Предпринимаемые в России меры по увеличению собираемости налогов нередко носят декоративный характер. Похожая судьба может ожидать и планируемое после 2018 года ограничение наличных расчетов для населения. По мнению депутатов «Единой России», порог, выше которого возможны только безналичные расчеты, должен на порядок превосходить среднюю зарплату в стране. Автор инициативы — Минфин, солидарен с таким подходом. Однако очень высокая планка нивелирует эффект от нового закона и создает лазейку для использования «черного нала».
О том, что государству следует ограничить использование наличных денег при совершении крупных покупок, министр финансов Антон Силуанов говорил на съезде правящей партии в минувшие выходные. «Это правильно, это элемент „обеления“ экономики. За счет этого инструмента можно было бы собрать больше налогов, сделать экономику более прозрачной», — пояснил министр свою идею. Позже его поддержал коллега из Минтруда. «Очень правильное решение. Где вы за границей купите что-то дорогое за наличные? Там 500 евро негде разменять», — заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.
При этом ведомство Силуанова никуда не торопится. Нововведение стоит ожидать не раньше 2018 года, да и затем предполагается «двигаться постепенно». Будет установлена планка, выше которой будет введен запрет на оплату наличными. Точная сумма пока не определена, но уже ясно, что порог будет очень высокий. «В любом случае, покупая квартиру или машину, носить деньги в сумке или чемодане — это просто, наверное, прошлый век!» — пояснил Силуанов свое видение проблемы.
Один из участников съезда «Единой России» в диалоге с министром предложил установить планку не менее чем в 500 тысяч рублей. Впрочем, звучат предложения и о повышении планки до 2 млн. рублей. Последняя цифра сопоставима, например, с ценой однокомнатной квартиры в российских регионах. Таким образом, речь идет об отдельных дорогих покупках, но никак не о сплошном контроле государства за расходами состоятельной части общества, который был бы полезен для наполнения бюджета.
Это полностью противоречит зарубежной, в частности, европейской, практике по ограничению наличных расчетов. Так, в Швеции — лидере в области ограничений безналичных расчетов, сейчас рассматривается их полный запрет. Однако и в менее развитых странах, в большей степени сопоставимых с Россией, картина также сильно отличается от планов нашего Минфина. Порог ограничений на расчеты наличными здесь ниже (!), чем среднемесячная заработная плата.
Например, во Франции и Испании он составляет всего 1000 евро. В то время как среднемесячная зарплата в первом случае 2200, а во втором — 1800 евро. То есть, ограничения касаются практически всех жителей этих стран и являются эффективным инструментом контроля за крупными расходами. В России порог, например, в 2 млн. рублей будет превышать среднемесячную зарплату — 32,1 тысячи рублей, почти в 60(!) раз. По всему видно, что инициаторы закона и те, кто предлагает подобные идеи, живут в каком-то своем, очень узком мире с совсем иными стандартами.
Возможно, причина инициативы Минфина кроется в общей позиции экономического блока правительства по вопросу налогообложения. Объявленная президентом дискуссия о ее будущей реформе, в том числе переходе на прогрессивную шкалу, вынудила либеральных министров искать способы сохранения прежнего порядка. В качестве «отступного» было предложено повысить налоговые сборы другими способами. В том числе, с помощью вывода экономики из тени. На этом особенно настаивал новый глава Минэкономики Максим Орешкин. Ограничение наличных расчетов и станет одной из необходимых для этого мер.
Вот только однажды подобное новшество уже провалилось. Установить предельный порог для наличных расчетов предполагалось еще в 2013 году. В законопроекте была указана сумма в 600 тысяч рублей, которая к 2016 году должна была снизиться до 300 тысяч. Именно операции на сумму 600 тысяч рублей и выше подлежат обязательному контролю по закону о противодействии легализации доходов, связанных с терроризмом. Тогда ведомства так и не смогли согласовать законопроект, а потом вмешался кризис. Теперь, если и согласуют, устанавливать порог свыше 600 тысяч просто нелогично.
По мнению экономиста Дениса Ракши, инициатива Минфина и в этот раз может закончиться неудачей. Основная трудность заключается в администрировании процесса. Эксперт напомнил, что Минфин очень боится и не хочет вводить дифференцированную шкалу подоходного налога как раз потому, что не уверен, что сможет «отловить» каждого человека. В случае ограничения наличных платежей ведомство может столкнуться с той же проблемой. Люди будут пытаться обходить ограничения. При этом Ракша считает, что следует сначала изменить налоговую шкалу, а лишь потом двигаться к сокращению объемов расчетов наличными деньгами.
Отметим, что опасения, будто часть граждан будет игнорировать закон и попытается проводить незаконные операции, выглядят малоубедительно. Государство для того и содержит разветвлённый и недешевый аппарат фискальных органов и правоохранителей, чтобы те добивались исполнения закона. Именно на содержание последних тратятся самые большие средства в российском бюджете. Осторожность Минфина, скорее, объясняется традиционной для либеральных экономистов симпатией к состоятельной части общества. Очевидно, по той же причине их поддерживают и депутаты из правящей партии.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин опасается технических сбоев новой системы.
— Дьявол кроется в деталях. Речь здесь идет не о том, чтобы полностью исключить наличный расчет, а ограничить его свыше определенной суммы. Поэтому вопрос в том, какая именно это будет сумма. Называют разные цифры: 500, 600 тысяч рублей. В случае внедрения этой технологии по идеальному сценарию, никаких существенных проблем это за собой не повлечет.
Как показывает практика, на рынке недвижимости, где суммы сделок почти всегда превышают упомянутый порог, они все больше перемещаются в безналичную плоскость. Хотя раньше широко использовались банковские ячейки. На автомобильном рынке то же самое. Серьезного недовольства не будет. Главное, чтоб не было технологических сбоев и как следствие социальных издержек.
Сейчас власть пытается найти новые доходы на фоне падения поступлений от нефтегазового сектора. Происходит фискализация экономики. Государство пытается собирать средства через косвенные сборы, акцизы повышает. И пытается получать доходы в тех секторах, на которые раньше оно не обращало внимания. Эта идея из этого ряда.
«СП»: — Но на самом деле называются и большие суммы — до 2 млн. рублей. Не кажется ли вам, что в этом случае мера потеряет смысл? В Европе, например, 1000 евро…
— Да. Оптимальная сумма — порядка нескольких сотен тысяч рублей. Не более. Что касается Европы, то она к этому долго шла. Все-таки техническая сторона вопроса тоже важна. Не должно быть сбоев. Если вдруг люди не смогут заплатить за компьютер средней стоимости — возникнет проблема. Необходимо сначала протестировать систему на совсем крупных покупках, а затем, когда технология будет отработана, снижать сумму и распространять ее на более широкие круги населения.