На Украине противостояние между властью и радикалами выходит на финишную прямую
В союзной Белоруссии снова неспокойно. В Минске и других крупных городах республики прошли массовые уличные акции протеста против так называемого «декрета о тунеядцах». Инициаторами митингов и маршей выступила оппозиция, в том числе прозападные националисты. Им удалось возглавить протесты, «обычных» граждан уже позвали на аналогичные мартовские акции. Александру Лукашенко придется маневрировать, соблюдая интересы различных групп белорусского общества.
В понедельник, 20 февраля, истекает срок уплаты сбора на финансирование государственных расходов, введенного указом президента Белоруссии еще в 2015 году. Те, кто не работает более 6 месяцев в течение года, должны внести в казну, в пересчете на американскую валюту, около 200 долларов. На данный момент извещения получили 470 тысяч человек, что для Белоруссии весьма существенно. При этом заплатили сбор менее 10% граждан. Налоговикам удалось пополнить госбюджет всего на 7,5 млн. долларов.
На Украине противостояние между властью и радикалами выходит на финишную прямую
Вероятнее всего, деньги выплатили те, у кого они были. Например, «серые» предприниматели. Остальные пока ждут. Некоторые из них вышли на улицы. Самая массовая акция протеста состоялась в Минске в минувшую пятницу. В ней приняли участие несколько тысяч человек. «Марш рассерженных белорусов» прошел по центру столицы к зданию Министерства по налогам и сборам, где участники прилюдно сожгли «письма счастья», потребовали отмены президентского декрета и пригрозили прийти вновь 15 марта.
Организатором акции стал экс-кандидат в президенты Николай Статкевич из Белорусского национального конгресса (БНК) — объединения оппозиции, среди участников которого первый президент страны Станислав Шушкевич и лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников. Давние оппоненты Лукашенко из Белорусского национального фронта (БНФ) в состав организаторов официально не вошли, однако их флаги на шествии были. Как и другая «оранжевая» символика вроде сжатого кулака, используемая от Сербии до Грузии и Украины.
Успех минского митинга и марша вдохновил белорусов по всей стране. В течение выходных крупные акции протеста прошли в Гомеле, Могилеве, Витебске, Гродно и Бресте. Причем, инициаторы акций — и в Минске, и в других городах, принципиально отказались получать на них санкции властей в соответствии с белорусским законодательством, сославшись на европейские нормы. Протестуя против неоднозначного декрета, участники акций выдвигали и политические требования об отставке Лукашенко. Оппозиция поняла, что получила неожиданный шанс оказать серьезное давление на власть.
Житель Минска Дмитрий Синяк пояснил «СП», что основная масса протестующих не имеет прямого отношения к оппозиции. «Вышли на 90 процентов обычные люди», — свидетельствует он — Я ничего против закона не имел бы, если бы законодательство нормальное было и рабочие места с достойной оплатой. Большое количество людей нелегально работает. Просто этот закон сделали не для борьбы с тунеядством, а чтобы денег в бюджет набрать. Проблемы у нас с этим, как перестали по халявным ценам нефть и газ давать".
Похоже, белорусские власти уже осознали опасность происходящего. В начале февраля возможность пересмотра декрета в случае необходимости признавал сам Лукашенко. Теперь, с началом массовых протестов, это становится все более актуальным.
Эксперт по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрий Болкунец считает, что Лукашенко подталкивают к уходу, используя для этого самые разные силы.
— Декрет принимался в надежде вывести из тени тех, кто не платит налоги. Но собранные средства — 7,5 млн. долларов — это несерьезно. А возмущение новым сбором велико. Извещения получили и инвалиды и те, кто сидит в тюрьме, и беременные, и те, кто платит налоги, несмотря на то, что работают в других странах. Тем более что в стране нет свободных рабочих мест.
Интересно, что если первая акция протеста в Минске была подготовлена оппозицией, то последующие акции в регионах были спонтанными. И это вызвало большой шок во власти. Значительная часть нынешних протестующих — это электорат Лукашенко. Они еще вчера за него голосовали. Поэтому президент оказался в трудном положении.
Поскольку ситуация в экономике будет ухудшаться, волна протеста скорее всего будет расти. Этим могут воспользоваться оппозиционные силы. Отчасти это уже происходит. Ведь в ходе митингов звучали призывы к отставке Лукашенко. Глушить протест Минску трудно, так как будет давление со стороны Европы. Скорее всего, власти будут действовать осторожно, стараться предотвращать выступления, если это возможно.
«СП»: — Каким способом?
— Они уже пытались это сделать. За две недели до протестов Лукашенко отправил чиновников в регионы вести прием граждан, решать возникающие проблемы, если нужно, делать какие-то поблажки «тунеядцам», вплоть до списания этого налога. А провластная Либерально-демократическая партия Белоруссии выступила с требованием ввести мораторий на сбор, а также увольнения тех чиновников, кто не успокоил должным образом граждан. Вряд ли это их собственная инициатива.
«СП»: — Конечно, социальная сфера — «конек» Лукашенко, и такие протесты размывают его поддержку…
— Кроме того, стало известно, что главный редактор оппозиционной газеты «Народная воля» Иосиф Середич, встречаясь с Лукашенко, предложил ему согласиться на круглый стол по формату Ярузельского. Мы помним, как польская «Солидарность» в 1989 году три недели общалась с ним, после чего Ярузельский покинул пост главы государства. Оппозиция, которая в эмиграции, уже поддержала это, а Польша даже предложила привезти стол. Лукашенко явно подталкивают к уходу.
Впрочем, политолог Кирилл Аверьянов-Минский не верит в способность оппозиции всерьез давить на президента.
— Предположу, что все закончится примерно так, как год назад протесты индивидуальных предпринимателей против президентского указа № 222 (он ограничивал торговлю импортными изделиями легкой промышленности — авт.). Потихоньку это сойдет на нет, поскольку оппозиция, которая была и тогда во главе и сейчас, она крайне не талантлива. Эти люди любую протестную активность «выпустят в свисток». К тому же эти структуры напичканы агентами спецслужб, которые тоже делают свою работу. Никакого «майдана» не будет.
«СП»: — А может Лукашенко сам отменить неоднозначный декрет?
— Это будет трудно сделать. Он действительно говорил о такой возможности 3 февраля. Однако после ультиматума Статкевича в Минске вероятность этого уменьшилась, потому что Лукашенко ничего не делает под давлением. Скорее, всего, возможен пересмотр каких-то параметров этого декрета. Например, уменьшат сумму.
Но многие надеются, что будут получать 44 тысячи
Научный сотрудник ИМЭМО РАН Юрий Баранчик видит признаки усиления прозападного крыла внутри самой белорусской власти, которое может воспользоваться ситуацией.
— Самый интересный итог прошедших акций в том, что власти вели себя достаточно мягко. Правоохранители задержали в Минске всего несколько человек и то после окончания акций. Кроме того, правительственные газеты, в том числе «Советская Белоруссия», опубликовали небольшие заметки об этих мероприятиях. То есть власть показала, что она заметила основные проблемы белорусского общества. Все говорит о том, что власть уже не такая монолитная, как в 2006 или 2010 году.
Сейчас там оформилась сильная прозападная группировка, возглавляемая министром иностранных дел Владимиром Макеем. На позапрошлой неделе в Белоруссии случился один красноречивый эпизод. Был задержан украинский писатель Сергей Жадан, так как он находился в «черном списке» России. Сначала его собирались выдворить из страны, но после разговора Макея со своим украинским коллегой Павлом Климкиным ему разрешили остаться в Белоруссии. Это прозападная колонна внутри белорусской власти.