В Интернете распространено заявление начальника лаборатории научно-производственного объединения из Хотьково Юрия Степанова о том, что местная фабрика воздушных шаров и батутов ведет производство для Российской армии надувных муляжей танков, ракетных комплексов, систем ПВО и самолетов. В ближайшее время эти резиновые изделия в массовом количестве поступят в войска. Об этой «надувательской» (как ее тут же окрести в СМИ) акции мы беседуем с экспертом информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитаном второго ранга Александром Сурпиным.
«СП»: — Не смешно ли — реальные боевые танки военное ведомство сокращает и пускает на лом десятками тысяч, зато им на смену наводняет войска резиновыми игрушками?
— В таком контексте, действительно, действия министерства обороны выглядят комично. Однако, давайте будем объективными: надувные муляжи — традиционное средство маскировки, которое не потеряло актуальности и при ведении современных боевых действий. Почему же Российская армия должна от него отказываться?
«СП»: — Если это традиционное средство, то почему Российская армия принимает его на вооружение только сейчас?
— В разных видах оно всегда имелось на вооружении. Вспомним хотя бы Великую Отечественную войну. Тогда создавались ложные аэродромы со стоящими на них «самолетами», ложные танковые стоянки, ложные переправы через реки. Все это применялось в нашей армии до последнего времени. Только материал ложных целей был другой — как правило, фанера и иная древесина. Сейчас речь идет о переходе на надувные средства. Кстати, не обязательно резиновые. Они могут изготавливаться из любой водонепроницаемой и воздухонепроницаемой ткани.
«СП»: — Чем эти средства лучше традиционных?
— Безусловно, такие изделия более функциональны. Скажем, при средней массе одной единицы надувной техники около 30 килограммов, изготовленные из легкой водонепроницаемой ткани, в свернутом виде не занимают много места. После приведения в боевое положение муляжи принимают натуральную величину боевой техники и способны отражать сигналы радиолокаторов, а также имитировать работающие двигатели. Надувные макеты предназначены для замены допотопных фанерных муляжей. Кроме того, что новинка легка и мобильна, она выглядит более достоверно. Например, у надувных танков поворачиваются башни и открываются люки. Кроме того, использование независимых деталей муляжам одинаковой техники придают разный вид. Скажем, у двух моделей танков Т-80 можно надуть разное количество топливных баков.
«СП»: — Занимаются ли подобным «надувательством» в зарубежных армиях?
— Да. В армии США, например, имеются макеты самоходных гаубиц, буксируемых артиллерийских орудий, транспортных машин и другой военной техники. Как правило, они состоят из надувного трубчатого каркаса, требуемая форма придается им за счет материала обшивки.
В Германии фирмой «Баллонфабрик» производятся надувные макеты танков, машин, самолетов и зенитных ракетных комплексов. Для них используются материалы, имеющие почти такие же отражательные характеристики в радиолокационном и ИК диапазонах, как и у реальных образцов. Для подачи воздуха служат воздуходувки с электроприводом, оборудованные устройствами автоматического включения и выключения при понижении давления ниже требуемого значения. Для перевода макета в рабочее положение требуются только два человека, а, например, оборудование ложной позиции батареи ЗРК «Хок» (девять макетов пусковых установок) силами восьми человек осуществляется примерно за 60 минут.
«СП»: — Имеются ли примеры фактического применения надувной маскировки в современных боевых действиях?
— Во время боевых действий в Югославии в 1999 году ВВС НАТО уничтожили огромное количество целей, оказавшихся на поверку надувными, стеклопластиковыми, жестяными и фанерными макетами зенитно-ракетных комплексов, танков, автомобилей и летательных аппаратов. Во время боевых действий в районе Персидского залива (1991 год), армия Ирака очень широко применяла надувные макеты техники из легких синтетических материалов. Всего было задействовано несколько десятков тысяч таких макетов фабричного производства. Именно по ним была произведена основная часть ракетно-бомбовых ударов авиации США, Великобритании, Франции.
«СП»: — Имеются ли другие технологические наработки в области маскировки и создания ложных целей?
— В последние годы западные специалисты стали проявлять большое внимание к использованию различных пенообразующих химических веществ для получения макетов образцов военной техники и ложных объектов. Это дешевле и оперативней в эксплуатации. Ведутся также исследования по использованию таких химических материалов для маскировки стационарных объектов с целью защиты от оптических и инфракрасных средств разведки. Как считают иностранные специалисты, нанесение слоя пенообразующего вещества с соответствующей окраской на бетонную поверхность (ВПП, рулежные дорожки, подъездные пути) затруднит ее обнаружение и значительно ослабит тепловое излучение данной поверхности.
Из досье «СП»:
Минобороны уже начало закупку макетов ЗРК С-300.
Надувной макет ЗРК С-300 весит 100 килограммов и позволяет воспроизводить демаскирующие признаки пусковой установки в транспортном или развернутом положении в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах длин волн.
Макет представляет собой копию в натуральную величину всех машин комплекса — пусковой установки, РЛС, транспортно-заряжающей машины, и других. Копия выполнена из металлизированной прорезиненной ткани, за счет чего обеспечивается засветка на экранах РЛС противника, идентичная отметке от настоящего ЗРК. Комплекс выполнен весьма правдоподобно, что обеспечивает и оптический обман. С дистанции в несколько сотен метров невооруженным глазом отличить макет от настоящего ЗРК очень сложно.
Макет может надуваться с помощью обычного бытового компрессора, либо выхлопными газами автомобиля, что обеспечивает также и необходимую температуру, позволяющую обмануть средства инфракрасной разведки.
Помимо закупки макетов ЗРК С-300 Минобороны РФ продолжает финансировать опытно-конструкторские работы по созданию других перспективных образцов маскировочной техники. В частности, ведется разработка надувных макетов танков и боевых самолетов, в том числе истребителя Су-27. Закупка маскировочной и имитационной техники предусмотрена российской госпрограммой вооружения на период до 2015 года.