Лидер национальных радикалов пытается создать на границе с Крымом мусульманское подразделение
Предложения армянских парламентариев об исключении Белоруссии из Организации Договора о коллективной безопасности из-за выдачи Минском Баку блогера Александра Лапшина «лишены юридических оснований». Об этом заявил начальник управления информации, пресс-секретарь белорусского МИД Дмитрий Мирончик.
«Участие или неучастие в ОДКБ носит добровольный характер и является суверенным выбором. Белоруссия свой выбор сделала», — объяснил Мирончик журналистам позицию официального Минска по резонансному делу.
Эти слова стали ответом на реакцию Еревана.
8 февраля руководитель парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Ваграм Багдасарян заявил, что Белоруссию следует исключить из ОДКБ из-за экстрадиции Лапшина в Азербайджан.
Лидер национальных радикалов пытается создать на границе с Крымом мусульманское подразделение
«Это не первый случай, когда Беларусь демонстрирует предвзятое отношение к армянской стороне. Экстрадиция блогера Александра Лапшина из Минска в Баку является сделкой в обмен на полученный орден (29 ноября 2016 года Александр Лукашенко в Баку был награжден президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым высшей наградой республики — орденом Гейдара Алиева» — ред.), — возмущался Багдасарян.
Накануне тема выдачи Лапшина обсуждалась в армянском парламенте. В ходе дебатов депутат Тигран Уриханян подчеркнул, что блогер Лапшин имеет и российское гражданство. Поэтому, по его мнению, решение белорусского суда о его передаче Азербайджану — это шаг и против России. «Россия обязана доказать, что если попираются все общечеловеческие правовые нормы против её гражданина, она может адекватно ответить», — заявил Уриханян.
Напомним, гражданин России, Израиля и еще ряда стран Александр Лапшин был задержан в середине декабря в Минске по запросу Азербайджана, где он включен в «черный список» за посещение без согласования с азербайджанскими властями Нагорно-Карабахской Республики. Позже, невзирая на запрет на посещение Азербайджана, Лапшин въехал в эту страну через Грузию по украинскому паспорту. Пройти пограничный контроль ему удалось благодаря иному написанию в украинском паспорте имени — «Олександр». После этого Азербайджан объявил блогера в международный розыск за нарушение закона «О государственной границе» и Миграционного кодекса страны.
Россия и Израиль ранее пытались добиться отмены решения об экстрадиции. Однако после недавней пресс-конференции президента Белоруссии Александра Лукашенко было более чем очевидно, что экстрадиция состоится. Вечером 7 февраля Александр Лапшин был доставлен в наручниках в Баку и отправлен в изолятор Службы госбезопасности Азербайджана.
Доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин считает, что серьезных последствий данный инцидент иметь не будет.
— Во-первых, сама Москва объективно не заинтересована в расшатывании союзных отношений с Минском и Ереваном ни в рамках ОДКБ, ни в рамках ЕАЭС, а во-вторых, конфликтная ситуация фактически не вышла за рамки политической риторики, к которой в России выработан определенный иммунитет и поэтому относятся достаточно сдержано и спокойно.
Ни о каком исключении Белоруссии из союзных структур речь не идет и так вопрос никогда не ставился, даже при более серьезных конфликтах между странами (например, в нефтегазовой сфере
«СП»: — Зачем Минск экстрадировал Лапшина? Чего он хотел этим добиться?
— Минск придерживается достаточно независимой и многовекторной политики, как по отношению к странам постсоветского пространства, так и к Европе, которая никогда не подвергалась серьезной критике и не оспаривались со стороны России. В рамках выстраивания хороших отношений с Азербайджаном решение об экстрадиции Александра Лапшина является вполне «техническим», что и было реализовано белорусскими властями. Естественно, это автоматически вызвало недовольство в России, гражданин которой был выдан другой стране и в Армении, конфликтующей с Азербайджаном. Данная ситуация не может быть решена в рамках эмоций и политической риторики с любой стороны, так как является следствием сложного и драматичного процесса распада СССР, в данном случае обществу следует учитывать политическую специфику и относится к ней с предельным вниманием.
«СП»: — В деле Лапшина Россия должна доказать, что защищает своих граждан — заявили ранее в армянском парламенте. Почему Ереван больше обеспокоен этой ситуацией, чем Москва?
— Отношения Еревана и Баку в постсоветский период балансировали на грани открытой войны и продолжают оставаться чрезвычайно напряженными. Политики этих стран всегда стремятся воспользоваться возникающими поводами для взаимных обвинений, при этом апеллируя к России и одновременно подозревая Москву в помощи другой стороне. Конечно, задержание российского гражданина по требованию Азербайджана было использовано армянскими политиками, но эта ситуация могла бы оказаться и зеркальной. К такому положению Россия также научилась относиться спокойно, пытаясь выстраивать отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном.
«СП»: — Будет ли, по-вашему, Москва предпринимать в ответ какие-то реальные шаги по отношению к Минску? И будет ли пытаться вытащить Лапшина?
— Скорее всего, проблема возвращения и защиты собственного гражданина будет решаться «частным порядком», без лишней шумихи и привлечения медийного внимания. Москва явно не заинтересована в раздувании и тем более политизации данной ситуации, что негативно, в частности, сказалось бы в отношениях внутри ЕАЭС и Союзного государства.
— Когда мы говорим о международных делах, в том числе о белорусско-российских отношениях, мы склонны искать в действиях сторон глубокий смысл и многоходовые планы, — считает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Иногда это действительно так, но в других случаях, очевидно, имеют место явные промахи, которые ухудшают отношения между странами, при этом не принося вообще никаких бонусов инициатору ситуации. Дело с экстрадицией Лапшина мне представляется именно таким промахом. Скорее всего, белорусские власти на каком-то этапе это поняли, но решили пойти на принцип — не поддаваться давлению извне. Принципиальность, однако, в таких вопросах не всегда синоним правильности.
«СП»: — Может ли этот инцидент серьезно омрачить отношения между нашими странами?
— Инцидент подольёт масла в огонь, но принципиально изменить отношения между Москвой и Минском он вряд ли сможет. А вот если бы экстрадиции не случилось — этот шаг Минску ничего бы не стоил, Москва бы расценила как проявление доброй воли со стороны партнёра по Союзному государству.
Киев закупает продукцию «КамАЗа» через подставные компании
«СП»: — Будет ли Россия всерьез заниматься делом Лапшина или ограничится официальным осуждением экстрадиции?
— Теперь это уже вопрос российско-азербайджанских отношений и будет решаться в данном контексте. Кроме того, Азербайджан часто критикуется Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ за препятствование свободной деятельности журналистов и в целом за недостаточное уважение к принципу свободы слова. В рамках БДИПЧ ОБСЕ представители России могли бы поднять вопрос в связи с судьбой Лапшина.
«СП»: — Нужно ли вообще помогать этому «гражданину мира», у которого еще и украинский, и израильский паспорта? Кстати, от Киева и Тель-Авива стоит ждать каких-либо телодвижений?
— Это обязанность российского, как и любого другого государства — защищать носителей собственного паспорта безотносительно того, какие ещё паспорта у человека имеются. Киев вряд ли будет принимать что-то серьёзное в связи с экстрадицией Лапшина, а вот Тель-Авив вполне может выразить официальный протест.