30 апреля не стало Владимира Солинова — гендиректора московского Научно-исследовательского института технического стекла (НИТС), вице-президента Академии инженерных наук им. А.Н. Прохорова. Выдающийся инженер, который «остеклил» практически все российские самолеты и вертолеты военной и гражданской авиации, скончался на 80-м году жизни, сразу после дня рождения.
Владимир Федорович Солинов родился 29 апреля 1938 года в Москве в семье потомственных стеклоделов. В 1960-м он окончил Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева по специальности «Технология силикатов». С этого же года он стал работать в НИТСе, пройдя путь от инженера, старшего научного сотрудника, начальника отдела до генерального директора.
Напомним: после Великой Отечественной возникла острая необходимость в предприятиях, которые бы разрабатывали новые материалы и технологии, и внедряли бы их в серийное производство. В результате Министерством авиационной промышленности СССР было принято решение о создании специализированного «стекольного» института. Правда, сначала он носил название ГСПКБ по стеклу, а в 1963 году, после отказа от совнархозов и возвращению к отраслевой системе управления, был преобразован в Научно-исследовательский институт технического стекла.
Солинов, без натяжки, был ведущим в России специалистом в области создания конструкций и технологий производства изделий на основе стекла. Достаточно сказать, что он — автор 104 патентов на изобретения. Например, им впервые в стране созданы стекла, вращающие плоскость поляризации света под действием магнитного поля. Эти материалы используются в электронных и оптических приборах, средствах записи информации.
Он стоял у истоков новой науки — конструкционной оптики, которая объединяет в себе разделы оптики, сопромата, материаловедения и технологии стекла и керамики. Благодаря этому из стекла удалось создавать части фюзеляжей самолетов, батискафов, наземных объектов.
Владимир Солинов разрабатывал «птицестойкие» остекления для Ил-96−300, Ту-114, Ту-204, Ан-72, Як-42. Делал прозрачную броню и беспереплетные фонари МиГ-29, Су-25, Ту-22МЗ, Ту-29, Ту-160, первым сумел использовать высокопрочные силикатные стекла для высокоскоростных самолетов Су-35, МиГ-29КУБ, для истребителей пятого поколения — Т-50. При том, что конкуренты НИТС — американская фирма Pittsburgh Plate Glass (PPG), основной разработчик и поставщик стекол для компании Boeing, и французская фирма Suly, работающая с Aerospatiale — до сих пор используют только органическое стекло.
Он изготавливал жаропрочные прецизионные оптические иллюминаторы для всех орбитальных и спускаемых аппаратов, в том числе для орбитальной станции «Мир», межпланетных станций «Венера», «Марс», «Комета Галлея», многоразового космического корабля «Буран», МКС «Альфа». Наконец, на счету Солинова — жаропрочные радиопрозрачные антенные обтекатели для ракет системы С-300 и последующих модификаций. Не говоря о «мелочах» вроде саркофагов для Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Хо Ши Мина.
За создание изделий специальной техники В.Ф. Солинову в 1978 году была присуждена Государственная премия, в 1988-м — премия Совета министров СССР, в 2005-м — премия правительства Российской Федерации. Владимир Солинов был награжден двумя орденами «Знак Почета», орденом «Дружбы народов».
Редакция «Свободной прессы» приносит искренние соболезнования родным и коллегам Владимира Федоровича. Наше издание связывали с ним дружеские отношения. Его уход — действительно большая потеря. И для НИТС, и для России, и для мировой науки.