Мособлсуд в понедельник, 14 декабря, вынес приговор Владимиру Гречушкину и его супруге Аэриме-Софие Басской, которые были признаны виновными в истязании приемных детей и убийстве одного из них. Гречушкина приговорили к пожизненному заключению в колонии особого режима, а его жену — к 16 годам колонии общего режима.
Адвокат Басской — Леонид Мельник назвал приговор суда слишком суровым. «Приговор излишне суров, мы будем обжаловать его в порядке, предусмотренном законом», — сказал Мельник. Адвокат Гречушкина — Вахтанг Германозашвили сообщил, что оставляет вопрос обжалования приговора на усмотрение своего доверителя. «Возможно, Гречушкин решит обжаловать приговор, тогда мы будем это делать», — сказал Германозашвили.
Прокомментировать решение суда мы попросили Алексея Голованя, уполномоченного по делам ребенка при президенте РФ.
«СП»: — Алексей Иванович, по-вашему, решение суда справедливо?
— Я не знаю всех материалов дела, но думаю, что суд вынес справедливый приговор. Истязания ребенка были длительные. Убийство проведено с особой жестокостью. В своей работе я, наоборот, часто сталкиваюсь с тем, что приговоры выносятся достаточно мягкие. Ребенок — сирота. Эти люди, которые брали его для того, чтобы заботиться о нем, защищать его права и интересы, сделали все с точностью до наоборот. Можно сказать, что они изуверы. За такие вещи нужно отвечать. Все должны понимать, что цена жизни беззащитного ребенка превыше всего, что это особая ценность, и наказание за нанесенный урон должно быть равносильным. Даже по каким-то моральным критериям — обидеть сироту, а тем более, так изощренно убить — это какие-то запредельные вещи.
«СП»: — Количество таких чудовищных преступлений растет или сокращается?
— К сожалению, масштабы семейного насилия увеличиваются. По сравнению с периодом, допустим, семилетней давности, случаев, подобных этому, стало больше. Может быть, стали больше выявлять их и больше о таких преступлениях говорить. Но, по статистике, количество дел о жестоком обращении с детьми увеличилось. Издеваются как над взятыми на воспитание детьми, так и над своими собственными — родными.
«СП»: — Можете привести статистику по таким делам?
— Данные статистики о преступлениях в отношении детей, реально ужасают. Только за первое полугодие 2009 года против несовершеннолетних было совершено более 40 тысяч преступлений. Потерпевшими признаны более 3,8 тысяч детей, в том числе 263 — в возрасте до 1 года и 290 — в возрасте от 1 до 5 лет. За 9 месяцев 2009 года убито 518 детей. В отношении детей совершается каждое 4-е изнасилование и каждое 2-е сексуальное домогательство. 50 тысяч детей ежегодно рождаются от матерей, инфицированных ВИЧ. Число детей, живущих в детских домах, не сокращается — в 2009 году оно составило свыше 150 тысяч, а всего без попечения родителей в России остается 730 тысяч человек. Спасаясь от жестокости, дети уходят из дома. На протяжении последних пяти лет ежегодно в розыске находятся 55 тыс. несовершеннолетних, сбежавших из семей, а также школ-интернатов и детских домов.
«СП»: — Эту ужасную статистику можно как-то объяснить?
— Причин, на мой взгляд, несколько. Во-первых, наше общество стало более жестоким и циничным. Во-вторых, отечественное законодательство весьма гуманно по отношению к взрослым, которые жестоко обращаются с детьми. Наконец, что очень важно, по сравнению с советскими временами, когда происходящее в семье можно было запросто обсудить на партсобрании, профкоме или товарищеском суде, институт семьи стал более закрытым. Вообще-то, мы за это боролись, обоснованно утверждая, что вмешательство в личную жизнь граждан недопустимо. Но такая закрытость имеет свои издержки: теперь мы не знаем, что происходит с теми членами семьи, которые нуждаются в особом внимании и защите. Причём это касается не только детей, но и взрослых, например, пожилых людей, которые тоже нередко подвергаются насилию со стороны родственников.
«СП»: — Завтра будет 100 дней, как вы вступили в новую должность уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. За это время вы уже успели что-то сделать?
— Как раз завтра на пресс-конференции, которая состоится по этому поводу, я буду подводить итоги своей стодневной работы. И говорить о том, что нужно делать дальше для того, чтобы ситуация в вопросах защиты прав детей у нас в стране изменилась в лучшую сторону. Сейчас наш аппарат взял на себя координационные функции по разработке национального плана действий в интересах детей в Российской Федерации. Я думаю, что принятие такого документа для нашей страны станет определяющим в формировании государственной политики по улучшению положения детей. Важным направлением своей работы также считаю введение с 2010 года во всех российских регионах линий детских «телефонов доверия». Сейчас проводятся переговоры и согласования с профильными ведомствами и структурами о том, каким образом будет строиться работа телефонной линии для детей — будет ли это единый для всех регионов трехзначный номер 122, где на звонок ответят местные специалисты, или бесплатный московский номер 8−800…, откуда звонок переадресуют на региональную «горячую линию».
Из досье «СП»:
26 января под мостом через реку Пехорка в Люберецком районе Подмосковья было найдено тело трехлетнего мальчика с привязанным к нему автомобильным аккумулятором. Погибшим оказался Александр-Аллар Гречушкин, приемный сын Гречушкина и Басской.
Как установило следствие, обвиняемые, находясь в Тирасполе (столица непризнанной Приднестровской Молдавской Республики), в декабре 2008 года усыновили трехлетнего Данилу Бойко, двухлетнюю Анастасию Лукьянову и ее годовалого брата — Анатолия Лукьянова, присвоив им новые фамилии, имена и отчества соответственно: Гречушкин Александр-Аллар Владимирович, Гречушкина Эрика-Аннета Владимировна и Гречушкин Всеволод-Герберт Владимирович.
В конце декабря 2008 года супруги вместе с двумя детьми вылетели на отдых в Таиланд. Во время перелета младший ребенок Всеволод-Герберт скончался в самолете. Согласно заключению судебно-медицинского исследования, смерть мальчика наступила от аспирации пищевых масс, ввиду ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей во время кормления ребенка. Кроме того, при исследовании тела ребенка были обнаружены кровоподтеки и ссадины, которые образовались за несколько дней до наступления смерти.
24 января 2009 года Гречушкин при пособничестве Баской, не желая исполнять свои родительские обязанности по воспитанию несовершеннолетнего Александра-Аллара и с целью сокрытия ранее совершенных в отношении него преступлений, убил мальчика. Его тело было обнаружено 26 января под автомобильным мостом через реку Пехорка.
Эксперты установили, что мальчик был брошен в воду еще живым. Кроме того, ребенок был истощен. На его теле зафиксировали множественные телесные повреждения, что свидетельствовало о его истязании длительное время.
Желая избежать уголовной ответственности за совершенные преступления, обвиняемые уехали на отдых в Пермь. 5 февраля они были задержаны в поезде Пермь-Москва при возвращении домой.
Фото [*]