Орден Дружбы привез на днях из Большого Кремлевского дворца глава Русской общины Крыма (РОК) Сергей Цеков. Награду ему вручил лично президент Дмитрий Медведев. В Указе написано: «За большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничества и развитие культурных связей с РФ».
Интересно, что вместе с лидером крупнейшей диаспоры русских в зарубежье таким же орденом в Кремле награждили и представителя одной из африканских стран. Но, несмотря на это, Сергей Цеков утверждает, что отношение российских властей к русским Крыма меняется к лучшему.
Пока он ездил в Москву, неизвестные изуродовали свастиками офис Русской общины в Симферополе, а местные газеты распространили заявление украинских националистов с требованием немедленно арестовать Цекова за призывы к нарушению территориальной целостности Украины, которые он сделал во время эфира на одном из российских телеканалов. Те же требования репрессировать председателя РОК озвучил представитель Крымского независимого центра политических исследований при Посольстве США пан В.Притула.
«СП»: — Итак, Сергей Павлович, вас должны арестовать за фразу «население Крыма будет стремиться к воссоединению с Россией». Это и есть призыв к нарушению территориальной целостности и безопасности Украины?
— Если проанализировать, кто наносит больший урон украинскому государству — русский политик Цеков или, например, националист Притула — думаю, что это — Притула. Моя позиция соответствует общепринятым нормам демократического европейского государства. Я утверждаю, что нельзя нарушать права человека. Нельзя дискриминировать русских по национальности граждан Украины. А это делается сейчас повсеместно. Позиция националистов раскалывает государство и фактически унижает половину населения. Они довели Украину до нынешнего состояния неуважаемого государства. Причем его не уважают ни собственные граждане, ни, тем более, мировое сообщество.
«СП»: — С одной стороны, любая акция русского движения Крыма подвергается резким нападкам, а с другой — есть устойчивый тезис, будто русские организации на Украине априори слабы. Почему?
— Действительно, русские организации не сильны, но я бы не сказал, что слабы. По тем возможностям, которые мы имеем все эти годы, сделано даже больше, чем можно было себе представить. Мы работаем при абсолютной информационной блокаде и сталкиваемся с отлаженной системной дискредитацией нашей деятельности. Украинские властные структуры давно и целенаправленно насаждают в умах сограждан мысль, что русское движение маргинально, раздробленно
«СП»: — Бывший посол Виктор Черномырдин упорно доказывал, что незачем поддерживать «какие-то» пророссийские организации на Украине, а надо укреплять экономические связи, и тогда совместный бизнес решит все кремлевские проблемы на геополитическом пространстве. Получилось?
— Одна из самых серьезных ошибок России заключается в том, что она никогда не занималась пророссийскими общественно-политическими силами на Украине. Повторяю: никто и никогда! Даже российские СМИ практически не уделяют этому внимания: минимум информации, зачастую пренебрежительно-издевательский тон.
К сожалению, до сих пор в Кремле придерживаются мнения, которое озвучил Черномырдин. Но ситуация меняется. «Оранжевая» революция показала, что наличие газовой трубы и собственных нефтеперегонных заводов на украинской территории вовсе не защищает интересы России. Наоборот, как ни парадоксально, но российские бизнес-структуры на Украине вынуждены проводить антироссийскую политику. Если не стараться быть большими украинцами, чем сами украинцы, то не выжить, и бизнес не сохранить. Вот пример. Допустим, если хотим мы провести какую-нибудь акцию, то нередко обращаемся к руководству санаториев Южного берега Крыма. Все они — украинской подчиненности, но охотно нам помогают — дают автобусы, размещают людей
«СП»: — И все-таки, кто финансирует Русскую общину Крыма?
— Средства поступают из самых разных источников. Например, когда я работал первым замом председателя Верховного Совета Крыма, то 10 процентов моей зарплаты автоматом проступали на общинный счет. Делились доходами и все остальные крымские госчиновники, являющиеся членами РОК. С учетом того, что таких чиновников было много, выходила довольно приличная сумма. Второй источник — пожертвования частных физических и юридических лиц. Деньги приходят легально, документы открыты, их можно увидеть.
Если говорить о финансировании масштабных мероприятий, таких, как фестиваль «Великое русское слово» или «Дни памяти воинов, павших в Крымскую войну», то средства, в основном, поступают от правительства Москвы и Фонда «Русский Крым», который создан два года назад. К финансированию часто подключаются Международный совет российских соотечественников и Московский дом соотечественников. Обязательное условие: это должно быть именно культурное, а не политическое мероприятие.
«СП»: — Мусульманские организации Крыма не скрывают, что получают средства из стран Ближнего Востока. Еврейские общины гордятся помощью израильских организаций «Сохнут», «Натива», «Джойнт», которые открыто работают по всей Украине. Почему же русские, как черт ладана, боятся даже думать о том, чтобы Российская Федерация открыто поддерживала пророссийские организации?
— Мы ничего не боимся. Но федеральные структуры России нас действительно не финансируют. По украинскому законодательству правительство РФ не имеет право перечислять деньги на содержание Русской общины.
«СП»: — Возможно, что-то изменится после президентских выборов? Кстати, ваш прогноз — кто победит?
— Янукович. Без вариантов…
«СП»: — Чем тогда объяснить недавний инцидент в Севастополе, на митинге у памятника Екатерине II. Активист «Русского блока» депутат горсовета Андрей Меркулов заявил: «Не ходите на выборы, нам там делать нечего. Любая украинская власть для нас вражеская и единственная наша цель — уничтожить ее, растоптать, спалить…»
— Среда русских Крыма тоже не однозначна. Есть и резкие настроения. А что касается Януковича, то все последние годы самые влиятельные представители Партии регионов очень много обещали относительно русского языка и очень часто произносили пророссийские лозунги. Но ничего конкретного так и не делали! Зачастую поступали наоборот. И можно понять отчаяние людей.
«СП»: — Многие политологи утверждают, что даже после победы Януковича российско-украинские отношения на изменятся к лучшему… А вот патриарх Кирилл недавно призвал государства, в которых развивается русская культура, стать странами «русского мира». Насколько это возможно на Украине?
— Идея Патриарха верна и благородна. Крым неотъемлемая часть русского мира, и Украина неизбежно вернется к русскому истоку. Хотя вы правы — вряд ли при Януковиче эта проблема разрешится. Настроение элиты, окружающей этого политика, совсем другое. К сожалению, при любом результате нынешних украинских выборов Россия не получит надежного союзника.
«СП»: — Пока Вы ездили в Москву за орденом, офис Русской общины на крымском курорте Саки был разрисован свастиками. По городам полуострова один за другим, словно по «западенщине», идут марши молодых украинских наци. Если русскоязычный восток проигнорирует выборы, победа снова будет за Галичиной?
— В любом случае, угрозы нового Майдана нет никакой. А насчет маршей наци в Крыму - думаю, хлопчики домаршируются. Они еще увидят в сотни раз большие колонны людей совершенно иных взглядов. Бандеровцы сознательно достают наших ребят, и сегодня русская молодежь гораздо более радикальна, чем люди среднего и старшего возраста.
«СП»: — Севастопольские школьники учат украинскую историю, где Россия изображается звероподобным оккупантом. Студенты города русской морской славы слушают лекции на мове. При этом бытует расхожая фраза, что российский флот из Севастополя выгонят лишь в том случае, если с этим согласятся сами севастопольцы…
— Они никогда не согласятся! Надежды украинизировать этот город бесперспективны. Ничего не получится. Никто и ничто не может конкурировать с национальным самосознанием Севастополя. Да и весь славянский Крым никогда не воспримет попытки изгнать Черноморский флот. Черноморцы — наша последняя защита и оплот, и это здесь понимает каждый. Кстати, именно на этой платформе формируется по-настоящему массовое народное движение. Русские в Крыму хотят консолидации, взаимной поддержки и защиты. Главная задача РОК — потратить может быть еще десяток лет, чтобы достичь такой консолидации. Вот чиновничество Крыма, вне зависимости от национальности — тотально продажное. Многие ради должностных и личных выгод готовы проводить бандеровскую политику Киева.
«СП»: — Общие слова о притеснении русских уже никого не затрагивают. Есть ли конкретные факты?
— Сколько угодно. Министерство образования Украины приняло решение об обязательном тестировании на украинском языке при проведении единого госэкзамена для тех, кто учится в школах с русским языком обучения. Тестирование будет проходить весной. При проведении ЕГЭ русским детям будет предложено пользоваться словарем. Это звучит, как издевательство. Учебники географии, истории, правоведения и другие предметы для школ с русским языком обучения насильственно переводят на мову. Вот в этом году учебники для Крыма поставили украинские, хотя правительство автономии давало заявки на русские. Это возмутительные факты нарушения прав человека, однако мировое сообщество абсолютно не реагирует на подобную дискредитацию. Мы много раз пытались донести нашу озабоченность до представителей ОБСЕ, ООН и других международных организаций, которые приезжали в Крым. Но самое удивительное, что встреч с русским они всячески избегают. Зато охотно общаются с членами татарского меджлиса…
Ну что же, будем протестовать. Будем проводить акции гражданского неповиновения и защищать свои интересы.
«СП»: — Ваш комментарий к ситуации в татарской среде? В Киеве не хотят замечать призывов о создании мусульманской республики Крым?
— Думаю, пришло время лидеру татар в Крыму Мустафе Джемилеву перестать быть единственным и неповторимым. Существуют серьезные противоречия внутри самого меджлиса. Но верхушка прикормлена, осыпана льготами и не хочет терять достигнутого. Джемилев и меджлис обласканы на Украине. По мнению Ющенко — татары друзья украинского государства, а русские — враги.
Однако сейчас происходят любопытные вещи. В последнее время весьма влиятельные руководители меджлиса начали задавать мне вопросы: а чего, собственно, выясняем отношения? Неужели мы друг другу враги? Мол, по большому счету, многие татарские проблемы не решены не потому, что вы у нас отбираете или мы вам не даем. Это не дает украинское государство, которое, грубо говоря, татар за нос водит. Может, татарам и русским следует объединиться для защиты законных прав своих общин?
«СП»: — Что вы на это ответили?
— Эта тема возникла вполне серьезно, а во что она выльется, я пока не знаю.
«СП»: — Российская программа переселения соотечественников с Украины в Россию провалилась. За два последних года из Крыма в РФ выехали лишь несколько десятков человек. Некоторые переселенцы вернулись обратно. Известно, что вы выступаете резко против этой федеральной программы?
— Какой же может быть выезд русских людей из русского Крыма и русского города Севастополя? Да это удар под дых самой России! Наоборот, надо думать, как увеличить русское население в Крымской автономии. У нас есть планы о массовом переселении сюда русских из Западной Украины. Община готова содействовать русскоязычным семьям Львовщины, Тернополя и Ивано-Франковска.
Крым
Фото [*]