В минувший четверг на ежегодном заседании Совета по правам человека президент РФ Владимир Путин подверг резкой критике компетентность работников судебной системы. «Вы совсем с ума сошли, что ли?» — жестко спросил президент с судей, реагируя на попавшее ему в руки весьма странное постановление одного из судебных органов.
Такая президентская оценка деятельности некоторых служителей Фемиды вполне соответствует тому, что происходит с иными решениями судей, которые при рассмотрении семейных споров периодически выносят странноватые вердикты об оставлении детей психически нездоровым матерям. Гражданские активисты в Москве уже начали работу над составлением списка судей, выносивших такие решения, которые ставят под удар жизнь и здоровье детей. Как сообщали СМИ, такого рода решения выносили ряд районных судов Москвы и Мосгорсуда, при этом назывались фамилии судей А.Мироновой, Н.Вишняковой, О.Казаковой, И.Ефимовой, которые работают под началом председателя пятого судебного состава Мосгорсуда Л.Сергеевой.
Проблема зашла так далеко, что на нее отреагировали известные в стране чиновники, политики и общественники. Уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова предложила обязать врачей оповещать органы опеки о психически нездоровых матерях, чтобы избежать трагических последствий при угрозе жизни и здоровью ребенка. Одновременно в России предлагается создать реестр лиц, страдающих психическими расстройствами: такая инициатива, по сообщениям СМИ, уже рассматривается правительством. Планируется, что единый реестр лиц, страдающих психическими расстройствами, будет разработан в рамках государственно-частного партнерства, а база данных позволит сделать информацию об историях социально опасных душевных болезней доступной и предотвратить множество печальных инцидентов, в том числе связанных с детьми.
Детский омбудсмен, правительственные чиновники и общественность не зря бьют тревогу: психически нездоровые матери, которым при разводах через суд удалось оставить себе детей, все чаще применяют к ним насилие. Статистика нападений сумасшедших матерей на детей является закрытой, поскольку обнародование такой информации вызвало бы настоящий шок и множество вопросов к нашему и без того не отличающемуся доверием граждан правосудию. Но и те трагедии, сообщения о которых просачиваются в СМИ, вызывают настоящую оторопь. Вот лишь последние случаи из этого скорбного списка, вызвавшие повышенный общественный резонанс. На днях в Подмосковье женщина нанесла двухлетней дочери несколько ножевых ранений. 32-летнюю мать доставили в Покровскую психиатрическую больницу с предварительным диагнозом «шизофрения». В Мурманской области еще одна психически больная 33-летняя мать нанесла серию проникающих ударов шариковой ручкой своим сыновьям 2011 и 2015 годов рождения в область головы и грудной клетки. Услышав крики детей, соседи вызвали полицию. Однако экспертиза установила, что жительница Североморска страдает хроническим психическим расстройством, поэтому в момент преступления не осознавала характер и общественную опасность своих действий и не могла руководить ими. Ожидается, что суд направит женщину на принудительное лечение.
В Оренбургской области психически больная мать прятала и истязала свою малолетнюю дочь. Скандальная история стала предметом обсуждения на совещании у заместителя главы Орска по социальной политике Елены Абузяровой.
Вот что написал в связи с этим в своем Twitter бывший детский омбудсмен Павел Астахов: «Анализируя случаи причинения вреда, вплоть до гибели, своим детям психически нездоровыми родителями, становится ясно: необходим надзор! Ради безопасности жизни и здоровья детей психически нездоровые родители должны быть на особом контроле органов опеки и попечительства. Убийства детей в Нижнем Новгороде, Иркутске, Подмосковье, избиение в Лабытнанги психически больными родителями, ЧП в Москве доказывают такую необходимость». Между тем, как выясняется, ситуация с участившимися случаями агрессии психически неполноценных матерей в отношении своих детей еще в начале этого года обсуждалась в закрытом режиме в комитете по безопасности Госдумы РФ. Депутаты тогда обсудили возможность установления особого надзора над родителями, имеющими психические нарушения, но дальше деклараций дело не пошло. Хотя научный сотрудник отдела судебно-психиатрической экспертизы ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Ольга Русаковская даже подготовила специальную работу с названием «Судебно-психиатрическая экспертиза родителей, страдающих психическими расстройствами».
Однако, чем дальше прогрессирует нездоровая ситуация, тем становится все более очевиднее, что решать проблему необходимо с изменения практики судов, которые выносили легкомысленные вердикты об оставлении детей с заведомо психически больными матерями. Но пока что отдельные служители Фемиды игнорируют усилия, предпринимаемые правительством, детским омбудсменом Кузнецовой и закрывают глаза на трагическую статистику и на мнение общественности. Спору нет: Фемида должна принимать решения с завязанными глазами, строго по закону и объективно. Однако главный закон в делах о семейных спорах в том и заключается, чтобы не навредить ребенку, а объективность вердикта должна выстраиваться с учетом медицинских документов, предоставляемых суду. Если же судьи отмахиваются даже от справок из психбольниц и все равно отдают детей матерям-шизофреничкам, то это уже клинический парадокс самой судебной системы или той ее части, которая специализируется на семейно-детских делах. Дима Яковлев, по имени которого был назван закон о защите российских детей от иностранных психопатов, не подал бы руки таким судьям. Вслед за президентом РФ Дима сказал бы таким судьям «Вы что, совсем с ума сошли, что ли?»
Вмешательство в нездоровую ситуацию правительства и уполномоченного по правам ребенка ясно свидетельствует о том, что далее так продолжаться не может, а значит, незамедлительно необходимы разъяснения Верховного Суда РФ нижестоящим судам. Руководство судебной системы должно подробно растолковать своим сотрудникам, чем им следует руководствоваться при вынесении решений о передаче детей тому или иному родителю. Похоже, что без такой точечной настройки отдельных служб российской Фемиды ситуация будет пробуксовывать, а дети страдать от психически нездоровых матерей.