
Водителей, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, возможно, будут лишать прав пожизненно. Согласно заявлению директора Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктора Кирьянова, Госдума рассмотрит этот проект в ближайшем будущем. По его словам, последние законы, ужесточающие ответственность за вождение в состоянии опьянения дали положительный результат — примерно на 40% снизилось количество ДТП с участием пьяных водителей.
Что означает это закручивание гаек, можно ли говорить об этом как о тенденции, рассуждает эксперт Московского Центра Карнеги Николай Петров.
«СП»: — Николай Владимирович, каковы шансы, что этот законопроект пройдет Госдуму?
— Думаю, в таком прямом виде шансов нет. Другое дело, эту меру могут использовать как долговременную угрозу, обставленную большим количеством условий. Например, применять только в случае многократных поимок водителя в пьяном виде, или в предельно пьяном виде, или при нанесении воителем тяжкого ущерба здоровью и жизни граждан при нахождении в пьяном виде. Такого рода вещи могут ввести, но предположить, что просто за нахождение за рулем в нетрезвом состоянии будет следовать такая «высшая мера», как лишение прав, абсолютно нереально.
«СП»: — Если все же представить абсолютно нереальное, какие последствия будет эта мера иметь? Взятки гаишникам сильно вырастут?
— Мне кажется, они уже сейчас резко увеличились, потому что наказания ужесточились. Сейчас размер взятки уже достигает одной-двух тысяч долларов, а иногда, наверное, и больше. Здесь ведь палка о двух концах. Если вводится неимоверно жесткое наказание, соответственно, резко уменьшается число зафиксированных преступлений. Никто не пойдет, если есть возможность дать взятку, на такого рода наказание. Думаю, как и во всем, здесь важно не перегнуть палку. Кажется, самый простой способ борьбы с чем-либо — это резкое ужесточение наказания. Но опыт показывает, что есть рамки, и если их перейти, ужесточение приводит к обратным, а не к прямым, результатам.
«СП»: — Законопроекты у нас проходят антикоррупционную экспертизу?
— Да, конечно.
«СП»: — То есть, этот законопроект, если он будет представлен, на этапе антикоррупционной экспертизы должны скорректировать?
— Там много этапов, на которых возможна корректировка. Для ведомства важно рапортовать о том, что оно предпринимает какие-то усилия, в том числе законотворческие. А для депутатов и «Единой России» важно принимать законы, которые пользуются поддержкой граждан. Особенно в условиях кризиса, когда и так приходится принимать непопулярные решения. Сейчас политическая ситуация абсолютно не располагает к принятию жестких решений, которые к тому же будут негативно восприняты большинством граждан.
«СП»: — Можно ли сказать, что в последнее время мы наблюдаем тенденцию к закручиванию гаек. То разговоры о смертной казни, то выборы, то транспортный налог. Есть ощущение, что нас загоняют в более жесткие рамки?
— Я бы не рассматривал это как какой-то сложившийся тренд. В некоторых областях нечто подобное происходит. Но и там все не однозначно. Например, взять выборы. Думаю, то, что произошло на нынешних выборах, на следующих уже не повторится, и гайки немного отпустят. Я бы, скорее, видел то, что правительству кажется, что кризис уже миновал, и многие вещи, на которое оно шло, опасаясь недовольства граждан, снова пытаются делать. Но вот социологические службы показали падение рейтинга популярности властного тандема — и уже 25 ноября на президиуме правительства мы слышали, что решено не слушать бизнес, резко вводить страховые выплаты, резко увеличивать пенсии… Правительство очевидным образом сейчас озабочено тем, чтобы как можно больше набирать положительных очков, и как можно меньше принимать непопулярных решений.
Гаишники «за» ужесточение ПДД
Генерал-полковник Виктор Кирьянов полагает, что усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения уже дает положительные итоги. «После принятия закона, усилившего ответственность, на 40% снизилось количество дорожных происшествий при участии пьяных водителей», — уведомил Кирьянов. Положительное воздействие на участников дорожного движения, по его мнению, оказало и повышение штрафа за нарушение правил проезда пешеходных переходов. «Мы видим, что снижается количество дорожных происшествий на пешеходных переходах, т.е. начали пропускать (водители — пешеходов)», — сказал глава Департамента обеспечения безопасности дорожного движения. Вместе с тем, Кирьянов выдвигает предположение, что решающее влияние на ситуацию на дорогах должна оказать воспитательная работа. «Надо работать с самосознанием участников дорожного движения, чтобы каждый понимал не только то, что необходимо бояться госавтоинспекторов, которые стоят на дороге, а еще понимал и ответственность — какие трагедии случаются после того, как ты грубо нарушаешь правила дорожного движения. Вот если понимание в данных вопросах тоже будет, я думаю, что мы вместе наведем порядок на наших дорогах и будет безопаснее нам управлять автомобилем и переходить проезжую часть дороги по пешеходным переходам», — выступил с заявлением генерал.
Напомним, что в январе этого года Госдума установила следующие меры наказания: в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека — лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права управлять автомобилем на срок до 3 лет, в случае смерти человека — до 7 лет с лишением права управления машиной до 3 лет, в случае смерти двух или более лиц — до 9 лет с лишением права управлять транспортным средством до 3 лет.