на так называемый общак для зоны. В случае если ребёнок не может сдать деньги или отказывается совершить какое-либо преступление, он попадает в разряд так называемых „опущенных“ — у него своя парта, своя посуда, в ряде случаев таких детей бьют или насилуют» — заявила на заседании Совета Яна Лантратова.

Вы только вдумайтесь в это заявление! Как такое вообще стало возможным? «Опущенные» в школе! Сложно говорить о масштабах этой проблемы. Но раз об этом рассказывают президенту, значит, это не единичные случаи.

Мы ведь совсем не заметили, как тюрьма прочно вошла в нашу жизнь. Люди, сидящие по ту сторону «колючки», оказывают просто колоссальное влияние на свободных людей. Тюремные понятия становятся нормой даже в подростковой среде.

Несколько лет назад мне один мой ещё школьный знакомый рассказал историю о том, как живут подростки в одном из детских домов в Пензенской области. У меня волосы дыбом встали.

Воспитатели зачастую боялись воспитанников. Дети ходили пьяные в школу, наркомания была повальная. Драки, кражи, унижения стали обыденными явлениями в этом детдоме. Любая новенькая девочка старше 13 лет насиловалась. Воспитатель при этом запирался в своей комнате. Контроля за воспитанникам вообще никакого не было. Муж директора детдома работал в милиции, в отделе по делам несовершеннолетних. Все происшествия в детском доме проходили через него, поэтому бороться с этим не было никакой возможности.

При этом разгул коррупции был страшный. Почти всё новое, что закупалось для детдома, отправлялось к директору домой. К примеру, привозят новые шторы, директор уносит их себе, а из дома приносит свои.

Мы хотели сделать материал для газеты, но ничего не вышло. Нужны были доказательства, иначе завтра в редакцию пришли бы из прокуратуры. А в детском доме понятия посильнее, чем в армии. Из воспитанников явно никто ничего не скажет, а среди воспитателей рука руку моет. Эта тема так и осталась в разговоре. Через пару лет директора детдома обвинили в мошенничестве и растрате. По данным следствия, она устроила на работу двоих человек, которые по факту не работали, и похитила имущество учреждения на сумму около 30 тысяч рублей.

Директора, конечно, поменяли, но проблемы остались. Пьянство, наркомания, изнасилования, кражи среди воспитанников детского дома никуда не делись. И ведь тоже никто не заявит в полицию, потому что боятся и не верят, что можно, что-то изменить.

Вот это страшно. Потому, что дети, молодёжь — это будущее нашей страны. А я не хочу, чтобы наша страна жила по тюремным понятиям. Советская система воспитания и образования растила здоровых и образованных граждан своей страны. После революции за несколько лет Дзержинский смог победить детскую беспризорность, а такие педагоги, как Макаренко, смогли воспитать из вчерашних малолетних бродяг достойных сынов отчизны. Детей в СССР называли самым привилегированным классом. Для них были созданы все условия — всем хватало места в детских садах, спортивных секциях, творческих кружках, домах пионеров, детских оздоровительных лагерях и санаториях. И воспитывались советские дети на хороших книжках и добрых мультфильмах…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня