Кондитерский концерн «Бабаевский» оказался в центре скандала. Несколько бывших работниц рассказали в Живом Журнале об условиях, в которых им приходилось там трудиться и о том, что денег за свой труд они практически не получали.
— Эй ты! — кричит мастер — куда пошла?
— В туалет.
— А ну быстро на свое место, живо! Я кому говорю!!!
Так женщины описывают отношение на комбинате к сотрудникам. Наверное, так разговаривают и на Зоне, только тут нет решеток, — пишут работницы. — В туалет девушек не выпускают. Однажды заболевшая работница хотела принять лекарство, надзиратели-мастера не позволили.
Еще из жутких рассказов работниц:
— Работать, слышь ты, колхозница, кому говорят! Че расселась?!
— Вы почему так с людьми разговариваете, я — взрослая женщина, у меня есть сын, вы что вообще, с ума посходили?
— Ты еще будешь меня тут учить, деревня! Кто вас сюда звал, кому вы тут нужны? Ты отсюда в момент улетишь, поняла, да?! Понаехали, блин! Москва не резиновая. Работай!
— Ты че, такая умная? Если ты умная, почему ты вообще тут стоишь? Ну-ка работать!
Работают в «Бабаевском» женщины со всех уголков России. Договора о трудоустройстве с работницами заключает не концерн «Бабаевский», известный на всю страну, а какие-то сомнительные фирмы, в данном случае ООО «Петролайн» и «РКЦ». Они привозят народ из регионов и ставят на крупные фабрики.
Работницам обещали (в документе со странным названием «вызов-справка») зарплаты — по 80 рублей в час. Когда они прибыли в Москву, им дали подписать договор, где уже фигурировала совсем другая цифра — 23 рубля 34 копейки.
Мы связались с Галиной Прозоровой — одной из бывших работниц концерна. Не получив даже части обещанных денег, девушка уволилась. Чтобы вернуться в родное Иваново, откуда она приехала два месяца назад в надежде подзаработать на крупном предприятии, ей пришлось влезть в долги. Расчетные обещают выплатить только в конце ноября, до этого времени жить в столице девушке не на что. Концерн «Бабаевский» ничего не хочет слышать о ее проблемах, поскольку по документам получается, что девушка работала на ООО «Петролайн», которое в свою очередь говорит: «Ждите».
"СП": — Галина, действительно, отношение к работникам на фабрике было не адекватным?
— Да уж, не то слово. Относились к нам просто ужасно. Очень многое о себе там узнали… Вроде бы Москва, цивилизация… Никогда не ожидала, что придется столкнуться с таким хамством. Мы ведь ехали в Москву конкретно на Бабаевскую фабрику, а не просто приехали и начали искать работу. Вроде как нас здесь ждали, обещали оплатить проезд, кормить обедами и бесплатно предоставить общежитие. На деле все оказалось совершенно по-другому.
«СП»: — А как получилось?
— Мало того, что нам стали начислять в три раза меньше, так еще и из этой суммы вычитали все что возможно — и за проезд и за общежитие. Деньги нам выдавал мастер — наш начальник. Делал он это по ведомостям, которые сам же от руки и заполнял. То по тысяче даст, то через пару недель еще по 500 рублей подкинет. Конечно, он все время говорил, что все выплатят обязательно, но когда выдал по 95 рублей, сказав, что это нам на 2 дня, чтобы хватило на проезд. Я поняла — это предел… Дальше ждать нет смысла.
«СП»: — То есть зарплаты вам выплачивал не концерн «Бабаевский»?
— Нет, концерн переводил деньги ООО «Петролайн», с которым у нас были заключены договора о трудоустройстве. Какие уж с ним отношения у «Бабаевского», я не знаю. Но, в любом случае, получается, что нас просто использовали как рабов — приехали, отработали и теперь все в долгах уезжаем обратно. Я жила в общежитии и мне рассказывали, что так уже происходит несколько лет. Некоторые люди были вынуждены продавать свои украшения, чтобы уехать с этих «заработков»…
Еще одна бывшая работница «Бабаевского» Татьяна Васина сейчас находится в Оренбурге. Также, поработав на фабрике, она уехала домой без денег.
«СП»: — Татьяна, сколько вам остались должны?
— Сколько должны денег — тайна покрытая мраком. Когда я попросила на фабрике выдать мне табель, чтобы посмотреть, сколько дней я отработала, мне его не дали. Сказали, что дают мастерам.
«СП»: — А вам что посоветовали делать?
— Нам предложили просто сдать пропуска и идти с миром. А по поводу денег, сказали: «Ждите, когда вам мастер отдаст». А он молчит. Пришлось уехать, но я, конечно, собираюсь вернуться и все-таки получить свои деньги. Просто жить там уже было не на что. Вот займу у соседей в Оренбурге деньги и поеду обратно.
«СП»: — Вы не пробовали обращаться в профсоюз предприятия?
— Что вы! Какой профсоюз… Я пыталась обратиться в отделе кадров за советом хотя бы. Ну, мне и посоветовали там обращаться в ООО «Петролайн». А главный офис этого «Петролайна», между прочим, в Казани, как мы выяснили уже сейчас. Когда мы пришли в их московское отделение, чтобы попытаться разобраться — почему нам не платят деньги, менеджер нам сказал: «Не нравится — увольняйтесь, вас никто не держит». А кому понравится работать бесплатно? Я, действительно, тогда написала заявление, что хочу уволиться в связи с невыплатой заработной платы. Вы не представляете, как на нас орали, заставляя написать, что увольняемся мы по собственному желанию…
Председатель профсоюзной организации концерна «Бабаевский» Зинаида Воробьева, которую мы попросили прокомментировать, появившееся в интернете заявление бывших работниц, посоветовала обратиться за комментариями к заместителю директора по кадровой политике предприятия Антонине Волковой.
- Люди, о которых вы говорите, работают у нас временно, очень мало и на учете не стоят, — отметила председатель профсоюза. — Это работники фирм ООО «Петролайн» и ООО «РКЦ». Поэтому наш профсоюз не имеет к ним никакого отношения.
В приемной заместителя директора по кадровой политике концерна Антонины Волковой нам сказали следующее:
— Да мы читали это обращение в интернете и что? А вы с каждым анонимным письмом разбираетесь? В том же интернете, где было размещено письмо, вы найдете сайт управляющей компании «Объединенные кондитеры». У них существует отдел по связям с общественность. Рекомендуем вам найти координаты этого отдела и вести диалог с ними. Своей пресс-службы у нас нет, а у нашего руководства другие функции.
К сожалению, Наталья Живая, занимающаяся связями с общественностью в компании «Объединенные кондитеры», тоже не смогла прокомментировать ситуацию, сложившуюся с бывшими работницами «Бабаевского», поскольку лежит дома с температурой.