Удивительный судебный прецедент случился в башкирском городе Благовещенске. Местный житель Дмитрий Антипин, спустя пять лет после того, как был безвинно избит «стражами порядка», выиграл суд. Теперь Министерство финансов России обязано выплатить ему 50 000 рублей компенсации за моральный ущерб. Это первая ласточка, а на очереди — еще 340 человек, которые, как и Антипин, признаны потерпевшими по скандальному делу о «бойне», учиненной республиканским ОМОНом Башкирии в декабре 2004 года в Благовещенске.
— Таким образом, если суд аналогичным образом оценит вред, перенесенный другими потерпевшими по этому делу, — рассказал корреспонденту «Свободной Прессы» Михаил Шулаев, старший инспектор Отдела координации деятельности территориальных подразделений Российского Комитета против пыток, — то путем несложных подсчетов, можно определить, что «профилактическая операция» в Благовещенске, как ее тогда назвали правоохранительные органы, обойдется российским налогоплательщикам более чем в 15 миллионов рублей.
«СП»: — Вы помогали Дмитрию Антипину?
— Да, мы помогли ему составить исковое заявление в суд. Вообще представители нашего Комитета после инцидента в Благовещенске в 2004 году сразу же выехали на место разбираться. Тогда к делу подключилась Московская Хельсинская группа и Движение за права человека. Иск первоначально был заявлен на 100 000 рублей, но суд посчитал эту сумму слишком большой. Решение принимал Ленинский районный суд Благовещенска — первичная инстанция. Пока постановление суда не вступило в законную силу. Возможно, оно будет обжаловано Министерством финансов. А если нет, то Дмитрий получит эти деньги.
«СП»: — Кто он — этот человек?
— В 2004 году Дмитрий был еще несовершеннолетним и случайно в числе прочих молодых людей попал под омоновский беспредел.
«СП»: — Напомните, что произошло в 2004 году в Благовещенске?
— Тогда группа пьяных местных жителей сцепилась с сотрудниками милиции, в результате чего, четыре милиционера были госпитализированы. В ответ власти прислали в город ОМОН из Уфы, который хватал на улицах Благовещенска и окрестных деревень подряд всех молодых людей, начиная с 13 лет. Более того, омоновцы врывались в дома, даже если им не открывали и задерживали людей. Лично Дмитрия несколько раз избивал оперуполномоченный уголовного розыска Благовещенска по фамилии Гильванов, в том числе ногами. Кстати, досталось тогда и брату Дмитрия, Сергею — инвалиду второй группы. Его дело также будет разбираться в суде, и Сергей просит в качестве возмещения морального ущерба 200 тысяч рублей. Гильванов впоследствии был осужден на четыре года лишения свободы.
«СП»: — Кроме Гильванова, кто-то из милиционеров был наказан?
— Еще четверо стражей порядка были приговорены к условным срокам, а дела еще трех находятся сейчас на рассмотрении в Благовещенском районном суде.
«СП»: — Как судебные органы Башкирии намерены поступить в отношении оставшихся 340-ми пострадавших?
— С ними ситуация неоднозначна. С одной стороны люди уже устали добиваться справедливости, с другой — запуганы милицией. Сегодня пострадавшие всячески стараются избегать судебных заседаний. Дело усложняется тем, что ОМОН тогда действовал в масках, и сегодня очень трудно опознать людей, творивших беззаконие. И все же в настоящее время в суде уже находятся иски других потерпевших. Кроме того, Комитет против пыток продолжает оказывать юридическую помощь гражданам, которые намерены требовать от Государства компенсации за перенесенные страдания.
«СП»: — Несмотря на прецедент с Дмитрием, темпы вынесения судом постановлений о компенсации можно смело назвать черепашьими…
— За пять лет — это первое положительное постановление суда. Если подобные темпы сохранятся, последний из трех с половиной сотен потерпевших граждан получат от государства компенсации очень не скоро.
Мы связались также с Дмитрием Антипиным и тоже задали ему несколько вопросов.
«СП»: — Дмитрий, вы удовлетворены компенсацией в 50 тысяч рублей?
— Нет, я рассчитывал на большую сумму и намерен обжаловать это решение суда.
«СП»: — Что с вами приключилось в 2004 году?
— Тогда мы жили в деревне Удельный-Дувании недалеко от Благовещенска. Вечером я отправился на дискотеку в сельский клуб. Через некоторое время в клуб ворвались сначала милиционеры, а потом омоновцы с дубинками. Они вырубили музыку, растолкали парней и девчонок в разные стороны и заставили встать лицом к стене. Обращались очень грубо, лупили дубинками… После этого нас битком набили в автобус и куда-то повезли. Вскоре остановили, высадили посреди трасы и заставили вновь выстроиться. Опять били дубинками, заставляли кричать «Я люблю милицию!»… Гильванов выводил меня из строя, бил дубинкой, ногами. В общем, издевались, как хотели.
«СП»: — Как-то объясняли причину?
— Что-то говорили о потерянной папке, но мы так и не поняли о какой. После этого приказали возвращаться в деревню бегом по трасе. Мы, естественно, побежали, но вскоре нас вернули и приказали, бежать не по трасе, а через овраг по глубокому снегу.
«СП»: — Далеко до деревни?
— Примерно пять километров.
«СП»: — Что случилось с вашим братом?
— Он уже спал дома, когда пришли омоновцы, вытащили его из постели и увезли в Благовещенск. Там грубо допрашивали. Отпустили часа в три ночи. Ему пришлось пешком возвращаться домой…
Спецоперация
Напомним, 8 декабря 2004 года, поздно вечером в центре Благовещенска патруль милиции с целью проверки документов остановил четверых прохожих — известных в небольшом городе предпринимателей Олега Катаева, Виктора Героева и Рината Иланова, а также беременную жену Катаева. У Героева паспорта при себе не оказалось. В ходе эмоционального разбирательства один из милиционеров оттолкнул беременную женщину, что стало поводом для драки.
По версии МВД, на месте инцидента собрались 40−50 посетителей ближайшего бара, которые избили патрульных, а также прибывших к ним на подмогу двух сотрудников ДПС. В результате патрульные получили тяжелые травмы и были госпитализированы. Все три предпринимателя в январе 2006 года были осуждены за драку на срок от двух до двух с половиной лет условно (по ч. 2 ст. 318 УК РФ).
На следующий же день глава МВД Башкирии Рафаил Диваев подписал распоряжение о проведении в городе «профилактической спецоперации» по борьбе с уличной преступностью. Операция была проведена с 10 по 14 декабря с привлечением всего личного состава городского УВД и 15 омоновцев, специально откомандированных из Уфы.
Из досье «СП»:
Комитет против пыток — российская некоммерческая организация, работающая в сфере защиты прав человека. В настоящее время Комитет имеет официальный статус межрегиональной общественной организации.
Штаб-квартира Комитета находится в Нижнем Новгороде, представительства действуют в Чеченской Республике, Республике Марий Эл и Республике Башкортостан. Кроме того, КПП имеет отделение в Оренбургской области.
На фото: постановление Ленинского районного суда о компенсации ущерба Дмитрию Антипину.