Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
13 ноября 2009 10:05

140 американских F-22 летать не хотят

В США начался судебный процесс над компанией, производившей бракованные истребители пятого поколения

868

13 ноября американское агентство Ассошиэйтед Пресс распространило сообщение о начале судебного разбирательства по иску инженера Дэррола Олсена к компании Lokheed Martin, которая, по его мнению, сознательно использовала бракованное радиопоглощающее покрытие для истребителей пятого поколения F-22 «Раптор». Олсен представил в суд данные о том, что на самолеты F-22 наносилось несколько лишних слоев покрытия для обеспечения прохождения всех необходимых радиолокационных тестов. Основной брак, как считает Олсен, заключается в стирании радиопоглощающего покрытия с фюзеляжа самолета под воздействием топлива, масла или воды. Всего Lockheed Martin наносила на фюзеляж F-22 600 лишних фунтов (272 кг) покрытия. Олсен также утверждает, что низкокачественное покрытие может повлечь опасные инциденты, как это произошло в 2008 году, когда часть покрытия оторвалась от самолета и попала в двигатель. Это происшествие обернулось более чем миллионным ущербом для военных.

Иск к Lockheed Олсен подал в октябре 2007 года, а на рассмотрение суда он был передан только в начале ноября 2009 года. Олсен требует от Lockheed Martin вернуть правительству 50 миллионов долларов за каждый из 183 уже собранных или законтрактованных F-22 и оплатить его судебные издержки.

Это не первый скандал вокруг разрекламированного на весь мир единственного пока действующего истребителя пятого поколения. Месяц назад американская газета «The Air Force Times» опубликовала информацию о том, что поступившие на авиабазу ВВС США Андерсен в Тихом океане новейшие истребители пятого поколения F-22 «Раптор» неожиданно для разработчиков и эксплуатационников начали отказывать. Их электроника перестает функционировать в дождливую погоду. Расследование показало, что влага попадает внутрь сложных систем через охлаждающие устройства, в результате чего происходят сбои в работе высокоточной аппаратуры. Поскольку на острове Гуам, где расположена база, выпадает от 2000 до 2800 миллиметров осадков в год, то «Рапторы» здесь практически неработоспособны.

Специалисты Пентагона провели исследование проблем эксплуатации F-22. Оказалось, что самый совершенный истребитель американской армии требует более 30 часов технического обслуживания после каждого часа полетов. В целом стоимость часа летной эксплуатации истребителя пятого поколения составляет более 44 тысяч долларов. Тем не менее, эти истребители ломаются настолько часто, что с октября 2008 года по май 2009 года, по данным Пентагона, около 50 процентов стоящих на вооружении в ВВС воздушных машин не были готовы к применению из-за технических неполадок. «Раптор» так дорог и капризен, что Пентагон отказался от его применения в Ираке и Афганистане. А недавно вообще прекратил закупки F-22 (хотя поначалу заказал у производителя почти 190 таких машин).

Еще совсем недавно экспорт F-22, как лучшего в мире, по оценкам Пентагона, истребителя, был категорически запрещен законодательством США. Но после ряда скандалов американские законодатели в срочном порядке поставили вопрос о рассекречивании «Раптора», снятии эмбарго и срочном поиске покупателей.

«Раптором», как сообщают западные СМИ, уже соблазнились ВВС Израиля. Дороговизна изготовления и эксплуатации этой машины их не смущает. Важнее способность истребителя высоко летать и нести рекордное количество вооружения для своего класса. Еще одним покупателем может стать Япония, ссылающаяся на необходимость защиты от ракетных угроз КНДР.

Министр обороны США Роберт Гейтс во время посещения военно-воздушного колледжа в Алабаме в своей речи перед военнослужащими назвал F-22 «серебряной пулей», которая может пригодиться лишь в редких случаях. Принимая решение о прекращении закупок F-22, эксперты военного ведомства США учитывали аналогичные возможности менее дорогого истребителя пятого поколения F-35, сообщил Гейтс. Он подчеркнул, что финансирование программы F-35 в перспективном бюджете военного ведомства будет увеличено с 6,8 до 11,2 миллиарда долларов. Это позволит ускорить развитие проекта и разработку самолета. В ближайшие пять лет с конвейера должно сойти не менее 500 этих машин.

Россия, по мнению Гейтса, сможет разработать аналогичный боеспособный истребитель пятого поколения не раньше, чем через шесть лет. Китаю для этого понадобится не менее десяти лет. К этому времени, по расчетам американских военных, на вооружении США уже будет находиться более тысячи новейших машин.

В России, действительно, дела с истребителем пятого поколения под кодовым названием ПАК ФА идут медленно. Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин в начале года обещал: «К 12 августа 2009 года Россия получит летный образец самолета пятого поколения, и в этом же году он поднимется в воздух». Но пока это обещание не выполнено. Мы отстаем от США в разработке истребителей на целое поколение. Мы только разворачиваем поставки в ВВС модернизированного истребителя четвертого поколения Су-35. Наш истребитель планировалось поставить на крыло в 2008 году. Но в феврале прошлого года его только вывели на летные испытания. Были оглашены новые сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам — 2011 год. Совсем недавно Министерство обороны РФ приняло решение закупить для Военно-воздушных сил 48 многоцелевых истребителей Су-35. Сроки уже другие. Техника будет принята на вооружение до 2015 года. ВВС России заявили о планах сформировать к этому времени 2−3 полка из этих истребителей. Как уже было выше упомянуто, министр обороны США Гейтс к тому же периоду собирается поставить в армию до 500 истребителей пятого поколения.

Из досье «СП»:

Истребитель F-22 Raptor разрабатывался Lockheed Martin с 1983 года, а серийное производство начато в 2001 году. К 2009 г. выпущены 140 самолетов F-22 Raptor при ранее планировавшихся 188 самолетов. В текущем году конгресс США исключил из военного бюджета на 2010 г., который утвердил в октябре Барак Обама, расходы на закупки истребителя. F-22 пока единственный в мире серийный истребитель пятого поколения и самый дорогой военный самолет, стоимость которого составляет 140 млн. долларов.

Российский истребитель четвертого поколения Су-35 по многим параметрам «догоняет» разрабатываемый американцами истребитель пятого поколения F-35. Для сравнения: боевой радиус действия F-35 составляет 1500 километров, практический потолок — 19200 метров. Максимальная скорость истребителя равна 2600 километрам в час. Боевая нагрузка варьируется от 5900 до 7700 килограммов. Боевой радиус Су- 35 — 1600 километров, максимальная скорость 2500 километров в час. Практический потолок 18000 метров. Боевая нагрузка 6000 килограммов. Оружие примерно равноценное.

На учениях Pacific Vision-2008, прошедших в августе прошлого года на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35. В виртуальных боях российский истребитель четвертого поколения одержал победу над американским истребителем пятого поколения.

Правда, представители Пентагона заявили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран, и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

Яков Кедми

Руководитель израильской спецслужбы «Натив» в 1992-1999 г.г.

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня