Валентин Катасонов: Руководство финансово-экономического блока служит «Вашингтонскому консенсусу»
Ведущая телеканала «Дождь» Ксения Собчак, объявившая о намерении баллотироваться в президенты РФ, уверена, что ее нельзя судить за озвученную позицию о территориальной принадлежности Крыма.
«В законе сказано, что подсудны призывы к отделению или нарушению территориальной целостности. В законе нет ни слова о констатации факта и даже о высказывании своего мнения, не совпадающего с государственным. Судить меня за это нельзя и Сулеймана Кадырова нельзя тоже. Все люди, которых осудили за это, — политзаключенные и невиновны», — заявила Собчак в интервью РИА «Новости».
Днем на это отреагировали в Кремле."С точки зрения международного права, де-юре и де-факто, Крым является неотъемлемой частью Российской Федерации. Обсуждение территориальной и суверенной принадлежности Крыма не подлежит обсуждению никак и ни с кем", — ответил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на просьбу журналистов прокомментировать заявления Собчак.
Еще более резок в оценках был лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который призвал возбудить уголовное дело против Ксении Собчак за ее высказывание.
«Как можно, что в России практически на полуофициальном уровне появляется дама, желающая участвовать в выборах президента, которая заявляет, что Крым украинский. Это преступление», — возмутился Жириновский.
Напомним: 24 октября, на пресс-конференции, посвященной выдвижению, Ксения Собчак сделала программное заявление — назвала присоединение Крыма нарушением Будапештского меморандума.
«С точки зрения международного права, Крым — украинский. Точка. После этого нужно разговаривать. Как эти люди, которые там живут, вернутся в Украину? Но наша задача первостепенная — восстановить нормальные отношения с Украиной», — подчеркнула телеведущая.
Заметим, что Будапештский меморандум, гарантирующий территориальную неприкосновенность Украины в обмен на отказ Киева от ядерного оружия, был подписан в 1994 году. Гарантами целостности Украины тогда выступили Россия, Великобритания и США. Владимир Путин в 2014 году заявил, что документ потерял юридическую силу, поскольку в Киеве произошел антиконституционный переворот, а соглашение было заключено с законным правительством. В дальнейшем глава российского государства не раз заявлял, что Крым — регион РФ, и тема его возвращения даже не обсуждается.
И возникает вопрос: может ли Собчак грозить уголовная ответственность за слова о Крыме? Ведь судебная практика по подобным высказываниям имеется.
Валентин Катасонов: Руководство финансово-экономического блока служит «Вашингтонскому консенсусу»
Как пояснил руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, в России более 20 человек привлечены к уголовной ответственности за фразы, аналогичные сказанной Собчак. Уголовные дела были возбуждены по статье УК РФ 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ), максимальное наказание по которой составляет 5 лет лишения свободы.
С другой стороны, в России конституционная свобода слова. И нет закона, который бы запрещал свое мнение высказывать, пусть даже оно является предательством интересов собственных соотечественников.
Даст ли Кремль отмашку на возбуждение уголовного дела против Собчак? Может ли суд в этом случае «влепить двушечку»?
— Формула, которую выбрала Ксения Собчак, является вполне корректной, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Она говорит о территориальной принадлежности Крыма только «с точки зрения международного права». И эту точку зрения можно обосновать.
Напомню, что в марте 2014 года Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов приняла резолюцию, признающую состоявшийся в Крыму референдум о присоединении к России незаконным. В резолюции содержался призыв к мирному урегулированию ситуации и отказу от односторонних действий, направленных на нарушение территориальной целостности Украины.
Известна, кроме того, позиция ряда международных структур, которые де-факто считают Крым украинским. Например, Международная организация гражданской авиации (ICAO) в свое время заявила, что аэронавигационное обслуживание Симферопольского центра по-прежнему делегировано Украине.
В этом же перечне ФИФА, которая совместно с Оргкомитетом российского Чемпионата мира-2018 разработала и опубликовала карту хозяев предстоящего Кубка Конфедераций-2017, на которой четко видно, что Крым она вовсе не считает российским.
Все это означает, что позиции Собчак, с точки зрения права, довольно прочные.
«СП»: — Но за подобные высказывания в России уже возбуждено несколько уголовных дел. Пополнится ли список «делом Собчак»?
— Скорее всего, нет. На мой взгляд, если дело против Собчак и будет возбуждено, процесс будет вялотекущем, и в итоге правоохранители придут к выводу, что в высказываниях телеведущей нет состава преступления.
«СП»: — Ксения Собчак заявила в эфире «Дождя», что встречалась с президентом Владимиром Путиным, перед тем как объявить о своем решении публично. Значит ли это, что ее участие в президентской кампании — это часть плана Кремля?
— Думаю, решение Собчак было во многом случайным. Напомню, 1 сентября «Ведомости» сообщили, что в администрации президента России думают над тем, чтобы кандидатом на выборах 2018 года стала женщина, и рассматривают 5−7 кандидатур, в том числе Ксении Собчак. А 2 сентября на МУЗ-ТВ стартовал проект «Новая фабрика звезд», где ведущей отчетных концертов стала Ксения Собчак.
Я не исключаю, что вброс о возможном участии Собчак в президентских выборах был частью раскрутки ее нового шоу.
Но заявление Собчак вызвало, что называется, информационный хайп. И, видимо, кому-то внутри власти — не ключевым игрокам в Кремле — эта идея приглянулась.
А уже потом к проекту Собчак подключились люди, которые мечтали о возвращении в высшую лигу российской политики. Штаб Собчак, напомню, возглавил один из основателей НТВ Игорь Малашенко, который в 1996 году в кампании Бориса Ельцина занимался информационной политикой. Полевую работу — штабы, волонтеры, сбор подписей — взял на себя политтехнолог Алексей Ситников, который в политконсалтинге работает с 1990-х и консультировал, в том числе Юлию Тимошенко. А политолог Марина Литвинович занялась взаимодействием штаба с движениями — в 2004 году она возглавляла штаб кандидата в президенты Ирины Хакамады.
Сейчас Собчак, насколько я понимаю, формирует свою программу также на принципах информационного хайпа. Но, думаю, даже в стане ее союзников все понимают несерьезность этой затеи. Ведущая не очень приличных ТВ-шоу не может быть ни жестким критиком, ни реальным конкурентом Владимира Путина.
«СП»: — Если участие Собчак в президентской кампании дискредитирует Путина, уголовное дело по высказываниям о Крыме может быть возбуждено, чтобы снять телеведущую с предвыборной гонки?
— Может, но это будет выглядеть искусственным шагом. К тому же я не думаю, что Собчак дискредитирует Путина. Ее участие в кампании не повышает легитимность выборов — и только.
«СП»: — Эксперты уже озвучивают возможный бюджет кампании Собчак — 1 млрд. рублей. Вы считаете, телеведущая соберет эту сумму?
— Если заинтересованные российские олигархические структуры будут видеть перспективу и свой интерес в этом проекте — возможно. Пока я такого интереса не вижу.
И о том, как она может дискредитировать выборы
— Уголовная ответственность установлена за призывы к нарушению территориальной целостности РФ, а не за оценочные суждения, — отмечает федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РФ Сергей Пашин. — Оценочные суждения не наказуемы, и Конституция РФ, которая провозглашает свободу слова, в любом случае выше УК РФ как простого федерального закона.
К тому же речь идет о высказываниях, сделанных в ходе президентской кампании, пусть даже человек не зарегистрирован в качестве официального кандидата. А кандидаты, напомню, имеют иммунитет и обладают неприкосновенностью.
Поэтому, на мой взгляд, нет оснований для привлечения Ксении Собчак к какой-либо ответственности.
«СП»: — Собчак утверждает, что Сулейман Кадыров и другие, кого обвиняют за высказывания о территориальной принадлежности Крыма, — политзаключенные. Это так?
— Статус политзаключенного провозглашается неправительственными организациями. Например, Amnesty International объявляет политзаключенными отдельных лиц. Другими словами, сказать можно что угодно, но с юридической точки зрения такой статус отсутствует.
«СП»: — Как на деле, с точки зрения международного права, выглядит сегодня вопрос принадлежности Крыма?
— В международном праве есть несколько прецедентов подобных ситуаций. Правительство РФ опирается на югославский прецедент, его противники — на другие прецеденты. Точку в споре, я считаю, может поставить либо международный судебный орган, либо международное соглашение.
Но надо понимать: с точки зрения международного права, сейчас мы все еще находимся на стадии спора, а не на стадии раздачи ярлыков.